Рефераты. Особенности проведения внеклассного мероприятия по литературе

Особенности проведения внеклассного мероприятия по литературе

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Сущность внеклассной работы, ее место в структуре педагогической работы, особенности внеклассной работы по литературе, основные формы и виды внеклассной работы
    • 1.1 Сущность внеклассной работы, ее место в структуре педагогической работы
    • 1.2 Особенности внеклассной работы по литературе
    • 1.3 Формы и виды внеклассной работы по литературе
  • Глава 2. Особенности внеклассной работы по литературе в 10 классе МСОШ №3, планирование проведения внеклассной работы по литературе в данном классе, опыт организации внеклассного мероприятия в данном классе
    • 2.1 Специфика внеклассной работы по литературе в 10 классе МСОШ №3, характеристика данного класса, планирование предстоящего занятия с учетом особенностей класса
    • 2.2 Опыт организации внеклассного мероприятия по литературе в 10 классе МСОШ №3
  • Заключение
Введение

Прежде чем углубиться в развитие темы данной курсовой работы, хотелось бы обосновать ее актуальность в условиях развития современной системы образования и общества, а также показать необходимость проведения подобных исследований.

К сожалению, в наше время - время, чрезмерно насыщенное потоками информации из различнейших источников - очень сложно заинтересовать учеников внеклассным уроком по тому или иному предмету, так как даже основной объем обучения воспринимается по большей части неохотно, и уровень образования в стране, по сравнению с советскими временами, резко снизился.

В то же время вопрос о мотивации детей к обучению крайне важен. Ведь внеклассная работа формирует и развивает личность ребёнка. Управлять воспитательным процессом - значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но и информировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил, так как каждый человек воспитывает себя прежде всего сам.[3, с.5]

Таким образом, внеклассная работа по литературе - своего рода инструмент в руках учителя, с помощью которого он не только формирует знания ученика по предмету, но и развивает его личность, т.е. следит за процессом и результатами социализации, воспитания и саморазвития. [10, с.119]

Целью данной работы является изучение роли внеклассного урока по литературе как одного из важнейших двигателей нравственного развития личности ученика.

Задачи, в свою очередь, можно сформулировать следующим образом:

- необходимо раскрыть место внеклассной работы в структуре педагогической работы в школе и определить ее роль в формировании нравственного воспитания школьников;

- подчеркнуть значение внеклассной работы по литературе как мотивирующего составляющего обучения данному предмету, сформировать положительные мотивы обучения;

- спланировать и провести внеклассное занятие по литературе в 10 классе МОУСОШ №39;

- проследить влияние внеклассной работы по литературе на личность обучающегося на примере конкретного коллектива учеников.

Методы и приемы педагогического исследования, используемые в данной курсовой работе:

- анализ научно-методической литературы по данной теме;

- педагогическое наблюдение;

- метод опроса, построенный в виде беседы;

- анкетирование;

- анализ продуктов деятельности.

Глава 1. Сущность внеклассной работы, ее место в структуре педагогической работы, особенности внеклассной работы по литературе, основные формы и виды внеклассной работы

1.1 Сущность внеклассной работы, ее место в структуре педагогической работы

Внеклассная работа -- составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. [6, с.311]

Внеклассная работа -- часть деятельности педагогов, связанная с организацией и налаживанием внеурочной деятельности школьников. [5, c. 156]

Внеурочная работа -- внеклассная работа, составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Направления, формы и методы В.р. практически совпадают с дополнительным образованием детей. В школе предпочтение отдаётся образовательному направлению, организации предметных кружков, научных обществ учащихся, а также развитию художественного творчества, технического творчества, спорта и др. [1, c. 36]

В соответствии с Письмом Минобразования РФ от 21.06.2001 N 480/30-16 "О методических рекомендациях по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательном учреждении" к внеклассной работе по предмету относится индивидуальная работа с учащимися, предметные кружки, факультативы, выпуск предметных газет, совместная организация и участие в предметных неделях, тематических вечерах и других мероприятиях. Такую работу классный руководитель проводит совместно с учителем-предметником.

Согласно части второй п.2.5. Приказа Минобрнауки РФ от 27.03.2006 N 69 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений" такая работа может выступать формой догрузки по учебной нагрузке учителя без дополнительной оплаты. Либо выполнение обязанностей по проведению консультаций, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой может рассматриваться как должностные обязанности, предусмотренные уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулироваться графиками и планами работы, в т.ч. личными планами педагогического работника. Выполнение дополнительно возложенных на педагогических работников обязанностей, непосредственно связанных с образовательным процессом, должны соответствующим образом оплачиваться (ст.151 ТК РФ).

