Рефераты. Ознакомление младших школьников с элементами графической грамотности

p align="left">Так же замечено, что ученики не соблюдают интервал между буквами в словах, неравномерно расставляют слова на строке.

Очень низкий уровень развития умений отмечен у шести учащихся, что составило 60 % от общего показателя исследования. Для учащихся этого уровня характерно неумение соотнести букву и линии в тетради, то есть ученики слабо ориентируются в пространстве листа.

У учеников наблюдалась слабость мышечного тонуса руки. Вследствие этого ученики затрудняются писать буквы связно, а безотрывное письмо вызывает нарушение письма формы буквы.

Замечено, что при написании предложений под диктовку в рабочем темпе школьного урока (с опорой на слуховое восприятие) ошибки графического навыка связаны с деформацией форм букв. Так же при восприятии на слух больше встречается ошибок, связанных с уподоблением одной буквы другой. Это происходит оттого, что разные буквы пишутся одним и тем же движением, то есть пишутся одинаково.

Общей особенностью всех учащихся является неумение работать в едином темпе под руководством учителя. Многие ученики не стараются при выполнении письменного задания, ошибки, на которые указывает педагог, иногда остаются неисправленными.

Следует так же заметить, что развитие и совершенствование графических умений требует устойчивого внимания, усидчивости, осознанности восприятия. Данная деятельность вызывает у учащихся утомление, и многие из них к концу урока становятся раздражительными.

Таким образом, графическая грамотность учеников второго класса была оценена по низкому и очень низкому уровню. Было отмечено, что трудности письма и графические ошибки учеников связаны с несформированностью зрительно - двигательных образов буквенных знаков, с низким уровнем зрительного контроля. Недостатки процесса восприятия, моторные нарушения так же негативно отражается на точности воспроизведения букв.

Анализ результатов диагностических методик позволяет предполагать, что графические ошибки учащихся младшего школьного возраста связаны как с низким уровнем развития внимания, восприятия и самоконтроля, так и обусловлены недостаточной координированностью движений и слабостью мускулатуры руки. Указанные недостатки негативно отражаются на точности воспроизведения букв, тормозят формирование зрительно - двигательного образа буквы, затрудняют ориентировку на тетрадном листе (в линейку), что в целом препятствует автоматизированности графической грамотности младших учеников.

Отмечено, что младшие школьники в процессе выполнения письменных заданий по русскому языку допускают множественные графические ошибки как при воспроизведении текстового материала из учебника (списывание), так и при воспроизведении на слух (диктанты). При этом количество графических ошибок увеличивается при воспроизведении на слух.

На следующем этапе исследования мы провели формирующий этап эксперимента, на котором реализовали условия ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности, о чем и пойдет речь в следующем параграфе.

2.2 Реализация условий ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности

В формирующем эксперименте мы провели работу по ознакомлению младших школьников с элементами графической грамотности. Для этого мы провели серию занятий с использованием специально подобранных упражнений, направленных на формирование и развитие графических умений и навыков письма у младших школьников.

Закрепление графической стороны письма мы проводили на каждом уроке русского языка по 6-8 минут.

Занятия мы начинали с упражнений для развития руки и глазомера, письмо букв в порядке усложнения их начертаний, по группам, а также письмо букв, трудных по начертанию. Кроме букв, дети писали слова и предложения и, наконец, связные тексты, упражнялись в написании, в письме под диктовку.

На следующих занятиях содержание графических упражнений, кроме выполнения программы этих классов, составляли письмо трудных для учащихся букв и их соединений, списывание с рукописного и печатного текста, письмо под диктовку, письмо под счет.

В состав упражнений входило также исправление недочетов графического характера: несоблюдение правильного наклона букв, нарушения параллельности, соразмерности букв по высоте и широте, выход за строку, искажение форм букв и других с учетом особенностей письма каждого ребенка. С этой целью прописывали образцы букв в тетрадях учащихся.

Содержание упражнений связывалось по мере возможности с изучаемым на уроке грамматическим материалом, с усвоением написания слов на непроверяемый безударную гласную, слов из словаря.

Конечная задача ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности заключалась в том, чтобы ученик мог:

1) «перевести» звук в букву (имеется ввиду фонетико-графические написания);

2) правильно и четко написать букву, слово, предложение; списать с книги и с доски; написать под диктовку, проверить написанное и исправить допущенные ошибки;

3) научиться излагать свои впечатления и мысли в письменной форме.

Эти умения и навыки развивали постепенно в процессе начального обучения русскому языку.

Работа по ознакомлению младших школьников с элементами графической грамотности содействовала нравственному, эстетическому воспитанию школьников, воспитанию у них аккуратности, трудолюбия, добросовестного и старательного отношения к выполнению любой работы.

Кратко рассмотрим содержание занятий по ознакомлению младших школьников с элементами графической грамотности.

Занятие №1. Правильная посадка за партой, умение верно держать тетрадь и пользоваться ручкой при письме.

