В психологическом аспекте в таких текстах находит свое выражение деятельностная структура говорения. Текст выступает, с одной стороны, как продукт говорения и является способом речевого воздействия на читающего, с другой стороны, он выступает как «объект смысловой обработки» и создает необходимую содержательную и коммуникативную базу для развития говорения: он обладает коммуникативной ценностью, благодаря чему отвечает познавательным и эмоциональным запросам учащихся, активизирует их мыслительную деятельность [3, с. 11].
В области устной речи у учащихся формируются умения: 1. выразить согласие/несогласие или удивление; 2. обосновать свое мнение; отобрать заданные речевые средства и составить свое высказывание. Выполнение некоторых заданий предполагает использование разнообразных опор в виде таблиц, схем, картинок. Так, например, ученикам предлагаются такие задания:
1) составьте и разыграйте диалог на основе диаграмм:
Entschuldigung
bitte
mochte
helfe
konnen Sie
naturlich
2) составьте текст, используя картинки и ключевые слова (приложение?);
3) разверните диалог, используя дополнительную информацию, представленную в виде картинок и дополнительных лексических единиц (приложение?).
2.4. Описание опыта учителей.
Новикова И.Е. г. Абакан, МОУ СОШ № 9.
Как для начинающих, так и для опытных учителей наибольший интерес представляют практические советы по использованию различных приемов, средств и перечень упражнения для обучения языку и речи. До недавнего времени основным средством обучения иностранным языкам служили тексты, т.к. они являются основным источником информации и отвечают требованию, предъявляемому сегодня к текстам, то есть аутентичностью. Однако тексты не являются единственным аутентичным материалом, который можно использовать на уроках в рамках коммуникативной технологии обучения. Аутентичным является также иллюстративный материал (картинки, рисунки, фотографии, иллюстрации в учебниках и др.), который также несет в себе информацию, в том числе страноведческую. У учеников и учителей отношение к данному источнику информации неоднозначно: с одной стороны они хотели бы использовать его на уроках, с другой - мы не обладаем достаточным количеством знаний о методах работы с ним. В отечественной методической литературе нет материала, посвященного данной теме. Поэтому особый интерес, на взгляд И.Е., представляют работы немецких методистов, опубликованные в пособии «Bilder in der Landeskunde» издательства Langenscheidt (г. Мюнхен), содержащем практические рекомендации по работе с картинками на уроках немецкого языка.
Итак, иллюстративный материал - это легко воспринимаемое средство коммуникации. Работа с ним является составной частью урока, построенного на основе коммуникативной дидактики. Следует уточнить, что важен не сам факт наличия иллюстративного материала на уроке, а то, какую дидактическую функцию они выполняют: стимулируют учащихся к высказыванию, побуждают к размышлениям, учат мыслить логически, расширяют кругозор, прежде всего с точки зрения межкультурной коммуникации. Одна из функций картинок - их наглядность, то есть способность объяснить что-либо, облегчив понимание с помощью зрительного восприятия. Например, можно изобразить предметы, грамматические структуры, мимику и жесты, а также различные жизненные ситуации, что позволяет задействовать в восприятии различные органы чувств для лучшего понимания и запоминания информации. Особая функция картинок заключается в том, что они являются источником информации, прежде всего страноведческой.
Методика работы с картинками на уроке иностранного языка предполагает выделение таких же этапов, как и при работе с текстами: до предъявления картинки, во время просмотра и после него.
Одно из первых заданий - заполнение ассоциограмм по теме, заданной картинкой. Это дает возможность активизации ранее усвоенной лексики и предъявления новых слов и понятий. На этом же этапе можно предложить сгруппировать отдельные слова в словосочетания, таким образом, подготовив учащихся к просмотру картинки, сняв языковые трудности и активизировав знания учащихся из их собственного жизненного опыта.
Во время просмотра учащимся можно предложить следующие задания: описать картинку, если она им предъявляется с первого раза в полном объеме, зафиксировать на бумаге все, что им бросается в глаза. Это могут быть их наблюдения, впечатления, комментарии, предположения и вопросы, которые возникают во время просмотра картинок. С целью пробуждения интереса учащихся к тому, что им предстоит увидеть, можно предъявлять картинку по отдельным фрагментам. Это позволит в течение длительного времени удерживать их внимание на работе с данным материалом. При этом учащиеся высказывают свои гипотезы, предположения об увиденном. После предъявления всех фрагментов можно проанализировать их первые впечатления (изменились они или нет), придумать заголовок к картинке, обсудить, типичны ли подобные ситуации для культуры их страны. Работу можно организовать в группах (количество групп будет зависеть от количества предъявляемых фрагментов). Одним из методических приемов является задание на нахождение соответствия между картинкой и текстом, это- домино, лото и другие игры. Картинки могут служить также средством для снятия трудностей при чтении текстов. Если их демонстрируют перед чтением, то они вводят в тему, мотивируют учащихся, заставляют их выдвигать идеи, строить предположения. Если картинки демонстрируются после прочтения текста, то они служат дополнительным источником информации. Интересна и разнообразна с методической точки зрения работа с сериями картинок. Здесь возможны следующие задания: придумать реплики героям картинок, распределить готовые реплики героям, упорядочить картинки в правильной логической последовательности, аргументируя свой выбор. Можно показать учащимся лишь первую и последнюю картинки и предложить высказать предположения о том, что могло произойти в середине истории. При этом нет правильных и неправильных решений. Важно, что учащиеся учатся аргументировать свои идеи. Историю в картинках можно также разрезать на отдельные фрагменты и раздать их учащимся, которые работают в группах или в парах. Каждая группа по очереди описывает свою картинку, остальные внимательно слушают друг друга, затем все вместе пытаются выстроить логическую цепочку истории.
