Принципы с.подростков:
9. культуросообразность
10. событийная общность
11. ценностно-ориентационная интерпретация всех компонентов
12. активность личности
13. деятельностная направленность соц.-пед.процесса
14. свободосообразность
15. опора на ценностный опыт поколений
16. многомерный диалог
Ценностное с.в проф.сфере жизн-ти - это процесс и рез-т выбора старшеклассниками аксиологических основ своего будущего проф.бытия (построение проф.перспектив)
Абдульханова-Славская:
1. стремление личности к достижению выс.уровня состояния ориентирует личность на проф.продвижение.
2. идентификация личностью себя с общ.деят-тью, обеспечивающей соц.активность.
3. отношение к себе как к носителю опред.способностей
4. широкий спектр способностей, ориентированных на творчество в труде определяет реализацию личностью тех профессий, кот.представляют возможности для творчества.
Тема 17 Ценностное самоопределение подростков в семейной сфере деят-ти
Существует 2 понимания сущности с.:
· С. как самоограничение, преобладают внешние цели
· С. как альтернативный выбор осознания и расширения границ возможного, преобладают внутр.факторы.
Основные этапы с.:
1. осознание того, что такое хорошо и что такое плохо
2. осознание способа действий в конкретных ситуациях
3. осознание сил
4. осознание реальных возможностей м/у кот.должен существовать выбор
5. осознание последствий
6. осознание должно сочетаться с желанием действовать
С.согласно Рубенштейну - непрерывный и поэтапный процесс, характеризующийся продвижением человека на более высокие ступени.
Функции и механизмы - становление человека как субъекта собств.развития посредством рефлексии себя, своей жизни и выработки ценностного отношения к себе, людям и окр.миру. Т.о., с.можно р/м как сочетание внешних и внутренних форм актичности человека. Внешняя форма - действие, поступок, внутренняя - смысловые образующие структуры с.
17. культуросообразность
18. событийная общность
19. ценностно-ориентационная интерпретация всех компонентов
20. активность личности
21. деятельностная направленность соц.-пед.процесса
22. свободосообразность
23. опора на ценностный опыт поколений
24. многомерный диалог
Процесс ЦС в семейной сфере определяет ради каких целей сейчас живет его семья, что актуально и значимо для него в семье в отношениях с членами семьи, в чем он находит в данный момент смысл своего существования и ради каких ценностей он будет выстраивать свою будущую семейную жизнь.
Тема 18 Ценностное самоопределение в гражданской сфере деят-ти
25. культуросообразность
26. событийная общность
27. ценностно-ориентационная интерпретация всех компонентов
28. активность личности
29. деятельностная направленность соц.-пед.процесса
30. свободосообразность
31. опора на ценностный опыт поколений
32. многомерный диалог
Гражданское самоопределение школьника - процесс и результат поиска им своего места и роли как гражданина страны в общ.гос.пространстве. Содержание ЦС составляет след.личностно-значимые качества:
1. ценности гражданской жизни общества
2. ценности, определяющие отношение к родине, отечеству и соотечественникам.
3. ценности, лежащие в основе отношения к себе как к гражданину
Тема 19 Технологии организации детского коллектива
Коллектив - это группа лиц, объединенных общей деят-тью и общими интересами.
Школьный коллектив складывается из пед.ученического состава. Детский к-в - это группа людей, объединенных общими интересами, целями, совместно соц.значимой деятельностью, кот.имеет ряд признаков:
1. совместная деят-ть
2. связь деят-ти с задачами, деловые межличностные отношения
3. сплоченность
4. коллективная идентификация (гуманное отношение друг к другу)
5. возникновение общей общественно полезной цели и общ.отношений
6. коллективистское самоопределение (осознанное признание значимости решений коллектива)
7. соц.-ценностный хар-р мотиваций межличностных выборов
8. высокая референтность членов коллектива по отношению друг к другу (значимость группы для личности)
в коллективе складываются различный типы отношений:
1. официальные - на должностной основе
2. неофициальные - на личной основе
3. рациональные - при объективной оценке
4. эмоциональные - при индивидуальном восприятии
5. деловые - основаны на выполнении совместной работы
6. личные - независимо от хар-ра работы
В структуре коллектива выделены понятия:
1. позиция - определяет оф.положение человека в подсистеме отношений
2. статус - неформальная соц.-псих. Хар-ка положения чеовека
3. роль - определяет восприятие и оценку человека в системе отношений к.
4. внутренняя установка человека (личное субъективное восприятие человеком своего собственного статуса)
5. композиция - отражает своеобразие индивидуальности состава к.
При развитии к.можно р/м его свойства и черты:
· ценности к.
· традиции, обычаи, ритуалы
· коллективное мнение
· психологический климат
Детская группа в своем развитии проходит на пути к коллективу проходит 5 осн.этапов:
1. песчаная россыпь - формальное объединение людей при общем знакомстве, первичное распределение обязанностей
2. мягкая глина (группа-ассоциация) - наличие общей цели, есть оф.структура, но нет единства в действиях, нет организованного единства и псих.коллектива. уэтой гр.возможны след.пути:
· прогрессивный
· притупление на месте - в гр.нет стабильности и нет эффективности в действиях
3. мерцающий маяк или группа -кооперация. Установлена структура, наблюдается выс.уровень готовности к решению задач, возможно сотрудничество, признанный инициативный актив, но и четко выражен пассив.
