Рефераты. Педагогические принципы культурологической драматизации

порой в технологии интерпретации аутентичного текста может служить ряд культуротворческих заданий, состоящих из специально подобранных вопросов. Это происходит:

а) через составление словариков -- тезаурусов образов;

б) через грамматические игры;

в) через культурологический опросник, позволяющий включить механизм воображения на полную мощность.

Таким образом, посредством включения воображения и последующей рефлексии учитель побуждает своих учеников находить ассоциативную связь между аутентичным литературным произведением и их собственной индивидуальной и социальной жизнью для успешного решения нравственных и социальных проблем.

В 7-10 классах интерпретация аутентичного текста тесно связана с проектной деятельностью. Проектная деятельность строится на страноведческих квантах культуры другой страны с параллельным осмыслением корреспондирующих элементов родной культуры, причем важно правильно организовать работу над проектом, создав максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников.

В проектах учитывается принцип индивидуализации. Этот принцип предполагает учет и использование в процессе обучения личностных свойств учащихся: личный опыт, контекст деятельности, интересы и склонности, эмоции и чувства, мировоззрение, статус (положение) в коллективе. Все это позволяет вызвать у учащегося истинную мотивацию (как общую коммуникативную, так и ситуативную) и интерес к учебной деятельности.

Обсуждение проекта должно принимать более дискуссионный характер, когда «сталкиваются» разные точки зрения. Если первая часть защиты проекта носит монологический характер, то вторая, дискуссионная часть, должна стать основной для постановки новых целей и даже ориентиром для дальнейшей творческой научно-исследовательской работы старшего школьника.

Хорошо зная интересы учащихся, в каких мероприятиях они принимали участие, что происходит в городе, стране, в мире, учитель дает своим учащимся только такие задания, которые мотивируют школьников на индивидуальную деятельность не только в Этнокультурном социуме (семья, класс), но и к Кросскультурном социуме (городская библиотека, художественный музей, выставка, Интернет и т.д.).

Таким образом, в проектной деятельности учитель становится советником, помощником, сотрудником в становлении единого социокультурного и кросскультурного образовательного пространства всех участников культурного развития.

3.3 Исследование и моделирование культурологического образа на третьей стадии культурологической драматизации (колледж и университет)

В Этнокультурном и Кросскультурном социумах колледжа и университета освоение культурологического образа аутентичного текста идет уже через исследование и моделирование. Здесь рассказать историю означает создать общность. Будет ли история рассказана средствами кино, драматургии, живописи или простого разговорного языка, в любом случае рассказчику, прежде всего, требуется не только письменно или устно интерпретировать содержание аутентичного текста, но и построить свою модель и испытать ее в студенческом социуме родного университета или в кросскультурном виртуальном пространстве Интернета. Без знания драматургических приемов и приемов исследования здесь не обойтись Ферапонтов Г.А. Социокультурный и кросскультурный феномен в системе образования. - Новосибирск: Институт философии образования, 2003. С. 76..

Более того, социокультурное и кросскультурное образовательное пространство студенческой молодежи представляет собою сложный агломерат специальных языков, включающих в себя региональный, локальный язык, язык жанра и стиля, формализованные языки, профильные языки, язык научного творчества.

На этом этапе происходит выход студента на первую ступень самоактуализации и самореализации. «Индивид все чаще начинает чувствовать, что фокус оценки (источник оценки) лежит внутри его. Все меньше и меньше он ищет у других одобрения или неодобрения решений, выборов или стандартов, по которым надо жить. Он осознает, что выбор -- это его личное дело, что единственный вопрос, который имеет смысл, -- это: «Полностью ли удовлетворяет и верно ли выражает меня мой образ жизни?» Роджерс К. Становление человека. -- М.: Просвещение-АСТ, 1991. С.40.. Этот ответ он как раз и ищет в аутентичных текстах Кросскультурного социума, проверяя их истинность и действенность в диалогах Этнокультурного социума университетского сообщества и не всегда находит правильный ответ.

