Рефераты. Педагогические основы освоения тезауруса по музыкальным формам на уроках музыки в средних классах

Педагогические основы освоения тезауруса по музыкальным формам на уроках музыки в средних классах

2

Алтайская государственная академия культуры и искусств

Кафедра музыкального образования

Музыкальный факультет

Курсовая работа

Педагогические основы освоения тезауруса по музыкальным формам на уроках музыки в средних классах

Выполнила:

Брыксина А.И.

Студентка 4 курса

Заочного отделения гр. УМ

Проверила:

Баскакова Н.П.

Барнаул 2009

План

  • Введение
    • Понятийный аппарат области изучения формообразования в музыке. Формообразующая роль средств музыкальной выразительности и принципов музыкального развития
    • Педагогические условия формирования музыкального тезауруса школьников средних классов
    • Методы и приемы, направленные на освоение тезауруса по музыкальным формам
    • Заключение
    • Список литературы
Введение

Предмет "Музыка" в общеобразовательной школе одной из своих целей имеет воспитание слушателя, способного воспринимать музыку, проникать в ее содержание.

Понимать музыку означает воспринимать ее не только на эмоциональном уровне, но и на смысловом. Музыка это особый язык, средство коммуникации. Музыка - способ передачи тончайших оттенков чувства, она способна разнообразно передавать богатство переживаний человека, движения его души, эмоционально-психологические состояния, их смены и взаимопереходы. И чтобы уловить эти градации в музыке, необходимо организовать целенаправленный процесс постижения учащимися содержания музыки. Музыка - это средство познания жизни и людей. Композиторы рисуют собственную картину мира с помощью звуков. Подобно обычной речи, музыка обладает своими знаками и значениями, она построена по определенным нормам и правилам.

Осознание музыкального произведения не ограничивается только чувственным восприятием. Оно основывается на логической переработке непосредственного восприятия музыкальных произведений, обогащая и расширяя умственный горизонт, усиливая интеллектуальные способности.

При соприкосновении с музыкой, естественно возникает необходимость в развитии специфического музыкального мышления, основанного на интонационно слуховом опыте, предполагающего проникновение в структурно-аналитическую сторону музыки. Это происходит и в результате накопления и усвоения музыкально-теоретических понятий, то есть формирования музыкального тезауруса, который углубляет и обогащает целостное восприятие художественного образа. Музыкальный тезаурус школьника должен быть грамотно сформирован, его освоение необходимо производить целенаправленно. Приблизиться к адекватному восприятию, пониманию содержания произведения можно только путем осмысления услышанного, с помощью разбора и анализа самого произведения. То есть постичь музыку можно только с помощью ее языка, ее же средствами. Но для этого необходимо знать этот язык. Уметь грамотно его применять. И одной из задач учителя музыки при обучении школьников является научение этому языку, формирование понятийного аппарата, умение его применять на практике. Только так возможно воспитание грамотного, образованного слушателя, который, войдя во взрослую жизнь, сможет самостоятельно продолжать постигать искусство, которому не будет скучно на концертах классической музыки только потому, что музыка для него непонятна.

Музыкальный тезаурус школьника довольно широк. И музыкальный тезаурус, связанный с формообразованием является частью всего целого музыкального тезауруса.

Вопросы анализа музыкальных произведений подробно рассматриваются в музыковедческой литературе музыкантами-теоретиками. Однако методика изучения музыкальных явлений и применения на практике специальной музыкальной терминологии в общеобразовательной школе практически не разработана. Зачастую изучение музыкальных произведений ограничивается их прослушиванием и краткой характеристикой, в которой учитель доводит до ученика так называемое "содержание" произведения, практически не касаясь подробного анализа формы, структуры в целом и в деталях. Сама же музыка перестает быть целью, объектом изучения, наблюдения, превращаясь в иллюстрацию или фон. В педагогической практике возникает острое противоречие между необходимостью изучения музыкально-теоретических понятий и недостаточно разработанными методиками, направленными на формирование, усвоение и расширение музыкального тезауруса по музыкальному формообразованию.

Цель работы - рассмотреть педагогические основы освоения тезауруса по музыкальным формам на уроках музыки в средних классах

Объект - процесс освоения тезауруса по музыкальным формам

Предмет - педагогические условия формирования тезауруса по музыкальным формам у учащихся средних классов на уроках музыки

Задачи:

изучить и проанализировать литературу по проблеме педагогических условий формирования музыкального тезауруса

определить круг понятий обязательных для изучения формообразования в музыке

Определить значение формирования тезауруса по музыкальным формам

Охарактеризовать психологические особенности детей среднего школьного возраста

рассмотреть методы и приемы, направленные на освоение тезауруса по музыкальным формам.

Понятийный аппарат области изучения формообразования в музыке. Формообразующая роль средств музыкальной выразительности и принципов музыкального развития

Все формы общения с музыкой обретают единую направленность на развитие музыкальной культуры школьников - их музыкальной грамотности, уровень которой не находится в прямой зависимости от степени освоения музыкальной (нотной) грамоты, хотя и предполагает ее знание. Музыкально грамотный, образованный человек, это человек умеющий понимать и воспринимать музыкальное искусство. Восприятие же связано с пониманием, осмыслением. "Музыкальное искусство служит средством общения людей, воздействует на них, внушает им те или иные идеи, эмоции, оценки, доставляет эстетическое удовольствие. Содержание художественного произведения должно быть соответственным образом доведено до воспринимающего, то есть, сообщено ему ясно, интересно и заразительно. В сообщении этого и состоит коммуникативная сторона искусства" [5. стр.70]

Обладая коммуникативными свойствами, музыка обладает и своим особым языком. Осмыслить художественное произведение невозможно без знания этого языка музыки. Музыкальная художественная речь выражается в музыкальной форме в целом как в процессе развертывания содержания. Общеизвестен тезис Б.В. Асафьева - "Музыка - искусство интонируемого смысла". Он писал, что какую бы ни взять музыку - она всегда интонационная система и в усвоении ее всегда присутствует интеллектуальный момент: она постигается через форму. Форма в музыке вовсе не означает абстрактных схем, а является конкретным выражением композиторского мышления".