Таким образом, объединяя и дополняя все вышеперечисленные понятия, можно сделать вывод, что внеклассная работа является дополнительной формой организации обучения, проводится с отдельными учащимися или группой с целью восполнения пробела в знаниях, выработки умений и навыков, удовлетворения повышенного интереса к учебному предмету, а также для повышения положительной мотивации к учебе.

Рассматривать внеклассную работу в общей структуре педагогического процесса стоит с точки зрения основного понятия педагогики - воспитания.

Воспитание - целенаправленная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению его в контекст современной культуры.

Воспитание выражает объективный процесс движения отношений, деятельности в обществе, благодаря которому осуществляется преемственность между поколениями. Воспитание обеспечивает вхождение подрастающего поколения в жизнь общества, становление их активными субъектами. Воспитание суммирует опыт познания мира и опыт мировой общественной практики.

Критерием эффективности воспитания является степень соответствия результатов воспитания потребностям и запросам природы и общества, уровню готовности индивида, т.е. соответствия его поведения требованиям правовых моральных норм. Внутренняя цель педагогической деятельности в том, чтобы постепенно превратить подрастающего человека из существа управляемого в самостоятельную личность. Внешняя цель педагогики состоит в развитии сущностных сил индивида, облегчающих его интеграцию в общественную жизнь, чтобы обеспечить успешное его включение в трудовую, социальную деятельность. [3, c.77]

Внеклассная воспитательная работа - это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка.

Внеклассная воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка.

Рассмотрим эти возможности.

Во-первых, разнообразная внеучебная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке.

Во-вторых, включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ученика, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки.

В-третьих, разнообразная внеклассная воспитательная работа способствует развитию у учеников интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. Если у ребенка сформирован устойчивый интерес к труду в совокупности с определенными практическими навыками, обеспечивающими ему успешность в выполнении заданий, тогда он сможет самостоятельно организовать свою собственную деятельность.

В-четвертых, в различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр. Причем каждый вид вне учебной деятельности - творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой - обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект.

Поскольку внеклассная работа является составной частью воспитательной работы в школе, она направлена на достижение общей цели воспитания - усвоения ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей. [4]

Итак, внеклассная работа, с точки зрения педагогики, объединяет в себе несколько функций - организацию свободного времени учащегося, воспитание школьника, его развитие и социализацию.

1.2 Особенности внеклассной работы по литературе

Каким же образом конкретный предмет обучения может выполнять все функции внеклассной работы и выявлять ее специфику? Различные работы по педагогике отражают важность влияния внеклассных занятий именно по предмету русской литературы.

В общей системе мероприятий школы за высокую грамотность учащихся, приобщению их к искусству слова, богатствам русской классической и современной литературы, развитию художественного восприятия окружающего мира большое значение имеет внеклассная работа по литературе: организация кружков, факультативов, проведение олимпиад, различных соревнований, викторин, КВН, тематических вечеров, конференций, экскурсий.

Наши школьники (особенно в последние годы) знакомятся с русской литературой весьма неохотно, и, к сожалению, для более глубокого понимания творчества того или иного автора программного времени не хватает. Все исследователи отмечают также низкий уровень читательской культуры. Внеклассные мероприятия призваны не просто познакомить с биографией и основными этапами творчества писателей, но и помочь ученикам развить в себе новый, творческий взгляд на предмет русской литературы. [2]

Результативность внеклассных занятий осуществляется, в первую очередь, через содержание предметов школьной программы: высокое художественное достоинство великой русской классической литературы воспитывает эстетический вкус, а освоение русского литературного языка невозможно без чтения и изучения классических произведений. Русская литература является основным предметом, который отражает в современной школе содержание русской духовной культуры. Произведения русской литературной классики имеют огромное воспитательное значение. Они дают юношеству нравственный идеал как жизненный ориентир. Они представляют образцы гуманного отношения к ближнему, бескорыстия и гражданственности. Наконец, они в целом создают высокое представление о ценности русской культуры: весь художественный мир человека - живопись, архитектура, музыка - основан на литературе. Именно русская литература дает возможность сохранить в сознании юношества нравственные и художественные ценности, традиционно объединяющие общество. [8]

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.