Главная:
Рефераты
На главную
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Рефераты. Особенности проведения внеклассного мероприятия по литературе
ак мы видим, особенно ярко подчеркнута культурообразующая, нравственная и воспитательная функции дополнительных занятий по литературе, ведь именно в этом предмете отражается не только история нашего народа, но и его этнические особенности на примере героев произведений. Происходит становление моральных норм личности ученика, а если правильно подобрать форму проведения урока в зависимости от конкретного коллектива класса, то, скорее всего, заинтересованность школьников предметом литературы резко возрастет.
1.3
Формы
и виды внеклассной работы по литературе
Дискуссии вокруг проблемы форм организации учебного процесса в школе не утихают на страницах педагогической литературы. И это не случайно. Четкого определения в педагогической науке понятий "форма организации обучения" или "организационные формы обучения", как и понятия "формы учебной работы" как педагогических категорий пока нет. Прав И.Ф. Харламов, констатируя, что, "к сожалению, понятие это не имеет в дидактике достаточно четкого определения, и что многие ученые просто обходят этот вопрос и ограничиваются обыденным представлением о сущности данной категории". [12, c.231-232]Тщательный анализ различных позиций в определении данного понятия, предпринятый И.М.Чередовым, свидетельствует о том, что подавляющее большинство ученых-педагогов дают этому понятию слишком общее определение. Поводом к такому выводу послужило определение этого понятия И.Я. Лернером. Он пишет: "Организационную форму обучения мы определим как взаимодействие учителя и учащихся, регулируемое определенным, заранее установленным порядком и режимом". [9, c.223] Естественно, напрашивается вопрос: что такое форма организации обучения? В чем состоит ее сущность? Что такое "организация" в данном контексте?В науке понятие "форма" рассматривается как с позиции чисто лингвистической, так и с позиции философской. В толковом словаре С.И. Ожегова понятие "форма" трактуется как вид, устройство, тип, структура, конструкция чего-либо, обусловленные определенным содержанием. Форма - это наружный вид, внешнее очертание, определенный установленный порядок. Форма всякого предмета, процесса, явления обусловлена его содержанием и, в свою очередь, оказывает на него обратное влияние. В "Философской энциклопедии" понятие форма определяется так: "форма есть внутренняя организация содержания. Форма обнимает систему устойчивых связей предмета". [11, c.383] И тем самым выражает внутреннюю связь и способ организации, взаимодействия элементов и процессов явления как между собой, так и с внешними условиями. Форма обладает относительной самостоятельностью, усиливающейся тем больше, чем большую историю имеет данная форма.Применительно к обучению, форма - это специальная конструкция процесса обучения, характер этой конструкции обусловлен содержанием процесса обучения, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся. Эта конструкция обучения представляет собой внутреннюю организацию содержания, которым в реальной педагогической действительности выступает процесс взаимодействия, общения учителя с учениками при работе над определенным учебным материалом [13, c.16-30] Это содержание является основой развития самого процесса обучения, способ его существования, обладает собственным движением и заключает в себе возможности беспредельного развития, что и обусловливает его ведущую роль в развитии обучения.Следовательно, форму обучения надо понимать как конструкцию отрезков, циклов процесса обучения, реализующихся в сочетании управляющей деятельности учителя и управляемой учебной деятельности учащихся по усвоению определенного содержания учебного материала и освоению способов деятельности. Представляя собой наружный вид, внешнее очертание отрезков - циклов обучения, форма отражает систему их устойчивых связей и связей компонентов внутри каждого цикла обучения и как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления. При этом некоторые ученые-педагоги, в частности М.И. Махмутов считает, что в педагогике есть необходимость указать на различие двух терминов, включающих слово "форма" - "форма обучения". В первом своем различии "форма обучения" означает коллективную, фронтальную и индивидуальную работу учащихся на уроке. В этом своем значении термин "форма обучения" отличается от термина "форма организации обучения", обозначающего какой-либо вид занятия - урок, предметный кружок и т.п. [7, c.284-286]Основной формой обучения в педагогике является урок. В нем отражаются преимущества классно - урочной системы обучения, она экономически выгодна, а знание учителем индивидуальных особенностей учеников позволяет с наибольшей эффективностью использовать влияние коллектива на результативность каждого ученика.Рассматривая формы дополнительных занятий, необходимо подчеркнуть такие формы обучения, как факультативные уроки, консультации, учебные конференции, семинары - диспуты и лекции.В последнее время, благодаря расширившимся техническим возможностям, стали популярны такие формы внеклассной работы как просмотр учебного видео, прослушивание специальных аудиозаписей, специализированные экскурсии, экспедиции, кружки, клубы, олимпиады, конкурсы, выставки, трудовые неформальные объединения, объединения по интересам и др.Рассмотрим для примера одну из дополнительных форм организации обучения.