Изучению формообразования в музыке уделяется огромное значение. Эта проблема в музыкознании освещена довольно подробно и широко. Исследованиями в этой области занимались такие музыканты-теоретики как, Б.В. Асафьев, Л.А. Мазель, Цуккерман, Бобровский, Ю. Тюлин, Е. Ручьевская. Наука о музыкальной форме составляет центр, ядро теории музыки. К ней лучами сходятся учения о гармонии, мелодике, полифонии, ритмике, инструментовке и т.д. "Теоретическое музыкознание имеет дело с двумя видами языков - художественным языком музыки и научным языком теоретических понятий о музыке". [17, стр.5] Если в музыке единицей языка выступает интонация, то в теории музыки - слово-термин. Между музыкальными интонациями и музыковедческими понятиями постоянно складываются связи. Понятийный язык музыки и ее образность, выразительность образуют язык науки о музыке.

Круг понятий музыкального формообразования довольно широк и сложен. Для качественного усвоения необходимо определить тот минимум понятий, который может быть усвоен учащимися и без которого изучение формообразования не возможно. То есть необходимо составить тезаурус по музыкальному формообразованию.

Самому понятию тезаурус педагогический энциклопедический словарь дает несколько определений Тезаурус -

1) словарь языка с полной смысловой информацией;

2). Полный систематизированный набор данных о какой-либо области знаний, позволяющий свободно ориентироваться в ней человеку или машине; педагогическая психология рассматривает тезаурус как основу объема обученности знаниям. Таким образом, тезаурус музыкального формообразования - это система музыкально-теоретических понятий, позволяющая ориентироваться в области формообразования в музыкальных произведений.

В курсе обучения по предмету музыка учащиеся знакомятся с классическими западно-европейскими формами музыкальных произведений.

Музыкальной формой называется строение музыкального произведения. Форма определятся содержанием каждого отдельного произведения, создается в единстве с содержанием и характеризуется взаимодействием всех остальных звуковых элементов, распределяемых во времени. [14, стр.9]

Форма присуща произведениям всех искусств, но законы восприятия для разных искусств неодинаковы. Музыка, подобно искусству слова развертывается во времени, деталь за деталью. По этой причин музыкальное целое постепенно возникает в нашем сознании из частностей, следующих одна за другой и связываемых воедино при помощи памяти.

Музыкальная форма, представляя собой нечто целое, в то же время членораздельна, то есть состоит из частей, отграниченных друг от друга по смыслу. В этом отношении музыка подобна словесной речи. Аналогия с ней может быть продолжена: крупные части формы в какой-то мере напоминают главы литературного произведения, более мелкие - абзацы, фразы различной длины и даже слова. Момент раздела между любыми частями формы называется цезурой. [14, стр.10] В зависимости от резкости разграничения частей, цезура может иметь разную глубину - от продолжительной паузы до еле заметного перерыва между звуками. Главными признаками цезуры может быть пауза, остановка на относительно-продолжительном звуке, повторность мелодико-ритмических фигур, часто с затактами одинаковой длины. Кроме того, возможны и другие признаки цезуры. Часть формы, отграниченная цезурами, называется построением (независимо от продолжительности, - от части такта до сотен такта). Начало и конец построения сплошь и рядом не совпадают с тактовой чертой. [14, стр.12]

Музыкальное построение, выражающее законченную музыкальную мысль и завершенное каденцией, называется периодом. Период чаще всего состоит из восьми тактов и делится на два предложения. Каждое предложение делится на более мелкие построения, называемые фразами. Фраза вполне отделима, по, смыслу, от соседних построений, то есть обособлена ритмически. Фраза в свою очередь, может быть неделима или подразделяться на построения, называемые мотивами.

Мотив - ритмическая группа звуков, объединенных одним главным акцентом, представляющая собой наименьшую смысловую единицу. [14, стр.69]

Окончание музыкального построения называется каденцией. Различают следующие типы каденций: полная каденция с окончанием на первой ступени (тонике) лада; полная несовершенная каденция с окончанием на терцовом или квинтовом звуках тонического трезвучия.

Среди выразительных средств музыки основное значение для образования музыкальной формы имеют мелодия, гармония и ритм в их взаимодействии.

Мелодия, то есть выраженная одноголосно музыкальная мысль, является важнейшим выразительным средством музыки. В мелодии обычно ярче всего проявляют характерные черты той или иной мысли. Музыкальная мысль, имеющая большую или меньшую законченность или, во всяком случае, развитая до приобретения ею характерного облика, называется темой. [14, стр.13] Мелодия образуется при взаимодействии звуковысотных (интервальных) последовательностей и ритма. Звуковысотные отношения в мелодии, имеют важное значение, прежде всего это направление движения. Почти всякая мелодия - волнообразна, то есть состоит из последования восходящих и нисходящих движений, уравновешивающих друг друга. Высшие точки, достигаемые подъемами, называются кульминациями или вершинами. [14, стр.14] Они являются, преимущественно, моментами наибольших напряжений. В очень многих случаях, как в относительно законченной музыкальной мысли, так и в целой форме, имеется одна главная кульминация. Вообще область мелодико-высотных отношений, вне прямой зависимости от ладового строения, очень важна в композиционном соподчинении частей формы. Больше того целесообразное расположение кульминаций является одним из основных принципов формообразования.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.