- постановка опытов и наблюдений по санитарии и гигиене;
- овладение навыками до врачебной помощи;
- пропаганда санитарно-гигиенических знаний среди учащихся и родителей;
- подготовка и проведение компании “День здоровья”.
При планировании занятий кружка следует предусмотреть взаимосвязь эксперимента, теоретических знаний и общественной работы учащихся.
В отличие от физиологического кружка, данный кружок является более массовым, и в нём старшеклассники должны составит актив, Через занятия с этим активом осуществляется руководство всеми членами Красного Креста.
Занятия в кабинете имеют задачей подготовку учащихся YII -XI классов для работы в младших классах и для организации массовых мероприятий.
Постановка опытов, изучение теоретических вопросов и практическое овладение навыками оказания первой помощи составляют содержание работы актива кружка.
Примерами тематики теоретических знаний могут быть история общества Красного Креста, подвиги русских врачей в борьбе с разными заболеваниями. Развитие гигиены. Как науки, условия здорового образа жизни.
Для проведения занятий приглашаются работники органов здравоохранения, врачи, некоторые занятия можно проводить на курсах санитарного просвещения.
Как и в других кружках широко используется научно-популярная литература, демонстрация кинофильмов, презентационные материалы по темам.
Рекомендуется постановка следующих опытов и наблюдений санитарно-гигиенического содержания:
- рассмотрение под микроскопом налёта с чищеных и нечищеных зубов;
- наблюдение за разрастанием микрофлоры от следов мухи, пущенной на питательную среду;
- определение запылённости воздуха в коридорах во время перемен;
- определение освещённости классных комнат и рабочих мест;
- изменение состава воздуха в классах до и после занятий;
- рассмотрение микробов с каплями слюны, разбрызгиваемой на разное расстояние при разговоре, кашле, чихании;
- сравнение микрофлоры, развивающейся на питательной среде от прикосновения пальцами чистых и грязных рук;
- сравнение микрофлоры, разросшейся в открытых чашках Петри при влажной и сухой обработке помещений. Постановка опытов и обсуждение их результатов служат доказательством необходимости соблюдения гигиенических правил.
Опыты должны стать достоянием всей школы. Для этого рекомендуется помещать в “Уголках здоровья” их краткое описание, фотографии, диаграммы, цифровые данные. Результаты экспериментов должны широко обсуждаться на уроках. Опыты становятся одним из средств в борьбе за санитарный режим в школе.
Овладение навыками оказания доврачебной помощи обычно проводятся под руководством школьного врача или медсестры.
Основные навыки совпадают с теми, которые включены в программу анатомии, физиологии и гигиены человека.
Навыки, приобретённые на таких занятиях, помогут ребёнку справиться с любыми нестандартными ситуациями в жизни.
Массовые внеклассные занятия.
Массовые занятия связаны с широкой аудиторией учащихся, которые становятся участниками тех или иных мероприятий.
Массовые формы занятий анатомии, физиологии и гигиене человека разнообразны. К ним относятся:
- выпуск рукописных журналов, стенгазет, бюллетеней, своей странички в Интернете;
- организация выставок, научных вечеров, лекций, конференций;
- проведение массовых компаний.
Выпуск рукописных журналов и стенгазет, бюллетеней обычно является составной частью работы кружка. Но в их подготовке желательно участие ученической общественности.
Журнал освещает различные вопросы. Он отражает результаты опытов и наблюдений, в нём публикуются научно-популярные статьи, посвящённые деятельности великих людей или отдельным проблемным вопросам науки (космическая биология, переливание крови, пересадка тканей, оживление организма, физиология труда). В журналах дается обзор научно-популярных книг, помещается материал занимательного характера. Журналы иллюстрируются фотографиями, рисунками, вырезками. анатомии, физиологии и гигиены человека Можно выпускать тематические журналы-альбомы, посвящённые, например, жизни и деятельности великих учёных или успехами и достижениями медицины. В таких журналах много иллюстрированного материала.
Этот же материал можно вынести на обсуждение на свой форум в интернете.
Кружки выпускают стенгазеты по вопросам санитарии и гигиены.
Организуются конкурсы на лучшую стенгазету в школе, между школами города, района, области.
Они посвящаются либо одной теме, либо разным темам.
“На страже здоровья”. “В здоровом теле - здоровый дух”. “За санитарную оборону”. “Мы с вами закалены”. “Профилактика туберкулёза”. “Здоровый образ жизни”. Не забыть в газетах юмор и сатиру.
