Рефераты. Особенности сочинений по картине

p align="left">Сочинения необходимо проводить в определенной системе, от этапа к этапу, повышая требования к их содержательности, технике изложения и грамотности. В конечном итоге система сочинений должна обеспечить умение учащихся рассказывать о чем-либо по плану, в определенной последовательности, не нарушая логики в развитии событий, выделять главные связи между явлениями, формулировать выводы и доказательства к ним, обобщать.

Указанные выше цели обучения сочинениям лежат в основе методической системы обучения сочинениям в школе. Эта система должна учитывать методику подготовительной работы к сочинению, тематику (содержание) сочинений, виды, последовательность их проведения и дальнейшую работу над сочинениями.

Подготовка к очередному сочинению может состоять в работе:

а) над словарем, имеющим целью вооружить учащихся необходимой для выполнения сочинения тематически подобранной лексикой. Это могут быть слова из пассивного словаря учащихся, о которых им следует напомнить, а частично и совсем новые для них, которые вводятся с целью обогащения словаря;

б) над предложением (с целью предупреждения грамматико-стилистических ошибок);

в) над орфографией и пунктуацией (например, в случаях, когда дается сочинение с грамматическим заданием или при закрепления написания отдельных слов или изучаемых в данный период правил).

Одновременно с этим, ученикам показывается, должно идти накопление материала по теме сочинения. С этой целью в некоторых случаях учителем проводятся экскурсии в природу, на завод, в музей, если нужно обогатить учащихся новыми впечатлениями и знаниями. Получить материал для сочинения можно путем чтения статей, стихотворений по теме сочинения, рассматривания и анализа картин, иллюстраций. Воспоминания о пережитом, организованный рассказ школьников об аналогичных случаях из жизни также могут быть использованы в качестве материала для некоторых видов сочинений.

Е.А. Баринова предлагает следующую классификацию сочинений:

Основания, по которым

классифицируются

сочинения

Виды сочинений

1. По цели проведения

I Обучающие сочинения - научающие писать сочинения

II Контрольные сочинения

III Сочинения с грамматическим заданием

2. По источнику

и характеру материала

I Сочинения на основе нового материала и на основе

знакомого материала

II По одному или нескольким источникам

III Сочинения с применением наглядностей и ТСО

IV Сочинения на основе личных наблюдений; по фильму, по пьесе.

V Сочинение по аналогии с прочитанным текстом

VI Сочинение по данному началу или концу, по заданному плану

или на основе тезисов.

3. По объему

готового сочинения

I Развернутые сочинения

II Сочинение-миниатюра

III Сочинения заданного объема

4. По тематике

I Сочинения на лингвистическую тему

II Сочинения на литературную тему

III Сочинения на свободную тему

5. По способу

изложения мысли

I Описание, повествование, рассуждение

II Сочинения смешанного типа речи

III Сочинение-рассказ, сочинение-очерк, сочинение-рецензия,

сочинение-статья, сочинение-письмо, сочинение - научное сообщение.

6. По степени

самостоятельности

I С длительной подготовкой

II Без предварительной подготовки

III Самостоятельное

М. Т. Баранов, Т.А. Ладыженская классифицируют сочинения следующим образом:

По тематике сочинения делятся на две большие группы: сочинения на лингвистические темы и сочинения на темы из жизни - на так называемые свободные темы.

По типу создаваемых текстов различаются:

а) сочинения, традиционно относящиеся к "школьным жанрам" сочинения-повествования, описания, рассуждения, повествования с элементами описания, рассуждения, рассуждения с элементами повествования, описания и т.д.;

б) сочинения, близкие к тем речевым произведениям, которые существуют в реальной речевой практике: рассказ, заметка, статья в газету, репортаж, очерк, доклад и т.д.

По стилю различаются сочинения разговорного стиля и книжных стилей: делового, научного, учебно-научного (доклад на тему школьной программы), публицистического (статья в газету, очерк), художественного.

По источнику получения материала различаются сочинения на основе жизненного опыта, прочитанного, произведений живописи, кинофильмов, телевизионных передач, театрального спектакля, музыкальных впечатлений.

По объему выделяются сочинения-миниатюры.

По осложненности дополнительным языковым заданием выделяются: сочинения с лексическим, грамматическим (морфологическим, синтаксическим), стилистическим и другим заданиями; сочинения по опорным словам и словосочетаниям.

Методисты Е.А. Баринова, Л.Ф. Боженкова, В.И. Лебедев предлагают следующую классификацию сочинений:

В зависимости от цели сочинения бывают обучающие и контрольные.

По месту выполнения сочинения могут быть классные и домашние.

По источникам знаний классификация сочинений следующая: 1) сочинения на основе личных наблюдений и впечатлений учащихся; 2) сочинения по картине; 3) сочинения, проводимые в курсе литературы.