4. алый парус - группа-автономия. Хар-ся высоким уровнем развития по многим параметрам, коллективу свойственны внутр.сплоченность, отсутствие группировок по симпатиям. Сравнивают себя с др., обращают внимание на свои успехи.
5. горящий факел или группа-коллектив. Единые интрересы, организованность, подготовлненность, коммуникативность.
В работе воспитателя по организации детского к.можно выделить след.направления:
· организация разнообр.увлекательной деят-ти
· орг-ция общения для создания благопр.психологич.климата в к.
Функции педагога:
1. организаторская
2. диагностирующая
3. обучающая
4. коммуникативная
5. корректирующая
основные задачи:
1. изучение состояния к.
2. определение близких и дальних перспектив
3. планирование
4. орг-ция коллективной творческой деят-ти
5. орг-ция кол-го анализа и оценка деят-ти
6. предъявление единых требований
7. оказание помощи инициативным группам
8. обучение общению
9. помощь органам самоуправления
10. коррекция положения учащихся в к.
Тема 20 Игровые технологии в воспитании
Различные типы игр:
1. подвижные - обеспечивают физическое развитие и здоровье детей.
· Командные
· Групповые
· Парные
· Одиночные
Подвижная игра снимает с ребенка умственное напряжение, учителю следует следить за тем, чтобы у детей не было физич.перегрузок. помимо физич.способностей развивают психологические качества (воля, лидерство, организованность, коллективизм). Характерная особенность - детям представляются равные права и возможности.
2. интеллектуально-творческие
· познавательные
· дидактические
· предметные
· развивающие
Игра как дидактическое средство выступает одним из средств активизации познавательной деят-ти.
3. ролевые
В таких играх дети отражают мир во всем своем многообразии. Они - это формы моделирования детьми соц.отношений с свободной импровизации.
4. деловые
Это форма воссоздания предметного и соц.содержания проф.деят-ти.
Все игры носят воспит.характер и призваны выполнять определенные функции:
1. воспитательная
2. развлекательная
3. коммуникативная
4. психотерапевтическая
5. коррекционная
6. диагностическая
7. самореализационная
8. социокультурная
Позиции педагога в игре:
1. реструктивная - позиция наблюдателя (сохр.власть над детьми)
2. пермиссивная - стремление к бесконфликтному общению
3. позиция пассивного нейтралитета - следит за выполнением,но не принимает участие
4. позиция «разумной середины» - временная включенность в игру
5. позиция активного участника - важно не забыть про детей
Роли:
1. косвенный руководитель
2. включенная (консультант, эксперт)
3. оценочная (судья)
4. нейтральная
5. исследовательская (экспериментатор, диагностик)
Тема 21 Педагогическая коррекция в обучении
Коррекция - исправление частичное или полное. Мы р/м как исправление недостатков физического или психологического развития у аномальных детей с помощью спец.системы пед.приемов и мероприятий.
Виды кор.деят-ти:
1. кор.-воспитательная деят-ть
2. кор.-обучающая деят-ть
3. кор.-развивающая деят-ть
Цель - устранение или рассогласование м/у установленной (нормальной) и реальной (имеющей отклонения) деят-тью. Следовательно, важен учет величины и самого хар-ра рассогласования и оперативное исправление несоответствия м/у нормой и отклонением.
Коррекционная пед.деят-ть - это мощное психо-физиологическое и соц.-педагогическое явление, охватывающее вест образовательный процесс. Данная система должна рассматриваться как единая система, куда входят объекты субъекты пед.деят-ти в целевой, содержательный, операционно-деятельностный и оценочно-результативный компоненты.
Способы коррекции:
1. формировать устойчивую мотивацию достижения успеха, повысить самооценку учащегося
2. помочь преодолеть неуверенность в себе
3. постараться изменить стереотипное отношение др.людей
4. фиксировать, отмечать, поощрять любые успехи ребенка
5. порицание не должно касаться способностей ученика и его личности, д.б.конкретным
6. при выставлении отметок следует делать комментарий
Принципы кор.-пед.деят-ти:
1. ведущий принцип - принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.
2. принцип единства диагностики и коррекции
3. принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей
4. деятельностный принцип коррекции
5. принцип комплексного использования методов и приемов кор.-.пед.деят-ти
6. принцип интеграции усилий ближ.соц.окружения
Отклонения в учебе:
1. совместное достижение сенсомоторного развития
2. коррекция отдельных сторон псих.деят-ти
3. развитие основных мыслительных процессов
4. коррекция нарушения эмоционально-личностной сферы
5. развитие речи, овладение техникой речи
6. расширение представлений об окр.мире
7. коррекция индивидуальных пробелов в знаниях
Приемы кор.-пед.деят-ти:
1. индивидуальная беседа, кот.проходит в несколько этапов
· моделирование беседы педагогом
· овладение лидерством в ходе беседы
· усиление инициативы
· усиление полож.настроя
· анализ
2. эмпатийное слушание
3. работа с проблемами
4. псидрама
5. личный пример
6. косвенное неодобрение
Страницы: 1, 2, 3, 4