Рефераты. Особенности управления развитием образования в Саратовской области

p align="left">Муниципальные органы управления образованием;

Муниципальные финансовые службы в сфере образования;

Общеобразовательные учреждения области

Цель проекта:

предоставить всем школьникам независимо от места жительства возмож-ность получать качественное образование

Направления реализации проекта:

1. введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей;

2. переход на подушевое финансирование Общеобразовательных учреждений;

3. развитие региональной системы оценки качества образования;

4. Развитие сети общеобразовательных учреждений;

5. расширение общественного участия в управлении образованием

3.1. Введение новой системы оплаты труда работников общего образования направлен на повышение доходов учителей (НСОТ)

Введение НСОТ планируется в 2этапа:

I этап - с сентября 2008г. - городские школы;

II этап - 2009 год - всеобщеобразовательные учреждения.

При переходе на НСОТ устанавливается прямая зависимость базовой части зарплаты учителя от количества учеников в классе. Надтарифная часть будет учитывать интенсивность труда и квалификацию педагога. При этом учебному учреждению предоставляется высокая степень самостоятельности при расчете стимулирующих доплат.

Особая роль в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда, определении качества работы педагогов будет отведена органам государственно-общественного управления школ (попечительские, управляющие советы, родительские комитеты)/4/.

Изменится и система аттестации учителей. Обновление процедур и форм аттестации, педагогических и руководящих работников образовательных учреждений осуществляется с 2007 г. Новая модель аттестации педагогических работников образовательных учреждений объединяет в единую систему мониторинг профессиональной деятельности педагога и его повышение квалификации, с учетом критериев и показателей результативности труда. Такая система позволяет проследить динамику профессионального развития и в связи с введением новой системы оплаты труда повысить требования к работникам, претендующим на присвоение первой и высшей квалификационных категорий.

Таким образом, внедряемая модель НСОТ Саратовской области предполагает:

дифференциацию заработной платы в зависимости от квалификации работника;

сложности и интенсивности (специфики труда по типам и видам образовательных учреждений);

повышение стимулирующих функций оплаты труда, рост объема стимулирующих надбавок в общем фонде оплаты труда до 20% (в настоящее время - менее 3%);

совершенствование механизмов учета в оплате труда всех видов деятельности работников образования;

внедрение механизма связи заработной платы с качеством, результативностью труда, основанного на исчислении рейтинга педагога за учебный год;

совершенствование системы аттестации управленческих и педагогических кадров.

Применение такой системы оплаты труда позволит увеличить среднюю заработную плату учителя в 2 раза (до 14 тыс. руб.)

Для введения НСОТ работников образования области в I полугодии 2008 г. будет принят соответствующий закон области и внесены изменения в действующие региональные законодательные акты. Запланирована разработка автоматизированной программы расчета бюджетов общеобразовательных учреждений, обучение работников образования/4/.

3.2. Переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений (НПФ)

Переход на нормативное финансирование образовательных учреждений в Саратовской области осуществляется поэтапно.

29 июля 2005 года был принят закон Саратовской области № 63-ЗСО «О порядке определения нормативов финансирования общеобразовательных учреждений в части расходов на реализацию общеобразовательных программ».

Данный закон предусматривал расчет на нормативной основе субвенций, направляемых в муниципальные бюджеты на реализацию общеобразовательных программ. Он вступил в силу с 1 января 2006 года. На муниципальном уровне субвенция распределяется по общеобразовательным учреждениям по фактически сложившимся расходам.

Следующим этапом перехода на нормативное финансирование является формирование бюджетов муниципальных общеобразовательных учреждений с использованием нормативов финансирования (с 1.01.08 г). Для этого приняты необходимые нормативные правовые акты, проведено обучение работников образования.

Переход на НПФ, в частности, позволит увеличить долю учебных расходов в нормативе финансирования в 2009 г. до 8%. Уровень учебных расходов в нормативе финансирования в бюджете 2008 г. увеличен более чем в 5 раз по сравнению с 2007 г. (с 0,6 до 3%) за счет включения в него в полном объеме расходов на учебно - методическую литературу.

3.3. Развитие региональной системы оценки качества образования

В области сформирована система оценки качества общего образования, включающая оценку условий организации функционирования систем образования, образовательного и вос-питательного процесса, оценку результатов образовательной деятельности.

С 2006 г. в области апробируется независимая форма государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов школ. В 2007г. она проведена в 19 муниципальных образованиях области для 16853 (57% от общего числа, 7,5 % в 2006г.) выпускников 9-х классов из 285 общеобразовательных учреждений. В результате реализации проекта в 2009 г. обязательные экзамены в независимой форме будут сдавать все выпускники 9-х классов школ/5/.

С 2004 г. Саратовская область участвует в федеральном эксперименте по введению единого государственного экзамена (до 2007 г. - по 3-м предметам, 2007г. - по 4-м предметам). В 2008 г. единый государственный экзамен будет проводиться по 6-ти предметам. В 2009 г. экзамен пройдет в штатном режиме по всем предметам учебного плана.