Организация выставок, как правило, связывается с юбилейными датами, и приурочиваются к научным конференциям, вечерам.
Например, проводя выставку о жизни и деятельности И.П. Павлова, можно демонстрировать фотографии, альбомы, книги, презентации, подготовленные на компьютере, о жизни и деятельности великого русского учёного.
Экспонаты, подготовленные учащимися.
В кабинете биологии могут создаваться временные экспозиции, посвящённые деятелям науки и медицины. Например, выставка, отражающая мысли М.В. Ломоносова в области физиологии, медицины и гигиены.
Где использовать высказывания великого учёного по следующим вопросам: об органах чувств, теории трёхцветного ощущения, вкусовых ощущениях, пользе медицины, значении химии для медицины, причинах болезней, оздоровительном значении труда, гигиене детей, значении физических упражнений.
Краткие изречения великого учёного иллюстрировать плакатами, картинами, фотографиями.
Своеобразной формой миниатюрной выставки являются “Уголки здоровья”, организуемые, как в классах, так и в школе. Они привлекают учащихся, если включают яркий красочный материал, не отяжеленный длинным текстом.
Тематические выставки подготавливаются к вечерам, праздникам, конференциям. Интересной может быть иллюстрированная экспозиция к вечеру “Путь к здоровью и силе”, если в таблицах, плакатах, моделях удачно сочетать вопросы физиологии и спорта.
Подбор, например, санитарно-гигиенических плакатов составить красочную экспозицию.
Научные вечера и конференции.
Инициатором организации вечеров и конференций, как правило, учитель.
Задача учителя состоит в том, чтобы увлечь учащихся, вызвать у них интерес к подготовке и проведению этих массовых мероприятий.
Следует привлекать учащихся к разработке программы, подбору содержания, оформлению вечера.
Важную роль в проведении мероприятия имеет высокий методический уровень преподавания данного курса.
По тематике научные вечера и конференции можно разделить на четыре группы:
- посвящённые выдающимся учёным;
- по проблемным вопросам науки;
- санитарно-гигиенические;
- комплексного содержания по смежным предметам.
Наиболее часто в школах проводятся вечера и конференции о жизни и деятельности И.М. Сеченова, И.П. Павлова, Л. Пастера, И.И. Мечникова, Н.И. Пирогова.
Основное методическое требование в их разработке состоит в том, чтобы сделать их научное содержание доступным, эмоциональным по форме.
Успех вечера зависит также от использования разнообразных методов красочного оформления, чёткой организации.
Сообщения учащихся о жизненном пути учёного, характеристика его как человека должны быть яркими и проникновенными. Из биографического материала следует выделить следующие моменты: отношение к родителям, любовь к труду, патриотизм учёного.
Программа вечера, посвящённого деятелям науки не должна быть обширной. Несколько кратких докладов, демонстрация иллюстрированного материала, художественное чтение, несколько музыкальных выступлений - вот рекомендуемое их содержание.
Разнообразно содержание вечеров по проблемным вопросам науки:
“Переливание крови”, “Борьба с невидимым врагом”, “Успехи медицины”, “Тайны мозга”, “Космическая физиология”, “Роль физики и химии в познании жизненных процессов и лечении человека ”, “Пересадка органов”.
Так научная конференция по вопросу “Переливание крови” позволяет привлечь богатый материал из истории науки, углубить физиологические знания о группах крови, пробудить патриотические чувства рассказами о развитии донорства во время Великой Отечественной войны.
Можно включить по этой теме доклады учеников “Состав крови и лимфы”, “История переливания крови”, “Переливание крови во время Великой Отечественной войны”.
Большой интерес вызывает у учащихся история открытия переливания крови, показавшая преодоление трудностей, стоящих на пути науки. Демонстрация специальных приборов и схем позволит создать конкретное представление о технике переливания крови.
Сообщение о патриотическом движении доноров во время блокады Ленинграда воспитывает чувство гордости за людей, защищавших свой город, свою Родину.
Другим примером проблемного вечера может быть вечер на тему “Борьба с невидимым врагом”. Интерес вызывают доклады о борцах с невидимым врагом - Э. Дженнере, Л. Пастере, И.И. Мечникове, о первой прививке против бешенства - “Враг под микроскопом”.
Дополнением могут служить видео “По следам невидимых врагов”.
Цель вечера вызвать больший интерес к вопросам микробиологии, профилактике заразных болезней, к науке.
Вечера, посвящённые санитарно-гигиеническим вопросам.