Экскурсия
-- это такая форма организации обучения, которая объединяет учебный процесс в школе с реальной жизнью и обеспечивает учащимся через их непосредственные наблюдения, знакомство с предметами и явлениями в их естественном окружении. В системе уроков экскурсия выполняет ряд важнейших дидактических функций:- реализуется принцип наглядности обучения;- повышается научность обучения и укрепляется его связь с жизнью, с практикой;- расширяется технологический кругозор учащихся; им предоставляется возможность наблюдать реальное производство и знакомиться с применением научных знаний в промышленном и сельскохозяйственном производстве;- играют значительную роль в профориентационной работе школы.[7, c.337-338]Что касается наиболее объективных форм внеклассной работы по предмету русской литературы, то, конечно же, необходимо подчеркнуть столь интересные виды дополнительных уроков как:
-
литературная гостиная
, при организации которой ученики получают возможность творческого подхода к исполнению произведений, вплоть до театрализованных действий и постановок;
-
семинарское занятие
, в котором материал готовят и ученики, и учитель;
-
литературные вечера
с приглашенными гостями - писателями, поэтами- современниками, журналистами;- всевозможные состязательные формы проведения урока -
коллоквиум
(вопрос-ответ) или
брей
н
-
ринг
.В последующей главе мы рассмотрим результативность состязательной формы проведения внеклассной работы по русской литературе на примере старшего класса общеобразовательной школы.
Глава 2. Особенности внеклассной работы по литературе в 10 классе МСОШ №3,
планирование проведения внеклассной работы по литературе в данном классе, опыт организации внеклассного мероприятия в данном классе
2.1 Специфика внеклассной работы по литературе в 10 классе МСОШ №3, характеристика данного класса, планирование предстоящего занятия с учетом особенностей класса
Психолого-педагогическая характеристика классаГородская муниципальная средняя школа № 39, 10 класс "А", социально-экономический профиль, 11 девочек и 5 мальчиков, 14 - 15 лет, смены классного руководителя не происходило.Общая успеваемость в классе выше среднего. До общего уровня не дотягивают 3 человека: хорошисты Домарева Дарья и Павлюхин Михаил, мальчик Кузнецов Сергей, который иногда получает оценки "удовлетворительно". Неуспевающих нет. Дисциплина в классе хорошая.Практически все ученики увлекаются профильными предметами. Отличница Архипова Карина "идет" на золотую медаль, проявляет особый интерес к предмету русской литературы.Уровень самостоятельности высокий. Класс может самостоятельно выполнить учебные задания на уроке без помощи учителя. Практически все учащиеся твердо умеют работать с учебником и планировать деятельность, очень хорошо сформировано умение анализировать и оценивать результат своей деятельности. Мотивация к обучению высокая, преобладающие мотивы - необходимость знаний для будущей профессии, желание быть "на уровне" с остальными членами коллектива.Роль лидера выполняет Архипова Карина. Она является старшей и наиболее ответственной ученицей при выполнении общественных поручений.Ребята с удовольствием участвуют во внеклассной и внеурочной деятельности, часто совместно проводят досуг: посещают театры, экскурсии, летом встречаются и даже вместе выезжают на природу.Взаимоотношения между мальчиками и девочками нейтральные, класс очень дружный, эмоциональный настрой четкий, класс уверенный и жизнерадостный. Самый сильный класс в школе. Изгоев нет. Единственная замкнутая ученица - Шестова Людмила - из малообеспеченной семьи, но, тем не менее, в коллективе чувствует себя спокойно, легко присоединяется к общему мнению, при этом, имея собственное, может объективно его аргументировать. ( Приложение 1)Классный руководитель - Вакуленко Наталья Владимировна, учитель истории и обществознания.Так как класс является профильным, основная нагрузка осуществляется на предметы экономика, история и обществознание. Классный руководитель предпочитает демократический стиль общения, но при этом твердо хранит свой авторитет, дети любят ее и уважают ее мнение.Для того чтобы извлечь максимальную выгоду из внеклассного занятия по русской литературе, я считаю, необходимо воспользоваться помощью классного руководителя и ее влиянием на учеников. Вместе с тем необходимо сотрудничать и с учителем-предметником по дисциплине "Русский язык и литература", чтобы суметь максимально четко построить занятие и заинтересовать им ребят.Для наиболее эффективного сотрудничества я провела социальное исследование (Приложение 2 и 3), часть из которого привожу ниже.Беседа с учителемЛисицына Оксана Николаевна, учитель русского языка и литературы, возраст-32 года, стаж - 8 лет, образование - высшее педагогическое, стиль педагогического общения - демократический.По мнению Лисицыной О.Н., главная задача учителя по русскому языку и литературе - привить любовь к родному языку, сформировать у детей понимание культурного наследия.Учитель, среди качеств, необходимых педагогу, на первое место ставит терпение.Учитель не является классным руководителем, но считает, что главным качеством любого учителя является умение найти индивидуальный подход к каждому ученику, а лучший метод для работы с семьей ученика - это беседа.Сформированность по межличностным отношениям, по творческим началам и профильному ориентированию десятого класса "А" оценивает на 9,7 балла из десяти.Совмещает работу по предмету в классе с внеклассной работой.Беседа с учителемКлассный руководитель - Вакуленко Наталья Владимировна, учитель истории и обществознания, возраст - 37 лет, стаж работы в школе - 15 лет, образование - высшее педагогическое, стиль педагогического общения - демократический.Н.В.Вакуленко считает, что особенность ее предмета в профильной направленности работы класса, необходимости сформировать достаточную компетентность учеников в данной области.Главные свойства личности, необходимые для учителя - профессионализм и, конечно же, любовь к детям.Классный руководитель обязательно должен владеть основами психологии, чтобы найти подход как к детям, так и к их родителям. Помимо этого, классный руководитель должен обладать широкой эрудицией для правильной организации классных часов и различных дополнительных мероприятий.
Страницы:
1
, 2,
3
,
4
Апрель (48)
Март (20)
Февраль (988)
Январь (720)
Январь (21)
2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная
ссылка на источник
обязательна.