Рефераты. Особенности сочинений по картине

p align="left">Особенно велика роль картины в формировании коммуникативных умений собирать и систематизировать собранный материал для речевого произведения. Это объясняется тем, что картина дает готовый наглядный материал, подсказывает программу и содержание будущего речевого произведения в соответствии с темой и замыслом художника.

В процессе работы по картине у учащихся формируются коммуникативные умения строить речевые произведения разных жанров (описание, повествование, рассуждение), - выражать свои мысли точно, правильно с точки зрения литературных норм и по возможности ярко.

Исходя из того, что система работы по картине опирается на жанровый принцип в отборе картин, следует рассматривать работу по картине с учетом определенного жанра. Если мы хотим сформировать у учащихся умение строить сочинение-описание, где объектом речи являются признаки предмета или явления, его особенности, свойства, состояния, то эффективнее всего использовать натюрморт или пейзаж.

Объектом высказывания в повествовательном типе речи может служить жанровая картина, поскольку работа по ней предполагает ответ на вопросы: кто? что? как? где? когда?, то есть сообщение о последовательных действиях изображенных лиц и предметов, их взаимоотношениях, о времени и месте действия.

При обучении учащихся рассуждению, предполагающему обоснование основной мысли (выступающей в качестве тезиса) рядом аргументов для доказательства высказанного мнения о каком-либо факте, установление связи между предметами и явлениями, полезно использовать любой жанр живописи. Сочинение, как известно, это одно из упражнений по развитию речи. Сочинение по картине призвано выполнять именно эту роль в школьном учебном процессе. Л.А. Ходякова в своих методических разработках рассматривает, в силу этого вопрос о том, каким образом средства живописи влияют на развитие различных видов речевой деятельности и что необходимо делать учителю-словеснику, чтобы речевая деятельность школьника развивалась в нужном русле и наиболее активно.

Активация видов речевой деятельности средствами живописи. Использование картины создает на уроке атмосферу поиска, эмоциональной приподнятости, рождающей потребность в общении и, следовательно, способствует взаимосвязанному обучению всем видам речевой деятельности: говорению, чтению, слушанию, письму. Еще К.Д.Ушинский писал о том, что, чем больше органов чувств участвует в восприятии какого-либо предмета, явления, тем прочнее они запечатлеваются в нашей нервной памяти и быстрее затем вспоминаются.

При обучении видам речевой деятельности картина, как правило, выступает в качестве зрительно-смысловой опоры, способствующей формированию умений и навыков аудирования, говорения, чтения и письменной речи.

Так, в процессе обучения аудированию картина используется как зрительно-смысловая опора для понимания сообщения учителя о содержании картины и средствах раскрытия замысла художника.

При обучении говорению применяется не только в качестве стимулирующего средства, облегчающего процесс порождения высказывания в желательном для учителя направлении (в зависимости от задач урока), но и воссоздает ситуацию общения изображенных на картине действующих лиц. При этом зрительный образ картины помогает учащимся сосредоточить внимание на отборе необходимых языковых средств и подсказывает логическую последовательность изложения мыслей, поскольку говорящий имеет возможность зрительно воспринимать то, о чем он должен сказать. Картина создает оптимальные предпосылки для выражения своего отношения к изображенному и формированию собственной - как подготовленной, так и неподготовленной (спонтанной) - речи.

Формирование коммуникативных умений путем использования картины

Виды

речевой

деятельности

Цель

применения

картины

Коммуникативные умения учащихся

удирование

(слушание)

Создание

зрительно-смысловой

опоры для понимания

речевого произведения

Понимание сообщения учителя о картине: извлечение необходимой информации из его монологического высказывания о картине.

Говорение

Создание зрительно-

смысловой опоры

для построения

речевого произведения

Овладение монологической речью разных типов (описание, повествование, рассуждение).

Формирование и реализация собственной авторской позиции в высказывании по картине.

Чтение

Создание

зрительной опоры

при чтении

искусствоведческих

текстов

Совершенствование самостоятельной подготовленной и неподготовленной речи. Овладение диалогической речью и невербальными средствами в ситуации "оживших" действующих лиц картины, в ситуации экскурсии. Восприятие искусствоведческого текста: понимание темы и основной мысли читаемого текста-образца; овладение навыками изучающего и поискового чтения; овладение навыками беглого и выразительного чтения.

Письмо

Создание

зрительно-смысловой

опоры

для построения

самостоятельного

речевого

произведения

в письменной форме

Написание творческих диктантов и изложений

по картине.

