Рефераты. Особенности профессионального самоопределения в классах с профильным обучением

ель психолога построена на взаимодействии с учащимися - это определение его интересов, склонностей и способностей, выявление индивидуальных особенностей и их развития, как основы поиска оптимальных для учащегося способов ознакомления и обучения с данной профессией, а также взаимодействие с педагогом в форме “сотрудничества" для формирования у школьника готовности к осознанному выбору профессии.

Задачами психолога являются:

консультационная и информационная поддержка учебно-воспитательного процесса;

повышение психологической компетентности педагогов по вопросам, связанным с обучением и развитием учащихся, а также взаимодействия “педагог - ученик”;

создание условий для оказания психологической помощи учащихся в решении проблем профессионального самоопределения [43].

Для реализации поставленных целей и задач используются основные направления работы психолога:

1. Психодиагностика. Психодиагностическое направление имеет цель информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса. Психодиагностические данные необходимы:

для составления социально-психологического портрета (учащегося); для определения путей и форм оказания помощи учащемся, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии; для выбора средств и форм психологического и педагогического сопровождения учащихся в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.

2. Психоконсультирование. Эта одна из форм практической деятельности психолога. Учитывая специфику учебного заведения, сопровождение решает следующие задачи: оказание помощи старшеклассникам, испытывающим трудности в обучении, общении или психическом самочувствии; обучение старшеклассников навыкам самопознания, самораскрытия и самоанализа, использования своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения и развития; оказание помощи педагогу через форму “сотрудничества" в решении различных школьных проблем и профессиональных задач самого педагога [44]. Психоконсультирование учащихся может иметь различное содержание, касаться как проблем профессионального или личностного самоопределения школьника, так и различных аспектов его взаимоотношений с окружающими людьми. Психоконсультирование организуется, в большинстве случаев, по запросу со стороны учащегося. Однако необходимо учесть, практика показывает, что психоконсультирование может быть плановым по результатам психодиагностики. Цель планового психоконсультирования: оказание помощи в самораскрытии и самоанализе индивидуальных особенностей. Данная деятельность может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме [43].

3. Психопросвещение. Одно из наиболее безопасных видов психологической работы. Просвещение задает слушателям пассивную позицию, в этой ситуации получения информация может изменять представление и мнение человека или предполагает изменение их, а также может быть отвергнута или забыта. Психологическое просвещение учащихся сегодня очень популярно. Но, несмотря на повсеместную распространенность, по-прежнему остро стоит вопрос о его эффективности. Результатом просвещения учащихся является успешное использование ими психологических знаний и навыков, которые помогли бы им успешно учиться и развиваться в различных сферах школьной жизни, а также в осознанном выборе будущей профессии. Так как для данного возраста, выбор будущей профессии, ответ на вопрос “Кем быть? ” становится очень актуальным [28, 41].

Для того, чтобы передаваемые учащимися знания могли активно включаться в процесс личностного развития, выступать своего рода катализатором внутренних процессов, необходимо очень серьезно подходить и к отбору содержания, и к выбору форм работы. При отборе содержания необходимо учитывать не только возрастные потребности, но готовность к усвоению тех или иных заданий и навыков к существующей актуальной проблеме. Просветительское сопровождение может быть организовано в ответ на актуальный запрос школьника или группы учащихся.

4. Коррекционно-развивающая работа. Коррекционно-развивающая работа осуществляется через специально организованную систему мероприятий, которые ориентированы помочь учащемуся в сложном мире профессий, а также соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями, которые предъявляют профессии [43].

Трудовой жизненный путь - важнейшая общечеловеческая ценность. Это то, что может приносить человеку не только материальные средства существования, но и всестороннее развитие - новые знания, опыт, мастерство, а вместе с тем и устойчивую радость, сознание своей полезности, счастье или, наоборот, при неудачном выборе профессии, делать человека изо дня в день недовольным, хронически мрачным, раздражительным.

В настоящее время разработано восемь углов ситуации выбора профессии.

1. Позиция старших членов семьи. Старшие несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь, проявляют заботу. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии. Взрослые могут предоставлять детям значительную свободу выбора. Такая позиция старших требует от детей большой инициативы, самостоятельности и ответственности в обдумывании своего будущего. Взрослые принимают близко к сердцу вопрос о будущем ребенке, но не согласны с его собственными помыслами и категорически предполагают сделать другой выбор. С этим обстоятельством не считаться нельзя, приходиться вести переговоры и идти, возможно, на разумные уступки или проявлять изобретательность в поисках дополнительных доводов в пользу намеченного выбора. Если старшие и дети единодушны в вопросе о выборе профессии и если первые содействуют вторым добрыми советами, то об этом можно только мечтать [9, 34].

2. Позиция товарищей, подруг. Дружеские связи в подростковом возрасте крепки и могут сильно влиять на выбор профессии.