Работа с картинками после их просмотра предполагает следующие варианты. Во-первых, можно предложить учащимся ответить на вопросы: Как вы думаете, что произойдет, когда...? Как вы думаете, что было до того, как...? Почему...? Можно предложить учащимся выбрать себе роль одного из персонажей и рассказать « свою» историю от первого лица или озвучить мысли своего героя. Вариантами работы являются также ролевые игры, дискуссии по темам, заданным картинками, написание письма другу или подруге от лица выбранного персонажа, а также написание сценария по содержанию комикса или истории в картинках, Такая работа наряду со становлением коммуникативных навыков служит и развитию творческих способностей учащихся, позволяет использовать различные формы и методы работы и, следовательно, мотивирует к изучению иностранных языков.
Сицукова Г.С. г. Абакан, МОУ «Гимназия № 8».
Коммуникативно-деятельностный подход в обучении, принятый в современной отечественной методике в качестве ведущего принципа подразумевает практическое использование знаний в жизни, а овладение учащимися коммуникативной компетенцией - главной практической целью обучения - по сравнению с контролем знаний, умений и навыков в других учебных предметах. Степень сформированности языковых навыков не может быть основным объектом контроля, хотя именно это преобладает в настоящее время в школе. Основным объектом рекомендуется считать уровень развития речевых умений в области говорения, чтения, аудирования и письма. Формируя речевую компетенцию учащихся через коммуникативное общение важно, чтобы задания или темы для обсуждения были интересны учащимся. Формировать речевые навыки невозможно, когда учащиеся со скучным выражением лица описывают классную комнату, квартиру и так далее.
Современный урок - это полилог, единый сценарий, где в ходу живой иностранный язык, свободный разговор преподавателя и учеников, ребят друг с другом. Хотелось бы обратить внимание на 4 мотивационных момента. Во-первых, важна формулировка темы урока, так как она «задает тон», вызывает интерес с первых минут. Так звучали, например, темы: «Берлин - это больше, чем сумма двух половинок», «Каждой пташке - свои замашки» - это о свободном времени, «Работать с детьми - быть всегда молодым», «Полюбить поросёнка», «Возможно, ещё не поздно спасти нашу планету...?» и другие. Подать под таким углом урок - это значит сравнить свое мнение с оценкой учеников, довериться мнению детей.
Второй важный момент: весь ход урока требует от учителя и от учеников предельной искренности.
Третий момент: необходимость лексико-грамматических опор. Формулируя высказывание, ученик думает о содержательной и языковой стороне. Чтобы снять трудности, используются различные лексико-грамматические опоры в виде «раскладушек» с опорными словами, символами, знаками, «облаками» и так далее. Чаще всего пользуюсь «облаками». В каждом из них заключен содержательный важнейший момент урока. Все вместе они отражают логику урока. И одновременно служат «подсказкой» ученикам - планом их выступления. Каждое облако предполагает поисковую работу, направленную на становление речевой компетенции:
а) из «облака» идёт дождь. Задание: подобрать слова и выражения для монологического сообщения; например:...Jahre alt; wurde...gegrundet; и так далее;
б) подбор синонимов: wurde...gegrundet = entstand; der erste Direktor = der Begrunder; и так далее;
в) составление летописи в тезисах: 1992 - feiertiche Eroffnung
- 580 Gymnasiasten
- 3 Richtungen: Fremdspraehen, Geschichte, Mathematik и т.д.
Четвертый момент: важно, чтобы учащиеся сами умели добывать знания. Допустим, пересказ текста не нужен ни мне, ни, тем более, ученику. Тексты, которые предлагаю ребятам - это всего лишь информационный материал. Это «опоры», которые нужны им для дальнейшей работы, для выполнения творческих заданий, типа:
· презентация рекламы/коллажа, фотовыставки различных типов школ в Германии и нашей гимназии;
· интервью с учениками/учителями нашей гимназии (ролевая игра);
· какова на ваш взгляд разница между учителем по профессии и учителем по призванию.
Богатым информационным аутентичный материалом, повышающим мотивацию и уровень знавательной активности учащихся, развивающим способности анализировать и оценивать явления социальной жизни, являются видеофильмы. К имеющимся видеофильмам, например, "Vere-yp^ng ^utschlands", "Berlin 1945-1989", "Die Welle" и др. разработаны задания для повышения уровня познавательной самостоятельности учащихся. Примеры заданий на выбор к видеофильму Berlin «1945-1989» для учащихся 10-11 классов:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11