Особенность таких вечеров состоит в том, что они являются заключительными в проведении массовых мероприятий за повышение санитарно-гигиенического уровня в школе.
Несмотря на то, что мероприятие комплексно охватывает вопросы санитарии и гигиены, тема вечера может включать только один вопрос, например: “Питание и здоровье” “Воздух и здоровье”, “Польза физических упражнений”, “В здоровом теле - здоровый дух”, “Здоровый образ жизни”.
Нередко эти вечера проводятся в системе оздоровительных мероприятий как общешкольные праздники.
Содержание и форма праздника “Питание и здоровье” предусматривают массовость участия в нём не только старших классов, но и учащихся IV - VI классов, а также родителей.
На вечере подводятся итоги борьбы за соблюдение санитарного режима в школе. Затем можно провести выступления и инсценировки по вопросам питания.
Краткое Сообщение о режиме питания, гигиене полости рта, пользе молока.
Всё может сопровождаться демонстрацией видео.
Спортивно-физиологический вечер, может заинтересовать своим необычным содержанием. На этом вечере раскрывается практическое значение физиологических знаний для занятий физкультурой и спортом.
Цель вечера - показать, каким сильным, бодрым, здоровым становится человек, занимаясь спортом и закаливая свой организм.
При хорошей организации вечер будет интересен в познавательном отношении, раскроет значение научных знаний для занятий спортом, побудит к здоровому образу жизни.
Начать вечер можно с парада спортсменов.
Затем доклад: “Великие люди о пользе физических упражнений”, об отношении к физической культуре выдающихся мыслителей, учёных, писателей.
Другой доклад можно посвятить раскрытию путей к здоровью и силы. Рассказать о значении сна, режиме питания, труда, активного отдых, значении свежего воздуха.
Поставить инсценировки о закаливании, уборке класса.
В заключение - выступление спортсменов, художественная самодеятельность по теме вечера.
Данный вечер можно считать весьма эффективным по своему педагогическому воздействию.
Научные вечера и конференции являются важной составной частью внеклассных занятий, органически связанной со всеми формами учебно-воспитательного процесса.
“День здоровья”.
“День здоровья” - общественно полезная работа по санитарному просвещению учащихся и родителей.
Следует отметить факт проведения в школах 1 раз в четверть день оздоровительных мероприятий, свободный от учёбы.
Планирование и организация “Дня здоровья” обязывают весь коллектив школы серьёзно к нему готовиться.
Вся ответственность за проведение оздоровительных мероприятий, санитарный режим и санитарное просвещение возлагается на учащихся старших классов.
Организация этой работы намечается в самом начале учебного года и проводится как общественно полезная работа, связанная с курсом анатомии, физиологии и гигиене человека.
Директор школы, учителя биологии, физического воспитания, школьный врач совместно с общественными ученическими организациями направляют деятельность классных коллективов, определяют все формы и виды работы, разрабатывают их содержание.
Одним из недостатков проведения данного мероприятия является то, что оно проводится как спортивно-оздоровительное мероприятие, без связи с санитарным просвещением.
Можно привести ряд примеров по организации “Дня здоровья” в школе.
Этот день должен являться частью борьбы за соблюдение санитарного режима школы. Идеальная чистота помещений, воздуха, контроль над соблюдением правил личной гигиены и общественной гигиены достигаются медработником школы и учителем биологии. Они организуют беседы, с родителями и учащимися, выпуск стенгазет в “Уголке здоровья”. В содержание санитарно-гигиенической пропаганды включаются главным образом вопросы основной темы, под лозунгом которой проводится мероприятие. Разрабатываются условия смотра на примере лучших классов. Активом должны являться учащиеся 8 классов.
В конце учебного года объявляется “Месяц здоровья”.
Компания заканчивается общим праздником, где подводятся итоги конкурса, вручаются грамоты и подарки.
Успех проведения “Дня здоровья” обеспечивается комплексной работой учителей, врача, организацией его как общешкольного мероприятия, в котором принимает участие весь школьный коллектив и родители.
Все формы внеклассной работы приобретают новую и весьма специфическую связь с факультативными занятиями по физиологии.
Содержательная внеклассная работа, с одной стороны, содействует формированию интересов и способностей, учащихся в области физиологии, с другой стороны, учащиеся, занимающиеся по факультативу, становятся организаторами всех крупных форм внеклассной работы и более активной частью на уроке. Именно опыт внеклассной работы, накопленный в истории методики преподавания позволяет проводить эту работу в школе.
Страницы: 1, 2