3. Позиция учителя, школьных педагогов. Учитель - это не просто математик, или литератор, но вместе с тем и специалист - человековед. Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, педагог все время проникает мыслью за фасад внешних проявлений человека, учащегося и ставит своего рода диагноза относительно интересов, склонностей, помыслов, характера, способностей, подготовленности учащихся. И еще одна особенность учителя. Он является олицетворением требований общества к учащимся. Учитель - представитель общества, государства, народа. Он лучше понимает, в каких специальностях нуждается общество. Вот почему очень важно принимать во внимание соображения, мнения педагогов.

4. Личные профессиональные планы. Профессиональный план - не вещь, а представление, образ в голове и многие особенности планов и хода их построения зависят от склада ума и характера, опыта человека. Планы у разных людей различны не только по содержанию и по другим качествам. Они могут смутными и ясными, устойчивыми или изменчивыми, реалистичными и фантастическими. Личные профессиональные планы могут быть детально продуманны, но при всем этом морально несостоятельными. Чтобы построить планы, нужен подходящий строительный материал, а не одна только инициатива. Часть этого материала составляют знания о мире профессий.

5. Способности. Они составляют важное звено будущей профессиональной пригодности. Любые индивидуально - психологические особенности человека, помогающие успеху в какой - либо деятельности, можно считать способностями. Способности, таланты надо рассматривать не только по отношению к учебе, но и ко всем другим видам общественной ценной активности.

6. Уровень притязаний на общественное признание. Устойчивое, свойственно данному человеку представление о том, какого места среди людей он заслуживает. Выбирая профессию и планируя трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний на первую ступень профессиональной подготовки. Самый верный путь самовоспитания реалистического уровня притязаний - включение в жизнь коллектива, постоянное сличение своих успехов и неудач с достижениями товарищей, честное отношение к их успехам.

7. Информированность. Для того чтобы выбрать профессию, человек должен обладать значительным объемом информации на двух уровнях. Информация о мире профессий в целом и информация об отдельных профессиях или группах профессий.

8. Склонности. Есть два способа выбирать профессию. Один - метод “проб и ошибок”, когда ищешь в слепую, пробуя себя в различных сферах деятельности, пока не найдешь ту единственную профессию, которая будет приносить тебе не только средства к достойному существованию, но и радость от самого процесса работы. На это может уйти большая часть жизни. Да и то, если повезет. Ведь профессий - десятки тысяч. Возможен другой путь: изучить, прежде всего, самого себя - свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, свойства нервной системы - словом все то, что делает каждого человека индивидуальным. Это не просто познавательное побуждение, склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть времени. Склонности на только проявляются, но и формируются в деятельности [9, c.122].

Различают факторы профессиональной зрелости.

Факторы профессиональной зрелости формируются и развиваются у человека не одновременно. Развитие и формирование разными людьми может происходить в любом возрасте и достигать различного уровня. Развитие одного фактора часто влечет за собой развитие еще нескольких.

Акцент делается на развитие автономности и работу по самопознанию, поскольку именно они лежат в основе формирования зрелости [29, c.52].

Одним из факторов профессиональной зрелости является автономность. Формирование автономности чаще всего начинается в раннем юношеском возрасте и заканчивается в зрелые годы. Занятия в группе являются эффективным средством повышения уровня развития автономности и формирования: Я - концепции, поскольку именно в группе человек имеет возможность получить концентрированную обратную связь на свои мнения и поступки. В ходе встреч развивается стремление к самопознанию и саморазвитию, а концентрированная и профессионально построенная обратная связь и специально подобранные им темы для обсуждения способствуют формированию образов реального и идеального "Я" и установлению связей между ними. В ходе занятий оказываются задействованы все источники обратной связи (по Петровской Л.А.): восприятие себя через восприятие другими, через результаты собственной деятельности, через наблюдение собственных внутренних состояний, непосредственное восприятие собственного внешнего облика [45, c.21].

Как известно, многие проблемы возникают у людей из - за владеющего ими чувства одиночества, которое особенно присуще молодым людям и подросткам в силу возрастных особенностей. Поэтому, по мнению многих из них, работа в группе - это редкая возможность спокойно, без напряжения общаться, высказаться и быть выслушанным. Осознание того, что человек не одинок и поддержка людьми со сходными проблемами и трудностями повышают ощущение комфортности и уверенности в себе.

В кругу себе подобных быстрее усваиваются определенные навыки поведения. Именно поэтому, даже в случае полной пассивности, человек может многое понять и почерпнуть для себя много полезного [15, c.6].

Для того, чтобы выбрать профессию, человек должен обладать значительным объемом информации. Следующий фактор профессиональной зрелости это информированность. При низком уровне самосознания человек не в состоянии воспринимать предлагаемую ему информацию. Поэтому первым условием развития информированности является развитие автономности. Второе условие - полнота представления членов группы об источниках получения информации. Если человек не замыкается на один источник, то у него возникает возможность принять более объективное и обоснованное решение. Часть занятий программы посвящена анализу источников и самой получаемой информации, развитию умений по их поиску. При этом ведущие не берут на себя функцию служить источником информации. Занятия построены так, что в ходе их участники группы понимают, какой информации им не хватает и где ее можно получить.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.