Рефераты. Особенности внеклассной работы по анатомии, физиологии и гигиене человека

Особенности внеклассной работы по анатомии, физиологии и гигиене человека

2

Особенности внеклассной работы по анатомии, физиологии и гигиене человека.

Из истории методики и биологии в русской школе видно, что внеклассные занятия учащихся по анатомии, физиологии и гигиене человека возникли значительно позднее, чем по ботанике и зоологии.

Первая попытка представить общую систему по данному предмету принадлежит Г.Н. Белову и Б.С. Стожарову.

Описание опыта работы появляется только в 30-х годах - П.И. Суворова в 1935 году, А.М. Рябиновской в 1937 году и несколько позже - в 1937 году О.С. Яковлева. Но, по сути дела все формы внеклассной работы сводились к физиологическому кружку, где главное внимание уделялось содержанию и проведению физиологических опытов.

Как правило, хорошее преподавание предмета, стимулирующее познавательные интересы, вызывает потребность учащихся в более глубоком изучении этой дисциплины.

В связи с этим внеклассные занятия по данному учебному предмету имеют следующие направления:

- Ознакомление учащихся с деятельностью выдающих учёных, с историей и успехами науки.

- Овладение методами науки: микроскопия, клинические анализы, выработка условных рефлексов, острые опыты.

- Конструирование аппаратуры, создание моделей, приборов, наглядных пособий, флэш анимаций, презентаций.

- Применение анатомо-физиологических знаний в практической деятельности (в быту, труде, при занятии спортом).

Успех внеклассной работы зависит от общепедагогических требований, которые выражаются

- в идейной направленности и практической значимости содержания знаний;

- в углублении и расширении знаний

- умений и навыков учащихся, в развитии их общественной и организационной активности;

- в учёте индивидуальных склонностей и интересов;

- в максимальном развитии самостоятельности;

- в применении многообразных форм и методов работы.

Индивидуальные внеклассные занятия.

Чаще всего предпосылкой организации индивидуальных занятий с учащимися бывает проявление интереса на уроке. Обычно интерес учащихся на уроке реализуется в вопросах, желании более углубленно изучить тему. Например, на уроке по теме “Кровообращение”, учащиеся задают вопросы, связанные с демонстрацией опытов, кинофильмов, анализом самонаблюдений. Одни могут получить немедленный ответ, другим необходимо порекомендовать литературу, третьим - дать практические задания на дом или в кабинете биологии.

Однако не всегда нужно исходить только из запросов учащихся.
Целесообразно давать те или иные индивидуальные задания по отдельным вопросам перед изучением на уроке. Основным условием для индивидуальных домашних работ, дополнительных к обязательным работам, является подбор заданий практического характера. Выполнение этих работ является важным методическим условием усвоения знаний по физиологии. Проще всего такие задания давать по наблюдениям или опытам на своём организме с фиксацией их результатов в виде кратких записей или диаграмм. Некоторые из заданий могут предлагаться как внеурочные домашние задания.

Индивидуальные домашние самонаблюдения

Тема

Индивидуальные домашние работы

Опорно-двигательная система.

Органы пищеварения.

Измерять свой рост в течении суток.
Проанализировать работу мышц при трудовых операциях, гимнастических упражнениях.

Провести опыты с вкусовыми ощущениями различных пищевых продуктов: морковь, лимон, лук.

Сравнить число ударов Пульса в минуту при различной физической нагрузке. Данные заполнить в виде диаграмм.

Выяснить, пульсируют ли вены и капилляры.
Обнаружить венозные капилляры.

Сравнить температуру тела в течении недели утром и вечером.

Подсчитать число дыхательных движений до, и после выполнения физической работы.

Вычислить сколько воздуха пропускается через лёгкие в минуту до, и после бега.

Выявить влияние углекислого газа на дыхательный центр (явление апноэ и диспноэ).

Определить рефлекторное замедление сердцебиения (эффект Ашера) надавливанием пальцами на глазное яблоко.

Определить чувствительность различных участков кожи (опыт ставится вдвоём)

Обнаружить слепое пятно на сетчатке глаза.

Пронаблюдать за изменением зрачка при разном освещении (зрачковый рефлекс).

В кабинете биологии могут проводиться внеклассные занятия, связанные с самостоятельными экспериментами, связанными с использованием учебного оборудования. Интерес к этим работам обычно возникает при ознакомлении учащихся с довольно сложными приборами, применяемыми учителем на уроке.

Пронаблюдав показания спирометра на примере одного-двух учеников, многие изъявляют желание проверить жизненную ёмкость лёгких, определить вентиляцию лёгких при различной мышечной нагрузке.

Иногда у учащихся возникает желание поставить варианты тех опытов, которые демонстрировались учителем (например, опыт по выработке условных рефлексов).

Из вышесказанного следует, что организация индивидуальных работ в кабинете может заключаться:

- в работе с приборами, позволяющими делать опыты на своём организме;

- постановке вариантов физиологических опытов на животных;

- изготовлении приборов, монтировании установок, участии в подготовке оборудования урока.

