В реальной шк.практике план работы Кл.рук.имеет разнообразную структуру. Это связано с различными условиями функционирования школ и отдельных коллективов. Структура, а следовательно и сами формы планов зависят от уровня пед.квалификации учителя. Если опытный педагог может ограничиваться кратким планом, то нач.учителям надо рекомендовать составление подробных развернутых планов. Структура планов имеет след.параметры:
1. краткая хар-ка класса и анализ воспит.работы
2. воспит.задачи
3. основные направления деят-ти кл.рук.
4. координация воспит.деят-ти учителей, работающих в данном классе
5. работа кл.рук.с родителями и с общественностью
Тема 9 Понятие «Воспитательная технология». Воспитательный результат технологии
Воспитательная технология - приложена к процессу становления, формирования человека как соц.способного существа. ВТ - это прежде всего пед.технология. Пед.технологии в педагогике на слуху существуют более 10 лет. Вокруг феномена пед.технологий немало споров. Остановимся на процессуальном подходе, согласно кот.пед.технология - это определенная последовательность действий, обеспечивающих достижение диагностируемого и прогнозируемого рез-та. Чтобы говорить о ВТ следует учесть, что под воспитанием понимается прежде всего целенаправл.процесс влияния на социализацию. Ядром социализации яв-ся формирование и закрепление соц.опыта человека. Под соц.опытом следует понимать опыт взаимодействия (общение или совместная деят-ть школьников друг с другом и с педагогами). ВТ трактуется как устойчивая целенаправленная последовательность действий педагога, ведущая гарантированно к воспит.результату, заявленному в целях.
Воспитательный результат технологии.
Под воспит.рез-том технологии имеется ввиду получение школьником позитивного соц.опыта вследствие соответствующих действий педагога. ВР выражается в 2 признаках:
1. критерий факта (факт участия школьника в задаваемом технологией взаимодействия)
2. критерий отношений ( позитивное отношение школьника к факту своего участия в соответствующем взаимодействии)
Тема 10 Личностный подход к воспитанию
Многочисленные пед.теории воспитания чаще всего определяются исходя из модели личности ученика. Личность школьника в условиях личностно-ориентированного воспитания выполняет приоритетную и системообразующую роль. Нужно обращать внимание на возрастные и индивидуальные особ-ти и эмоц.состояние. проблема учета эмоц.состояния в воспитании остается еще не разработанной. Так диапазоны эмоц.состояния различны - от радостного (возбужденного) до угнетенного (подавленного). Обобщая изложенное, можно выделить неск.пед.рекомендаций:
1. учитель должен любить своих учеников, но постоянно настраивать себя на доверительные, доброжелательные отношения с ними.
2. в любой ситуации стремиться понять своего ученика. Его цели, мотивы, поступки.
3. нужно помнить, что каждый ученик - уникальная личность со своими особ-ми, кот.имеют свойство изменяться.
4. помнить, что каждый ученик хоть в чет-то, но талантлив.
5. если ученик совершил отвратительный поступок, он всегда должен получить шанс исправиться, учителю нельзя быть злопамятным.
6. ни в коем случае нельзя сравнивать детей друг с другом, и в каждом надо искать «точки роста»
7. учитель должен помнить, что только взаимная любовь с учениками ведет от взаимопонимания к сотрудничеству.
8. ученик должен иметь шанс самоутвердиться и самореализоваться.
9. учитель должен прогнозировать, проектировать, стимулировать творческое самообразование учеников.
10. учитель должен искренне гордиться своими учениками.
Тема 11 Деятельностный подход к воспитанию
Хорошо известно, что человек развивается и проявляет себя в деят-ти - эта закономерность лежит в основе деятельностного подхода в воспитании. Любое воспитательное мероприятие требует организации деят-ти детей и каждый ребенок в силу своих способностей должен проявлять себя в ней. Только в этом случае деят-ть будет значима для всех. Учитель должен помнить, что нельзя навязывать ч.-.л.и давить на учеников, каким бы авторитетом он не обладал. Он должен активно вовлекать в пассивную работу каждого ученика. При анализе орг-ции деят-ти особое место имеет представление о его структуре деят-ти.
Поскольку любая деят-ть возникает в опред.ситуации, в педагогике часто говорят о ситуативном подходе в воспитании и в нем различают неск.правил:
1. в любой ситуации какой бы сложной она не была, нужно спешить принимать продуманное взвешенное решение
2. при принятии опред.стратегии своего поведения отдавать предпочтение высоконравственным критериям и приемам выхода из сложн.ситуаций
3. в сложных ситуациях следует принимать поэтапные решения
4. по ходу развития событий в сложн.ситуациях нужно корректировать свои действия
5. если вы совершили ошибку, не нужно бояться признаться в этом
Тема 12 Культурологический подход к воспитанию
В педагогике в последнее время все увереннее развивается культурологический подход в воспитании и он выполняет системообразующую роль в теории и практике.
