Рефераты. Особенности представления городских и сельских старшеклассников о семейной жизни

p align="left">Старшеклассники формально подходят к описанию таких семейных ролей, как муж и жена. Дают не реальные представления о семейных ролях, а выдают желаемое за действительное.

Когда так формально и стереотипизированно отвечают сельские старшеклассники этот феномен можно объяснить неосведомленностью о семейных отношениях.

Но если, такую характеристику семейным ролям дают городские старшеклассники, то можно задуматься о глубоком исследовании этой проблемы и разработке программы для правильного и четкого формулирования представлений о семейной жизни старшеклассников.

Вопрос № 6

Целью четвертого вопроса было выяснение, для чего нужны представления о семейных ролях к началу созданию семьи.

Сельские старшеклассники:

Юноши

Девушки

Для преодоления кризиса в семье

12%

40%

Для уменьшения числа ссор

8%

16%

Для профилактики разводов

24%

8%

Для развития ответственности

У молодых супругов

12%

16%

Для осознания новых ролей

20%

12%

Для осознания своих новых

обязанностей

24%

8%

Городские старшеклассники:

Юноши

Девушки

Готовность к трудностям

8%

12%

Для профилактики развода

24%

12%

Для адаптации в новой роли

20%

32%

Знания помогают

Находить компромиссы в семейных ссорах

20%

12%

Для осознания

Своих новых обязанностей

24%

32%

В интерпретации четвертого вопроса мы использовали метод контент - анализа (процесс выделения единиц из полученной информации).

После их выделения мы воспользовались методом ранговой корреляции Спирмена. Мы посмотрели, есть ли существенная разница между ответами юношей и девушек в 6 вопросе.

Результат оказался статистически не значимым. (связь отрицательная - отсутствие связи - P= - 0,77, то есть меньше 0,05. Значит можно предположить, что сельские старшеклассники дают разные понятия о функциях семейных представлений.

Важно отметить, что девушки в большей степени считают, что знания о семейных ролях нужны для преодоления кризиса в семье, то есть для преодоления трудностей и препятствий - 40%.

А юноши - 24% считают, что такие знания нужны для профилактики разводов; для осознания своих новых обязанностей - 24%.

Городские старшеклассники в большинстве своем считают, что такие представления нужны для осознания своих новых обязанностей (юноши - 24%; девушки - 32%) и для адаптации в своей новой роли (юноши-20%; девушки - 32%).

То есть они считают, что при образовании новой семьи молодые супруги должны осознавать в полной мере свой новый статус в обществе, должны привыкнуть к своей новой роли и положению.

Результат является статистически значимым, связь умеренная. P= 0, 52. Можно предположить, что городские старшеклассники имеют одну точку зрения на понятия о функциях семейных представлений.

Опираясь на данные нашего исследования можно сформулировать функции семейных представлений:

Для сельских старшеклассников:

Профилактика разводов

Развитие ответственности у молодых супругов

Осознание своего нового положения

Для городских старшеклассников:

Представления помогают адаптироваться в новой роли

Сознание своих новых обязанностей

Преодоление кризисов в семье

В ходе исследования в форме свободного сочинения на тему "Моя будущая семья" высказывались о том, как они представляют себе свою будущую семью.

Были получены следующие результаты относительно типа установки на будущую семейную жизнь:

Группы

Тип установки

Городские старшеклассники

Реальная

12%

идеализированная

16%

осторожная

30%

неопределенная

42%

Сельские старшеклассники

Реальная

23%

идеализированная

42%

осторожная

17%

неопределенная

8%

Каждому из типов установки соответствовали предложения утверждения типа: реальная - "Отношения в моей семье будут зависеть от... (перечисление конкретных условий)"; идеализированная - "В моей семье никогда не будет конфликтов, ссор, непонимания и т.п. ".; осторожная - "Семья - это большая ответственность"; неопределенная - "Я не задумывалась (ся), что обозначает для меня будущая семейная жизнь".

Выявлено, что не только неопределенный тип установки, который характеризуется отсутствием конкретных представлений о будущей семейной жизни и желания серьезно задуматься над ней, но и реальный, и идеализированный типы, несмотря на их меньшее процентное соотношение, также требуют особого внимания при организации работы по формированию ценностного отношения к семье.

В рамках исследовательских задач был проведен тест незаконченных предложений, позволивший получить большой пласт информации, отражающий значимость семьи как социального института в системе социально-психологических ценностей старшеклассников, а также показать их представления о реально существующих семьях и будущем супружестве.

Исследование показало, что для 40% испытуемых семья - это главная ценность жизни; это то место, где человек может почувствовать себя эмоционально защищенным, где ему окажут поддержку, проявят заботу и уважение. В то же время 60% современных старшеклассников считают, что получение престижного образования и профессиональная карьера важнее, чем создание семьи. Более того, 50% из 60 уверены в том, что семья - это скучное и обременительное явление, а брак - это союз, ограничивающий свободу человека.

Таким образом, на основе полученных данных были сделаны следующие выводы:

Любовь и брак по-прежнему являются одной из главных жизненных ценностей современной молодежи.

Изменения взглядов молодежи на любовь и брак, внесенные трансформацией социокультурных норм и традиций, существенно снизили степень влияния родителей на формирование их представлений о любви и браке.

Наибольшие различия в представлениях о любви и браке зависят от пола респондентов.

Молодые люди ищут в семье своих родителей поддержку и опору в процессе социализации, а свою будущую семью готовы строить на основе гуманистических и нравственных принципов, но испытывают при этом огромный недостаток в психологических знаниях и умениях.

2.2 Анализ результатов исследования представления городских и сельских старшеклассников о семейной жизни

Данные, полученные с помощью методик, подвергались следующей статистической обработке: каждому индивидуальному значению по показателям “Городские/сельские старшеклассники" и “Представления о семейной жизни" присваивались ранговые значения. Наивысшему индивидуальному результату по показателю присваивался ранг 1. По показателю “представления школьников о семейной жизни" ранг 1 присваивался наименьшему индивидуальному результату, т.е. тому значению коэффициента, определяемому методикой, который указывает на отсутствие или низкий уровень сформированности представления о семейной жизни.

Для того, чтобы установить взаимосвязь между сельскими/городскими старшеклассниками и представлениями о семейной жизни, определялся коэффициент ранговой корреляции Спирмена по формуле

Rs=1- ( (6*S NDi2) / (N* (N2-1)))

где Rs - коэффициент ранговой корреляции Спирмена;

Di - разность рангов сравниваемых объектов;

N - число сравниваемых объектов.

Значение коэффициента Спирмена, согласно формуле, может быть получено в пределах от -1 до +1.

Результаты исследования показали, что у городских старшеклассников корреляция выражена в 0,48, вместе с тем, так как она меньше 0,6 - она не может быть признана достоверной.

В целом, по группе испытуемых коэффициент корреляции между показателями шкалы представления о семейной жизни составляет 0,78, это позволяет констатировать, что между этими показателями есть корреляция.

Рассмотрим зависимость между представлением о семейной жизни и проживанием старшеклассников. Исходные данные представлены в таблице 1.

Таблица 1. Исходные данные

Старшеклассники

Ранги

Место жительства,

Представления о семейной жизни,

Городские

1

9

Городские

2

10

Городские

3

8

Городские

4

5

Городские

5

4

Городские

6

7

Городские

7

6

Городские

8

1

Городские

9

2

Городские

10

3

Сельские

1

9

Сельские

2

10

Сельские

3

8

Сельские

4

5

Сельские

5

4

Сельские

6

7

Сельские

7

6

Сельские

8

1

Сельские

9

2

Сельские

10

3

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.