На данном этапе у студентов происходит обучение принципам майсвтики. Майевтика -- отличительная черта сократического диалога. Обучение языкам в широком полифоническом смысле в современной высшей школе включает обучение не только принципам майевтики и коммуникации, но и языку культурного общения демократического толка. «Основным результатом обучения майевтики становится способность получать новое знание в процессе дискуссии, обсуждения проблемы, а не путем прямой трансляции» Шатин Ю.В., Тюпа В.И., Троицкий Ю.Л. Концепция гуманитарной гимназии. -- Новосибирск: Институт философии образования, 1995. С. 14..

Э. Эриксон считает, что возникающий в этот период параметр связи с окружающим колеблется между положительным полюсом идентификации «Я», и отрицательным полюсом путаницы ролей, и первыми, позывами одиночества.

Таким образом, проигрывание ряда ролей, создание своего нравственного «встречного текста», рассказа или истории, процесс драматизации и сама драматургия собственной истории в студенческом социуме представляют собой для студента целый спектр интегрированных средств, объединяющие ряд разобщенных кусков информации, социокультурных и кросскультурных исследований в цельный контекст авторской истории, способный возбудить интерес университетского социума. Новый миф, новый культурологический образ, широкий «бессознательный аспект», который труден дня определения или полного объяснения, как раз и привлекает молодёжь.

Изучая законы драматургии даже в самом сокращенном виде, молодые люди получают возможность найти путь воссоединения внутреннего знания с внешним его выражением через опыт творческого воображения и логического его развертывания на базе различных технологий. Это может быть написание сценария по собственным культурологическим образам, видеореализация сценария, трансформация сценария в пьесу с дальнейшей ее постановкой на сцене колледжа или университета, научно-исследовательский поиск культурологического образа в аутентичном тексте и т.д.

Социокультурное и кросскультурное пространство личности развивается и расширяется по мере освоения личностью новых языков общения на различных уровнях познания окружающего мира и собственного Я.

Таким образом, в культурологической драматизации на этой (третьей) стадии наиболее наглядно проявляется принцип единства «аффекта и интеллекта» или близкий к нему принцип активного деятеля. Социокультурное и кросскультурное образовательное пространство лекции и семинара опосредовано знаково-символическими структурами снова и мифа в формировании предметных действий, знаний, сознания, становления личности, что в конечном итоге создает благоприятные условия для формирования таких личностных новообразований, как мировоззрение, самосознание и моральное сознание, открытых не только внешнему окружению, но и внутреннему опыту.

Заключение

Итак, «социокультурное и кросскультурное образование» в рамках комплексного гуманитарного образования понимается, как педагогически целенаправленная система формирования социокультурной и кросскультурной компетенции школьника, согласно которой социокультурная компетенция определяется как владение субъектом коммуникативно-культурными нормами социума, в котором он становится культурной личностью.

Кросскультурная компетенция, в свою очередь, позволяет субъекту ориентироваться в самоценных культурах разных этносов для решения его собственных нравственных проблем в мировой многополюсной цивилизации.

Авторская технология культурологической драматизации, на базе которой происходит формирование вышеописанных компетенций, предлагает четыре возрастные стадии развития образовательного пространства школьника в едином социокультурном и кросскультурном пространстве образовательного учреждения, где и происходит освоение школьником культурологического образа аутентичного текста фольклора, эпоса, художественного и исторического текста и математической символики.

Таким образом, на новом этапе становления образовательного пространства школы формирование культурной и гражданской позиции школьника происходит уже не только по «трехэтажной» конструкции приобретения знаний через систему научных языков и предметных риторик, но также и через комплексную интегративную систему социокультурных и кросскультурных психолого-педагогических условий единого образовательного пространства школы Ферапонтов Г.А. Новое качество интегрированного урока в свете социокультурного и кросскультурного образования // Сибирский Учитель. - Март - Апрель 2002. - №2 (19)..

Список литературы

1.
Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. -- М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996. -- 496 с.

2. Буланкина Н.Е. Проблемы интеграции языкового и образовательного пространства в педагогике. -- Новосибирск: Институт философии образования, 1999. - 212 с.

3. Выготский Л.С. Собрание сочинений. -- М.: Педагогика, 1982. Т.2. -- 504с.

4. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Выпуск 15 (90). -- М.: ИНФРА-М, 2003. - 80 с.

5. Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. -- М.: Тривола, 1995. - 63 с.

6. Максимова П.Н. Единое образовательное пространство: Коллективная монография. -- Новосибирск: Институт философии образования, 1999. - 200

7. Рекунова И.Г. Драматизация как методика развития навыка общения на иностранном языке // Материалы научно-практической конференции. - СПб.: ИНК-Пресс, 2004. - 418 с.

8. Роджерс К. Становление человека. -- М.: Просвещение-АСТ, 1991. - 217 с.

9. Рубцов В.В., Юдин Б.Г. Новые ориентиры гуманитарного образования // Человек. -- 1996. -- №6. -- С.51-58.

10. Сластенин В.А. и др. Педагогика. -- М.: Школа-Пресс, 1998. -- 510 с.

11. Степашка Л.А. Философия и история образования. -- М., 1999. -268с.

12. Ферапонтов Г.А. Драматизационно-культурологическое погружение в обучение иностранным языкам: Авторский проект. - Новосибирск: НИПКиПРО, 1999. - 84 с.

13. Ферапонтов Г.А. Новое качество интегрированного урока в свете социокультурного и кросскультурного образования // Сибирский Учитель. - Март - Апрель 2002. - №2 (19). - С. 43-47.

14. Ферапонтов Г.А. Социокультурный и кросскультурный феномен образовательной вертикали // Философия образования. -- Новосибирск, 2002. -- №5. -- С. 258-265.

15. Ферапонтов Г.А. Социокультурный и кросскультурный феномен в системе образования. - Новосибирск: Институт философии образования, 2003. - 204 с.

16. Ферапонтов Г.А. Становление образовательного пространства школьника средствами культурологической драматизации: Кандидатская диссертация. - Новосибирск, 2000. - 200 с.

Приложение 1

Драматизационные средства мировых воспитательных практик с VIII в. до н.э. по XX в

Век

Школа

Представители

Драматизационные средства и цель воспитания

8-5 век до н.э.

Древнегреческий театр

Гомер, Гесиод, Эсхил, Софокл, Эврепид

Древнегреческая пантомима, трагедия, комедия, фарс, элевсинские мистерии (воспитание коллективного мифологического сознания)

5-4 век

до н.э.

Школа Платона

Сократ, Платон, Агафон

Воспитательный диалог с элементами номотетики, герменевтики и майевтики (воспитание личности)

5-8 век

Христианская школа

Святой Августин, Фома Аквинский

Драматизация сцен из Евангелия, использование речитатива из часослова, монолог-исповедь (воспитание христианина)

8-10 век

Школа родового семейного воспитания

Владимир Святославич, Князь Олег, Князь Игорь

Игрища славянского языческого пантеона, народные гуляния, календарные народные праздники (воспитание родового сознания)

10-19 век

Школа христианского и светского воспитания

От княгини Ольги и Ярослава Мудрого до А.И. Герцена

Сплав языческих и христианских празднований. Драматизация устного народного творчества, православные обрядовые празднества (воспитание светского и религиозного сознания)

19 век середина

Народная школа воспитывающего обучения

К.Д. Ушинский

Перевод устного народного творчества в письменное. «Родное слово» (1863 г) (воспитание русского национального самосознания при чтении и интерпретации фольклора Родины)

Конец 19 и начало 20 века

Яснополянская школа, семейная школа, Самоуправляющаяся Школьная Община

Л.Н. Толстой,

П.Ф. Каптерев,

К.Н. Вентцель

Использование урока для целей составление рассказа и его драматизации на базе русских народных сказок, пословиц с христианским уклоном (воспитание свободной духовно-нравственной личности на базе инкультурации всего духовно-нравственного опыта России).

Приложение 2

Средства культурологической драматизации для формирования духовно-нравственного социокультурного и кросскультурного образовательного пространства школьника (студента) с учетом регионального компонента ЭС и кросскультурного компонента КС

Приложение 3

Три стадии освоения культурологического образа в едином духовно-нравственном культурно-образовательном пространстве Этнокультурного и Кросскультурного социумов

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.