Внеклассное чтение.

Работа с книгой связана со всеми формами учебно-педагогического процесса. Чтение особенно ярко выявляет индивидуальные склонности и интересы и требует работы учителя с отдельными учащимися.

Организация внеклассного чтения включает в себя следующие этапы:

- подбор и изучение научно-популярной литературы учителем;

- руководство внеклассным чтением учащихся;

- использование научно-популярной литературы на уроках.

Учащиеся 8 классов проявляют большой интерес к выдающимся деятелям науки, ярким страницам из истории науки. Они с увлечением читают об успехах науки, её перспективах. Опытные учителя обычно перед объяснением учебного материала рекомендуют книги и статьи, отражающие данные вопросы.

На уроке, учитель зачитывает отрывок из книги и, заинтересовавшим ученикам рекомендует её прочесть.

Краткая аннотация, показ книги, соображения учителя становятся стимулом для ознакомления с ней учащихся.

Рассказ ученика прочитанного материала, пробуждает желание других учащихся почерпнуть знания из книги.

Особенно следует поощрять дополнения к ответам, в которых используются сведения из научно-популярной литературы.

Обсуждение книг на уроке по его тематике может перерасти в широкую дискуссию, послужить темой для научной конференции.

Для 13 - 14-летних детей характерно увлечение определёнными видами спорта. Исходя из этого, учитель биологии совместно с учителем физического воспитания организует ознакомление учащихся со спортивно-физиологической литературой. Чтение, в свою очередь, пробуждает желание заниматься спортом.

Учитель должен хорошо ориентироваться в литературе по внеклассному чтению, чтобы умело организовать работу учащихся.

По тематике и основным вопросам содержания научно популярные книги по анатомии, физиологии и гигиене можно условно разделить на следующие группы:

- книги, посвящённые отдельным деятелям науки и великим научным открытиям;

- книги, излагающие вопросы медицины (борьба с болезнями, успехи медицины);

- книги по санитарному просвещению;

- книги, включающие общие анатомо-физиологические вопросы.

Много доступного и полезного для внеклассного чтения материала содержит журнал “Здоровье”, где много доступных учащимся анатомо-физиологических статей, отдельные статьи из журнала “Знание - сила”, “Наука и жизнь”,

Наряду с журналами можно использовать отдельные статьи, заметки, связанные по содержанию с рассматриваемыми вопросами. Из них создают альбомы, стенды: “Новости науки”, “Интересные факты”, “Знаешь ли ты”.

Учащиеся проявляют большой интерес к космической физиологии.

Материалы по всем вопросам можно также найти в Интернете.

Можно рекомендовать учащимся участвовать в форумах на интересующие темы, с последующим обсуждением в классе.

Групповое внеклассное занятие.

Основными формами групповых внеклассных занятий по анатомии, физиологии и гигиене человека являются физиологический кружок и кружок Красного Креста.

В обобщённом виде тематика кружковых занятий разработана в методической литературе и может быть представлена всевозможным образом. Необходимо планировать темы опытов и их порядок проведения в соответствии с уроком.

Стремление самим добывать научные знания очень типично для учащихся старших классов. В связи с этим необходимо предоставлять большую самостоятельность.

Можно использовать на занятии кружка следующие темы:

- изготовление препарата и изучение рыхлой соединительной ткани из фасции мышцы лягушки;

- изучение препарата эпителия кожи лягушки;

- рассмотрение поперечно-полосатой мышцы лягушки;

- приготовление и рассмотрение мазков крови лягушки и человека;

- изучение кровообращения в брыжейке и языке лягушки;

- наблюдение за влиянием фитонцидов на микроорганизмы (опыт с инфузориями);

- рассмотрение под микроскопом капли молока;

- изучение препаратов нервных клеток и нерва.

Из этого перечня видно, что для изучения предложен разнообразный физиологический и гистологический материал, интересный учащимся.

Другой пример работы физиологического кружка - постановка опытов по выработке условных рефлексов при постепенном усложнении. На каждом опыте предполагается серия опытов разных вариантов.

Можно предложить серию опытов по выработке двигательных рефлексов: у собаки на звук рожка; у рыб на бусинку, постукивание, цвет пинцета, на свет; у белых крыс на цвет домика.

Третьи вариантом могут быть опыты с применением фистульной методике на птицах. Кружковцам можно предложить ассистировать учителю при операции, стать активными участниками сложного хирургического метода наложения фистулы на желудок.

Эта робота знакомит учащихся с научными методами физиологического исследования.

На выбор определённого направления кружковой работы оказывают влияние личные интересы учителя, его подготовленность в той или иной области специальных знаний.

В непосредственной связи с экспериментальными методами работы кружка находится работа по изучению литературы, постановка докладов, подготовка вечеров, выпуск рукописных журналов.

Для групповых внеклассных занятий можно организовать кружки Красного креста. Из обобщения опыты их работы в разные годы можно отметить их положительное влияние на всестороннее развитие учащихся.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.