Рефераты. Ознакомление младших школьников с элементами графической грамотности

p align="left">Психологи отмечают, что для формирования навыка важно, чтобы обучающийся был подготовлен к обучению этому навыку. При этом любой навык имеет свои специфические сферы, которые должны быть в состоянии готовности к моменту формирования навыка. Иногда он может образоваться только на базе уже значительно сформировавшегося другого навыка.

По мнению Е.Н. Российской, очень важно для овладения графической грамотностью письма развитие движений пальцев и кисти руки [26, с.227].

Развитие тонкой моторики определяет готовность руки к обучению графическому навыку письма. На этот факт указывали и такие авторы как Т.П. Сальникова, Е.И. Скиотис. Отмечено, что мышцы руки должны быть достаточно крепкими, должна быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы младший школьник мог правильно держать ручку, чтобы не уставал быстро при письме. Движения пальцев должны быть целенаправленными и точными, подчинятся задачам деятельности [33, с.75].

Графическая грамотность как один из показателей сформированности навыка письма проявляется в том, допускает ли ученик ошибки, возникающие в процессе перекодировки звуковой формы слова в графическую и при непосредственном воспроизведении ее на бумаге.

Графические ошибки - это пропуски, перестановки и разнообразные замены букв, соответствующих фонемам, сходным по акустической, артикуляционной характеристике, или изменение формы, размера, пространственного положения и количества элементов в буквенном знаке.

Каждому учителю хорошо известно, насколько трудно протекает становление у младших школьников (особенно шестилетних) умение писать разборчиво, ровно, с соблюдением пропорций, одинакового наклона и так далее. Для того чтобы научиться более умело управлять этим процессом, необходимо представить себе, во-первых, те трудности, которые испытывают дети, а во-вторых, порождающие их причины.

К причинам возникновения графических ошибок следует отнести, во-первых, недоразвитие у детей звуковой стороны языка, то есть фонематического слуха и культуры звукопроизношения, во-вторых, несовершенство зрительного восприятия и двигательного воспроизведения на бумаге буквенных знаков и их компонентов, соответствующих определенному смысловому значению.

Для определения графической грамотности учеников рекомендуется использовать диктант. Это более сложный вид речевой деятельности в сравнении со списыванием, так как перекодирование звуков в буквы чаще вызывает трудности, чем обратный процесс.

На практике при письме встречаются следующие графические ошибки:

1) дети при письме не соблюдают интервал между буквами в словах, неравномерно расставляют слова на строке;

2) пишут буквы слишком размашисто или слишком узко;

3) очень часто в работах учеников встречается разнонаправленность наклона или чрезмерный наклон вправо или влево;

4) не соблюдают расположение букв по линии строки, то есть не держат линейность при письме;

5) не выдерживают нужную высоту букв (слишком круто, слишком мелко);

6) нередко обнаруживается ломаность, вычурность письма;

7) имеет место «заборность», условность письма;

8) не соблюдается связанность букв при письме;

9) полная неразборчивость почерка, «каша» [40, с.312].

Итак, графическая грамотность проявляется в том, допускает ли ученик ошибки. Графические ошибки делятся на две категории: слухо-артикуляционные и зрительно-двигательные. Первые зависят от степени развитости фонематического слуха и звуковой культуры (нарушение последовательности, пропуск, лишние буквы, замена букв, парных звуков). Вторые ошибки зависят от сформированности зрительно-двигательных образов букв в памяти ученика: 1. нарушение количества элементов в букве (буква Ш заменяется на И и наоборот, Щ - Ц, Х - Ж); 2. смещение элементов по размеру (р - п); 3. смещение элементов по форме (г - ч, н - ы); 4. изменение пространственного положения сходных элементов (ш - т, и - п).

Коррекционная работа по формированию графической грамотности ведется в двух направлениях:

1. Развитие фонематического слуха и звуковой культуры;

2.Формирование зрительно-двигательных образов букв в памяти учащихся. Работа в этом направлении может содержать следующие упражнения:

- обобщение букв по одному из элементов: э, е, ё - по полуовалу;

- исключение буквы из группы по отсутствию у нее общего с ними элемента: э, е, ё, о -о;

- нахождение общего элемента в буквах: у, н, ы, и - линия с закруглением внизу;

Сравнение букв: У, И;

- нахождение указанного элемента в буквах: прямая линия - а, г, ж, з, к, н, п;

- составление группы букв на основе общего элемента;

- продолжение ряда букв на основе одного из элементов: э, е, ё, з, Е, З, В, Б… (полуовал);

- списывание письменных буквосочетаний и нахождение их в печатном тексте;

- корректура письменного текста, написанного с графическими ошибками второй категории.

Таким образом, под графической грамотностью следует понимать определенную степень владения языком, элементами которого выступают графические объекты. Графические навыки - это определенные привычные положения и движения пишущей (рисующей) руки, позволяющие изображать знаки и их соединения.

Графическая деятельность младших школьников, обеспечивающая возможность образного (графического) отражения детьми разнообразной информации, а также выполнения намеченных действий при помощи различных графических средств и инструментов.

В следующем параграфе мы рассмотрим особенности графических умений детей младшего школьного возраста.

1.2 Особенности графических умений младших школьников

В специальной литературе отмечается, что одна из наиболее распространенных причин трудностей овладения графической грамотностью письма учащихся младшего школьного возраста - нарушение интеллектуального развития.