Связность и ритмичность письма букв и их соединение в словах. Письмо больших и малых букв и их соединений в словах и предложениях.

Грамматика, правописание и развитие речи.

Занятие №2.

Закрепление гигиенических навыков письма: правильной посадки, положения тетради, ручки и других.

Письмо наиболее простой по форме группы букв с часто повторяющимися элементами движений типа.

Письмо строчных и заглавных букв по группам в порядке усложнения их начертания.

Упражнения в безотрывных соединениях букв.

Связное, ритмичное письмо слов и небольших предложений.

В результате обучения первоначальному письму школьник должен овладеть элементарным графическим навыком, а именно, уметь выполнять следующие действия:

1) сравнительно легко перекодировать звуко-фонемную форму слова в графическую и наоборот;

2) в процессе письма слов и предложений (под диктовку учителя, по памяти, при списывании) воспроизводить буквы и их соединения на основе усвоенных алгоритмов;

3) ритмично чередовать напряжение пишущей руки с расслаблениями под соответствующий счет;

4) писать связно и правильно все буквы;

5) использовать три вида соединения, фиксируя упором ручки соединительные точки;

6) выполнять санитарно-гигиенические нормы письма.

Таким образом, на первом этапе на основе логического принципа группировки букв мы закрепили указанные выше умения и начали отрабатывать автоматизированность графического навыка.

Занятие №3.

Работа по дальнейшему закреплению гигиенических навыков письма. Переход на письмо в тетрадях в одну линейку (усвоение новой высоты, ширины букв и других). Письмо трудных для учащихся заглавных и строчных букв и их соединений.

Упражнения в безотрывных соединениях букв. Связное, ритмичное письмо слов в предложении.

Занятие №4.

Закрепление навыков правильного начертания букв, рациональных способов их соединения (по группам), в словах, предложениях, небольших текстах. Упражнения в равномерности, плавности движения руки для выработки навыка письма в ускоренном темпе. Работа по устранению графических недочетов в почерках учащихся.

Занятие №5.

Совершенствование навыка письма. Соблюдение учащимися основных гигиенических требований к письму. Соблюдение учащимися основных гигиенических требований к письму. Закрепление графически правильных начертаний букв и способов соединения их в слове. Упражнение детей в связности, ритмичности написания букв, слогов, слов и небольших предложений.

Занятие №6.

Письмо наиболее простой по форме группы букв с часто повторяющимися элементами движений руки.

Письмо строчных и заглавных букв по группам в порядке усложнения их начертания. Упражнения в безотрывных соединениях букв.

Занятие №7.

Дальнейшее закрепление гигиенических навыков письма. Упражнения по переводу детей на письмо по одной линейке (усвоение новой высоты, ширины букв). Письмо трудных для учащихся заглавных и строчных букв и их соединений. Упражнения в безотрывных соединениях букв.

Связное, ритмичное письмо слов и предложений.

Занятие №8.

Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов соединений (по группам) в словах, предложениях, небольших текстах. Упражнения в развитии ритмичности, плавности движения руки для выработки навыка письма в ускоренном темпе. Работа по устранению графических недочетов в почерках учащихся.

Занятие №9.

Формирование четко дифференцированных зрительно-двигательных образцов всех письменных букв (работа по усвоению письменной буквы включает в себя анализ, конструирование, реконструирование, сравнение буквы с другими буквенными знаками).

Освоение стабильного, одновариантного начертания букв и установленных способов их соединений. Отработка безотрывного начертания букв и буквенных комплексов в два знака, где реализуется средне-плавное соединение. Автоматизация действия письма. Умение при письме устойчиво удерживать угол наклона, ширину и высоту воспроизводимых букв. Формирование приема аналитического восприятия как отдельных буквенных знаков, так и их комплексов.

Звукобуквенный анализ слов и предложений с последующей их записью в тетради-прописи.

Занятие №10.

Повторение и отработка начертания тех букв и сочетаний, которые наиболее трудны для 6-и летних учеников каждого конкретного класса. Выполнение логических упражнений на группировку букв по общности того или иного графического элемента.

Таким образом, разработанные нами занятия представляют собой новую универсальную развивающую систему ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности.

Освоение графики связано с развитием пространственных представлений, совершенствование мелкой моторики, отработкой ритмичности, плавности движения руки. Помимо этих традиционных задач наши занятия включали в формирование графического навыка освоение и использование детьми ряда мыслительных операций: анализа - синтеза, сравнения, обобщения, классификации. Основу методики составляли принципы одновариантного начертания и поэлементного изучения букв, реализуемое с помощью новых методических приемов: аналитического восприятия и практического конструирования буквенных знаков.

Впервые совокупность письменных букв русского алфавита структурирована в виде графической системы, основу которой составляют 8 постоянных структурных единиц, отличающихся по относительно законченной форме. Форма каждого элемента является постоянной, а размер, пространственная ориентация и количество элементов - переменными свойствами графической системы письменных букв.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.