По способу изложения мыслей могут быть выделены сочинения повествовательного характера, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.

Большинство классификаций сочинений разных методистов имеют общие черты, в основном сочинения классифицируют по следующим основаниям:

- по источнику;

- по жанру;

- по объему;

- сочинения с дополнительным заданием.

Для нас наиболее приемлемой будет являться классификация профессора А.В. Текучева. Она, на наш взгляд, наиболее подробно дает информацию о видах сочинений, в ней достаточно конкретно описаны основания классификации. В отдельный вид сочинений отнесены сочинения по картине, которые являются объектом изучения нашей работы.

2. Сочинение по картине, как один из основных видов упражнений по развитию речи

В современной методике русского языка существует множество подходов к пониманию сочинений по картине и к методике их проведения.

В частности профессор А.В. Текучев рассматривает сочинения по картине в следующем аспекте:

Это один из самых распространенных и давно применяемых в школе видов сочинения. Варианты их разнообразны - рассказывание сюжета картины, описание пейзажа, введение картины в сочинение в качестве эпизодам, которым начинается или заканчивается сочинение, сочинения по ряду картин (по картинному плану или сравнение их по какому-либо признаку), сочинение по картине с грамматическим заданием. Сочинения по картине проводятся во всех классах и могут быть различными по степени трудности. Перед ними ставятся задачи: научить учащихся смотреть картину, понимать содержание и видеть ее художественные возможности, переводить виденное на язык слова. Картина дает возможность развивать логическое мышление, поскольку при описании или передаче ее сюжета необходимо уметь выделить главное и второстепенное, видеть детали и определять отношения между частями, описывать все в нужной последовательности (то есть иметь план). Тематика сочинений по картине разнообразна - почти все виды сочинений, различаемых по жанру, могут быть проведены по картине. С использованием картин на уроках русского языка и литературы может быть связано обучение учащихся сочинениям самых разнообразных видов - описаниям по наблюдениям, портретной характеристике, рассуждениям ().

Авторы учебника "Методика русского языка" Е.А. Баринова, Л.Ф. Боженкова, В.И. Лебедев освещают следующий подход к сочинению по картине:

Сочинения по картине - один из самых распространенных видов сочинений. Картина, как считает К.Д.Ушинский, позволяет учащимся организовывать наблюдение, опираясь на личный жизненный опыт, следовательно, сочинение по картине может рассматриваться как сочинение по личным наблюдениям и впечатлениям, но не только от виденного, а и от слышанного, и от прочитанного. Сочинение по картине может быть поэтому, с одной стороны, сочинением-описанием картины (на основе виденного), с другой стороны, сочинением по поводу картины (на основе виденного, слышанного или прочитанного).

Используя картину на уроках развития речи, преподаватель должен, прежде всего, научить учащихся "читать" ее.

"Прочесть" картину, значит понять творческий замысел художника, чутко воспринять язык живописи как искусства "зримых образов", "говорящих" красок, света и тени и, поняв все это, раскрыть содержание и идейный смысл картины.

В связи с этим большое значение имеет отбор картин. Начинать работу целесообразно с жанровых картин, интересных по тематике, близких и доступных детям, несложных в композиционных отношениях.

В VI классе на уроках литературы учащиеся получают представление об описании, и знакомство с пейзажной живописью становится для них наиболее необходимым.

Подготовкой к работе над картиной-пейзажем может служить анализ картины сюжетного характера, при рассмотрении которой обращается внимание и на пейзаж.

Выбрав для урока картину, преподаватель сам внимательно рассматривает ее, устанавливает, какова тема, идейное содержание картины, какими средствами художественной выразительности пользуется художник, раскрывая свой замысел.

Система вопросов, которые намечает затем преподаватель, обеспечивает последовательность в раскрытии содержания картины, глубину анализа, внимание к главному, основному, помогающему понять замысел художника. Формулируя вопросы, преподаватель предусматривает также и необходимость направлять учащихся в процессе беседы на целесообразное использование тех или иных лексических и грамматических средств для раскрытия темы данной картины; учитывает возможные трудности употребления в речи отдельных слов и выражений, построения предложений и намечает пути их преодоления.

В методике обучения сочинения по картине можно наметить три этапа:

I. Подготовка преподавателя к уроку по картине.

1. Выбор картины с учетом возраста учащихся, степени подготовленности класса и цели, поставленной преподавателем.

2. Изучение содержания картины.

3. Знакомство с биографией, творчеством художника, историей создания картины и средствами реализации замысла художника.

4. Формулировка вопросов для беседы.

5. Составление плана урока.

II. Урок обучающего сочинения по картине (типа описания виденного).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.