Формирование графической грамотности осуществляется в тесной связи с функционированием всей психики, с различными психическими процессами. Это отмечается в исследованиях В.Г. Петровой, Т.В. Власовой, В.И. Лубовского и других.

В исследовании Г.Н. Рахмаковой отмечается, что особенности психического развития учеников - уровень познавательной активности, сформированность операций анализа, отвлечения и обобщения, синкретичность и нерасчлененность мышления, мотивация учебной деятельности - способствуют или затрудняют овладение графическими умениями письма [30, с.70].

Одной из характерных черт, отличающих младших школьников, по мнению Г.Н. Рахмаковой, является еще не развитая познавательная активность, которая при сохранности анализаторов, необходимых для благоприятного развития речи, приводит к отклонениям в этом процессе. Для таких учеников характерно снижение способности к приему и переработки перцептивной информации, что проявляется в процессе формирования графической грамотности.

Е.Н. Российская, В.А. Насонова, Е.М. Мастюкова в своих исследованиях указывают, что успешное овладение графической грамотностью зависит от уровня сформированности сенсорных функций и процессов. Состояние высших психических функций (зрительное восприятие, зрительная память, зрительное внимание, слуховое внимание, слуховая память, слуховое внимание) является показателем и критерием готовности к овладению графическими умениями младших школьников.

Так, по итогам ряда наблюдений за процессом письма В.И. Насонова сделала вывод о том, что у учеников в младшем школьном возрасте наблюдается недостаточность межанализаторного взаимодействия. Несовершенство межанализаторной интеграции приводит к трудностям в процессе письма, например, к несформированности зрительно - двигательных образов буквенных знаков [5, с.66].

Е.М. Мастюкова так же отмечает, что процесс переработки сенсорной информации учеников в младшем школьном возрасте еще несколько замедлен, и это в свою очередь мешает формированию и закреплению графических умений [26, с.44].

Е.В. Мальцева считает, что графические ошибки при формировании графической грамотности младших школьников и трудности, возникающие у учеников в процессе письма (нарушение письма формы буквы, нарушение наклона элементов, деформация формы буквы, уподобление одной буквы другой и подобные ошибки) являются следствием низкого уровня развития процесса восприятия [26, с.116].

По данным В.Г. Петровой, Е.М. Мастюковой для младших школьников характерны своеобразные особенности восприятия: замедленность, неточность и фрагментарность, трудности выделения фигуры на фоне и деталей в сложных изображениях и другое.

По мнению В.И. Лубовского на замедление переработки информации в процессе восприятия влияют так же такие факторы как низкая скорость осуществления перцептивных операций и недостаточная сформированность образов - представлений - их нечеткость и неполнота.

Бедность и недостаточная дифференцированность зрительных образов - представлений учеников младшего школьного возраста установлены в исследовании С.К. Сиволапова.

Зрительное восприятие - сложная система деятельности, включающая сенсорную обработку визуальной информации, её оценку, интерпретацию и категоризацию. О.В. Елецкая считает, что отставание в развитии зрительного восприятия, наблюдаемое у учеников в младшем школьном возрасте, является одной из причин испытываемых ими затруднений при формировании навыка письма. Несовершенство процесса переработки сенсорной информации, неполноценность пространственного анализа и аналитико-синтетической деятельности младших школьников данной категории затрудняют соотнесение выделенной формы со зрительным образом буквы. Отмечается, что зрительный образ буквы должен быть отдифференцирован от всех других букв, особенно сходных графически. Как показывает практика, анализ буквы не является простой задачей для учеников начальной школы, так как многие буквы сходны по начертанию [5, с.33].

Низкая способность к анализу и синтезу визуально поступающей информации, сниженная дифференцированность зрительного восприятия и анализа, неумением подчинить восприятие поставленной задаче, низкий уровень осмысления наглядно и на слух воспринимаемого материала осложняют формирование навыков выделения деталей и признаков при написании букв. Одним из следствий этого может быть, например, забывание начертания редко встречающихся букв и смешение их между собой (ч и ц; ф. и щ) или смешение близких по оптическим характеристикам букв, что в значительной мере затрудняет начальное обучение и требует оказания коррекционной помощи [16, с.279].

Причиной дефектов восприятия у младших школьников является несформированность ориентировочной деятельности. В.И. Лубовским замечено, что ученики младшего школьного возраста не умеют целенаправленно рассматривать то, на что направлен их взгляд, и вслушиваться в то, что звучит в данный момент, будь то речь или какие - то другие звуки.

Установлено, что неточность функции пространственного восприятия приводит к трудностям у 24 % учеников при формировании графических умений. Замечено, что наиболее типичными ошибками пространственного различения в письме являются неумение соотнести букву и линии в тетради, то есть ориентироваться в пространстве листа, смешение верха и низа сходных букв (например, т - ш; п. - и); зеркальные ошибки вследствие перевертывания буквенного знака в обратную сторону (с-э; б-д).

В процессе изучения особенностей письма учеников младшего школьного возраста выявлено, что для них характерны замены графически сходных букв на письме. Недоразвитие зрительного анализатора и синтеза у учащихся младшего школьного возраста обуславливает частоту смешения графически сходных букв, отмечает в своем исследовании Е.А. Кинаш.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.