Формирование и совершенствование умений писать

сочинение-описание, сочинение-повествование и

сочинение-рассуждение по картине.

Овладение умением писать отзыв, отклик, рецензию

о картине; обзорную статью о выставке картин.

Как видим из таблицы, методист достаточно подробно рассматривает воздействие картины на развитие видов речевой деятельности у учеников. Что позволяет, с одной стороны, учителю более четко прогнозировать цели и задачи, которые он ставит перед написанием сочинения, а также в должной мере ориентироваться в выборе жанра картины для сочинения и самой картины, и во вторых, соотносить свой прогноз с реальностью - ориентировать свою деятельность и деятельность учеников в дальнейшем, в нужном направлении.

3. Формы сочинений по картине. Система упражнений по обучению учащихся письменной речи

Далее рассмотрим методику подготовки к написанию сочинений Л.А. Ходяковой, адаптированную под различные жанру сочинений.

Сочинения по картине представляют широкие возможности для работы над разнообразными типами (жанрами) речи, в том числе творческой речи. Созерцание картины может породить текст в жанре сочинения-описания, сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, описания с элементами повествования и рассуждения, повествования с элементами описания, рассуждения с элементами описания и повествования, речевое произведение с естественной коммуникативной установкой типа рассказа, письма, отклика, рецензии, отзыва, статьи в газету о посещении выставки картин.

Сочинением по картине может быть написано в различном стиле: разговорном с элементами художественной речи (рассказ по картине, письмо о впечатлениях по выставке картин), публицистическом с элементами разговорного (отзыв, рецензия, отклик о картине), научно-популярном (статья в газету, рассказ экскурсовода), публицистическом с элементами художественного (сочинение-описание с элементами рассуждения), художественном с элементами разговорного (сочинение-описание с элементами повествования).

Формированию умения высказать свое отношение к предмету разговора, свое мнение о каком-либо событии, явлении, обосновать свою точку зрения способствует написание отзыва, рецензии, которые требуют активного творческого отношения к воспринимаемой зрительной или слуховой информации. Картина, являясь зрительно-смысловой опорой, служит отличным материалом для отзыва или рецензии. Чтобы придать этой работе естественный характер, можно предложить такие задачи: 1) вам поручили написать отзыв (рецензию) о выставке картин российских художников, которая проходит в вашем городе; 2) после реставрации в музее выставили картину известного художника. Напишите о ней отзыв (рецензию).

Работу над отзывом желательно начать с написания отклика на сочинение по картине соседа по парте, при этом обратить внимание на то, что в отзыве необходимо сосредоточить внимание не столько на краткой передачи содержания текста сочинения, сколько на оценке и ее мотивировке. При передаче содержания картины следует акцентировать внимание на изобразительно-выразительных средствах художника и одновременно высказать свое отношение, аргументируя свое мнение. В качестве одного из заданий для развития письменной речи предлагается написание заметки или статьи в газету. Например, стимулом для написания заметки в школьную газету может послужить такая ситуация: из школьного музея (выставки репродукций картин) пропала (похитили) картину выдающегося русского художника. Напишите об этом заметку в газету "Русское слово", опишите картину, чтобы ее можно было найти. Можно также написать информационную заметку об экскурсии в музей или в реставрационную мастерскую. В заметке обычно пишут об одном каком-нибудь факте, например, о пропаже картины, сосредотачивая внимание на главном (описание картины, чтобы ее найти), делаются выводы, предложения (кто обнаружит картину - сообщить туда-то). Материал описанной ситуации дает возможность, кроме того, показать учащимся отличие заметки от официального объявления, написанного в другом жанре и стиле речи.

Успех работы по обучению учащихся письменной речи предопределяет система упражнений (V-VI классы)

Класс

Письменные работы

по картине

Жанр живописи

Коммуникативные

умения

V

Распространение фрагмента текста в соответствии с содержанием картины

Творческий диктант

Изложение

Сочинение- повествование

Сочинение-рассказ по заданному плану

Натюрморт

Анималистический жанр

Пейзаж с элементами жанровой картины

Бытовой жанр

Жанровая картина

Умение осмысливать объем темы высказывания. Умение описывать предмет.

Умение определять объем содержания и границы темы текста.

Умение составить сложный план

Умение подчинять свое сочинение основной мысли

Умение строить рассказ

VI

Творческий диктант с дополнительным заданием

Подробное изложение

Сочинение-описание помещения

Пейзаж

Жанровая картина

Жанровая картина с интерьером

Умение описывать природу

Умение раскрывать тему

Умение собирать и систематизировать материал к сочинению

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.