Когда так формально и стереотипизированно отвечают сельские старшеклассники этот феномен можно объяснить неосведомленностью о семейных отношениях.
Но если, такую характеристику семейным ролям дают городские старшеклассники, то можно задуматься о глубоком исследовании этой проблемы и разработке программы для правильного и четкого формулирования представлений о семейной жизни старшеклассников.
Вопрос № 6
Целью четвертого вопроса было выяснение, для чего нужны представления о семейных ролях к началу созданию семьи.
Сельские старшеклассники:
Юноши
Девушки
Для преодоления кризиса в семье
12%
40%
Для уменьшения числа ссор
8%
16%
Для профилактики разводов
24%
Для развития ответственности
У молодых супругов
Для осознания новых ролей
20%
Для осознания своих новых
обязанностей
Городские старшеклассники:
Готовность к трудностям
Для профилактики развода
Для адаптации в новой роли
32%
Знания помогают
Находить компромиссы в семейных ссорах
Для осознания
Своих новых обязанностей
В интерпретации четвертого вопроса мы использовали метод контент - анализа (процесс выделения единиц из полученной информации).
После их выделения мы воспользовались методом ранговой корреляции Спирмена. Мы посмотрели, есть ли существенная разница между ответами юношей и девушек в 6 вопросе.
Результат оказался статистически не значимым. (связь отрицательная - отсутствие связи - P= - 0,77, то есть меньше 0,05. Значит можно предположить, что сельские старшеклассники дают разные понятия о функциях семейных представлений.
Важно отметить, что девушки в большей степени считают, что знания о семейных ролях нужны для преодоления кризиса в семье, то есть для преодоления трудностей и препятствий - 40%.
А юноши - 24% считают, что такие знания нужны для профилактики разводов; для осознания своих новых обязанностей - 24%.
Городские старшеклассники в большинстве своем считают, что такие представления нужны для осознания своих новых обязанностей (юноши - 24%; девушки - 32%) и для адаптации в своей новой роли (юноши-20%; девушки - 32%).
То есть они считают, что при образовании новой семьи молодые супруги должны осознавать в полной мере свой новый статус в обществе, должны привыкнуть к своей новой роли и положению.
Результат является статистически значимым, связь умеренная. P= 0, 52. Можно предположить, что городские старшеклассники имеют одну точку зрения на понятия о функциях семейных представлений.
Опираясь на данные нашего исследования можно сформулировать функции семейных представлений:
Для сельских старшеклассников:
Профилактика разводов
Развитие ответственности у молодых супругов
Осознание своего нового положения
Для городских старшеклассников:
Представления помогают адаптироваться в новой роли
Сознание своих новых обязанностей
Преодоление кризисов в семье
В ходе исследования в форме свободного сочинения на тему "Моя будущая семья" высказывались о том, как они представляют себе свою будущую семью.
Были получены следующие результаты относительно типа установки на будущую семейную жизнь:
Группы
Тип установки
Городские старшеклассники
Реальная
идеализированная
осторожная
30%
неопределенная
42%
Сельские старшеклассники
23%
17%
Каждому из типов установки соответствовали предложения утверждения типа: реальная - "Отношения в моей семье будут зависеть от... (перечисление конкретных условий)"; идеализированная - "В моей семье никогда не будет конфликтов, ссор, непонимания и т.п. ".; осторожная - "Семья - это большая ответственность"; неопределенная - "Я не задумывалась (ся), что обозначает для меня будущая семейная жизнь".
Выявлено, что не только неопределенный тип установки, который характеризуется отсутствием конкретных представлений о будущей семейной жизни и желания серьезно задуматься над ней, но и реальный, и идеализированный типы, несмотря на их меньшее процентное соотношение, также требуют особого внимания при организации работы по формированию ценностного отношения к семье.
В рамках исследовательских задач был проведен тест незаконченных предложений, позволивший получить большой пласт информации, отражающий значимость семьи как социального института в системе социально-психологических ценностей старшеклассников, а также показать их представления о реально существующих семьях и будущем супружестве.
Исследование показало, что для 40% испытуемых семья - это главная ценность жизни; это то место, где человек может почувствовать себя эмоционально защищенным, где ему окажут поддержку, проявят заботу и уважение. В то же время 60% современных старшеклассников считают, что получение престижного образования и профессиональная карьера важнее, чем создание семьи. Более того, 50% из 60 уверены в том, что семья - это скучное и обременительное явление, а брак - это союз, ограничивающий свободу человека.
Таким образом, на основе полученных данных были сделаны следующие выводы:
Любовь и брак по-прежнему являются одной из главных жизненных ценностей современной молодежи.
Изменения взглядов молодежи на любовь и брак, внесенные трансформацией социокультурных норм и традиций, существенно снизили степень влияния родителей на формирование их представлений о любви и браке.
Наибольшие различия в представлениях о любви и браке зависят от пола респондентов.
Молодые люди ищут в семье своих родителей поддержку и опору в процессе социализации, а свою будущую семью готовы строить на основе гуманистических и нравственных принципов, но испытывают при этом огромный недостаток в психологических знаниях и умениях.
Для того, чтобы установить взаимосвязь между сельскими/городскими старшеклассниками и представлениями о семейной жизни, определялся коэффициент ранговой корреляции Спирмена по формуле
Старшеклассники
Ранги
Место жительства,
Представления о семейной жизни,
Городские
1
9
2
10
3
8
4
5
6
7
Сельские
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8