Ежегодно в мониторинговых исследованиях в среднем принимают участие более 15000 обучающихся, 1370 педагогов, 5240 родителей, 570 медицинских работников.

Задачи, решаемые в ходе реализации проекта по развитию РСОКО:

* систематизация различных информационных потоков по результатам мониторинговых исследований (деятельность образовательных учреждений, работников системы образования, образовательные достижения школьников),

* разработка и внедрение стандартизированных процедур оценки качества образования,

* формирование автоматизированной системы организации работы с базами данных на муниципальном и региональном уровнях.

Решение вышеуказанных задач предполагает создание в 2008 г. регионального Центра оценки качества образования. В целях создания единой информационной среды оценки качества образования запланированы поставки в базовые школы, органы управления образованием, муниципальные методические службы компьютерного оборудования и программного продукта.

3.4 .Развитие сети общеобразовательных учреждений

Сеть образовательных учреждений представлена 1291 школой, из которых 17 гимназий, 18 лицеев, 68 учреждений с углубленным изучением различных предметов, 28 коррекционных школ и школ-интернатов.

Главным направлением развития сети общеобразовательных учреждений является создание базовых школ. Это позволяет сконцентрировать материально-технические и кадровые ресурсы для обеспечения качественного образования, соответствующего современным стандартам. До 2009 г. планируется создание 206 базовых общеобразовательных учреждений.

Получит дальнейшее развитие предшкольное образование; внедрение новых учебно-методических комплектов в начальной школе; предпрофильная подготовка и профильное обучение, реализация программ психолого-педагогического сопровождения и обеспечения здоровьесбережения обучающихся.

Запланированы большие объемы поставок в общеобразовательные учреждения учебного и учебно-наглядного оборудования по различным предметам, компьютерного, спортивного, медицинского оборудования, оборудования для пищеблоков. В результате, доля школ, отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса, в 2009 г. увеличится до 70%.

3.5. Расширение общественного участия в управлении образованием

Внедрение моделей государственно-общественного управления в общеобразовательных учреждениях непосредственно связано с переходом на новую систему оплаты труда работников образования (участие в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников образования).

Одним из элементов общественного участия в управлении общеобразовательными учреждениями в Саратовской области стала деятельность попечительских советов, создание которых началось в 2000 году во исполнение Указа Президента РФ «О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в Российской Федерации» от 31.08.1999 года №1134. В 2007/2008 учебном году советы действуют в 1060 школах и 512 ДОУ, в том числе 237 - в форме юридического лица/6/.

В ходе реализации проекта большое внимание будет уделено созданию управляющих советов в школах. Основные функции управляющего совета:

а) определяет основные направления развития общеобразовательного учреждения;

б) способствует повышению эффективности финансово-экономической деятельности общеобразовательного учреждения, стимулированию труда его работников;

в) содействует созданию в общеобразовательном учреждении оптимальных условий и форм организации образовательного процесса;

г) осуществляет контроль за соблюдением надлежащих условий обучения, воспитания и труда в общеобразовательном учреждении, сохранения и укрепления здоровья обучающихся, за целевым и рациональным расходованием финансовых средств общеобразовательного учреждения;

д) участвует в рассмотрении конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса.

Заключение

Все поставленные цели и задачи были выполнены в данной курсовой работе.

Совершенствование системы образования составляет приоритетное направление развития области.

Организационной основой государственной (областной) политики в сфере образования являются областные программы развития образования.

Экономическая политика в сфере образования области направлена на поддержку и развитие образовательных учреждений вне зависимости от их организационно-правовых форм, форм собственности и ведомственной принадлежности.

Органы государственной власти области осуществляют политику персональной экономической поддержки наиболее одаренных обучающихся, лучших педагогических работников, инновационных образовательных учреждений и победителей конкурсов проектов развития образования в форме стипендий, грантов, целевого финансирования/7/. Органы государственной власти области создают организационно-экономические условия для развития научно-образовательного потенциала учреждений высшего профессионального образования и обеспечивают стимулирование их инновационной научно-технической деятельности как базы социального и экономического развития области.

Список использованных источников

1. «Российская газета» - Средняя Волга: Саратов№4326 от 28 марта 2007 года

2. СРРЦ СГСЭУ; (c) 2006 г. Министерство образования Саратовской Области г. Министерство образования Саратовской Области 

3. «Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования». - Ягофаров Дамир. Владос,2008 г.

4. Анимицина Е.Г., Тертышный А.Т. Основы местного самоуправления. Учебник. М.: ИНФРА-М, 2000

5. Антикризисное управление в муниципальном образовании. - Учебнометодическое пособие.- М.:РИЦ «Муниципальная власть»,2000

6. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для ВУЗов.- М.:Финансы, ЮНИТИ, 1999

7. Муниципальное планирование: Учебное пособие./ Под ред. В.Е. Рохчина, СПб.: СПбГИЭА,1998

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.