Суть - воспитание будет тем эффективнее, чем больше оно будет вписано в контекст культуры, а воспитанник будет творчески развивать лучшие образцы культуры (нации, страны, мировой цивилизации).
В основе подхода лежит организация воспитания как процесса присвоения и развития личностью достижений культуры.
В этом подходе выделяют стратегии:
1. развитие личности как человека культуры
2. эффективность воспитания зависит от уровня культуры препода
3. в качестве базиса в воспитании должна лежить нац.культура
4. в воспитании необходимо учитывать социо-культурную ситуацию в стране
5. уровень культуры родителей играет важную роль, а порой и решающую
Тема 13 Ценностный подход к воспитанию
Проблема ценностей в воспитании всегда была актуальной. От того, какие ценности педагог считает приоритетными и особенно значимыми, в таком направлении и осуществляется процесс воспитания. Среди ценностей и ценностных ориентаций учащиеся чаще всего указывают на следующее:
1. стремление к истине
2. соц.справедливость
3. честь и достоинство
4. здоровье свое и окружающих
5. доброжелательность и гуманность
6. уважение к таланту и инакомыслию
7. любовь к Отечеству
8. религиозные (вера в бога)
Естественно, с точки зрения содержания, ценности могут дифференцироваться на социальные, духовно-нравственные, интеллектуальные.
Среди ценностей и ценностных ориентаций учащиеся по значимости пед.проблемы называют проблему воспитания ЗОЖ у детей, пробему образованности, культуры общения и поведения. Ценностные ориентации и ценности должны служить для любой личности внутренним ориентиром, стимулом для своего развития ценностей.
Тема 14 Гуманистический подход к воспитанию
Гуманистический подход в воспитании прежде всего отображает систему взглядов, согласно которой человек представляет собой высшую ценность, имеющую право на существование, счастье и достойную жизнь. Поэтому для гуманной педагогики становятся приоритетными вопросы о правах и свободах ребенка, его свободном и творческом развитии. Гуманный подход в воспитании базируется на том, что должно осуществиться взаимное уважение, справедливое отношение м/у его участниками.
Принципы гуманной педагогики:
1. ребенок должен познавать и усваивать человеческую истину (все что в жизни есть правдивое, справедливое, научное, нравственное, доброе и полезное)
2. познание себя
3. проявлять свою истинную индивидуальность
4. находить общественный простор для развития своей «истинной природы» (безграничность возможностей, способностей, задатков и талантов) совпадение интересов воспитанников с общечеловеческими интересами
Тема 15 Ценностное самоопределение подростков. Духовно-практическая сфера деят-ти
Существует 2 понимания сущности с.:
· С. как самоограничение, преобладают внешние цели
· С. как альтернативный выбор осознания и расширения границ возможного, преобладают внутр.факторы.
Основные этапы с.:
1. осознание того, что такое хорошо и что такое плохо
2. осознание способа действий в конкретных ситуациях
3. осознание сил
4. осознание реальных возможностей м/у кот.должен существовать выбор
5. осознание последствий
6. осознание должно сочетаться с желанием действовать
С.согласно Рубенштейну - непрерывный и поэтапный процесс, характеризующийся продвижением человека на более высокие ступени.
Функции и механизмы - становление человека как субъекта собств.развития посредством рефлексии себя, своей жизни и выработки ценностного отношения к себе, людям и окр.миру. Т.о., с.можно р/м как сочетание внешних и внутренних форм актичности человека. Внешняя форма - действие, поступок, внутренняя - смысловые образующие структуры с.
Принципы с.подростков:
1. культуросообразность
2. событийная общность
3. ценностно-ориентационная интерпретация всех компонентов
4. активность личности
5. деятельностная направленность соц.-пед.процесса
6. свободосообразность
7. опора на ценностный опыт поколений
8. многомерный диалог
ЦС в духовно-практической сфере жизнедеятельности - это процесс и результат выбора личностью ценностных основ своего дух.бытия. Специфика данного процесса определяется тем, что этот познавательный процесс смысла жизни. Он связан с эм.переживанием состояниясостояния удовлетворенности собственной жизнедеятельности. Это духовное бытие, духовная избирательная деят-ть, направленная на осмысление и понимание ведущих ценностей жизни.
Тема 16 Ценностное самоопределение подростков в проф.сфере жизнедеят-ти
Страницы: 1, 2, 3, 4