Рефераты. Педагогические пути и условия формирования самостоятельности в деятельности младших школьников

p align="left">Опыт показывает, что те школьники, которые несут в семье определенные трудовые обязанности, как правило, лучше учатся и у них формируется положительное отношение к учебному труду [3; c. 48]. Организуют и направляют трудовую деятельность взрослые, и их задача -- добиться максимальной самостоятельности, умственной активности ребенка в процессе труда.

Особое значение для развития в этом возрасте имеет стимулирование и максимальное использование самостоятельности в учебной, трудовой, игровой деятельности детей. Усиление такой мотивации, для дальнейшего развития которой младший школьный возраст представляет особенно благоприятным временем жизни, приносит двоякую пользу: во-первых, у ребенка закрепляется жизненно полезная и достаточно устойчивая личностная черта - самостоятельность; во-вторых, это приводит к ускоренному развитию разнообразных других способностей ребенка.

1. Самостоятельность определяется как одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами. Самостоятельность предусматривает ответственное отношение человека к своему поведению, способность действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, в том числе требующих нестандартных решений. Рассматривая самостоятельность как свойство личности, современные исследователи подчеркивают, что ее интегративная роль выражается в объединении других личностных проявлений общей направленностью на внутреннюю мобилизацию всех сил, ресурсов и средств для осуществления избранной программы действий без посторонней помощи.

2. Возрастные особенности младших школьников характеризуются формированием таких волевых качеств как самостоятельность, уверенность, настойчивость, сдержанность. Внешними признаками самостоятельности учащихся являются планирование ими своей деятельности, выполнение заданий без непосредственного участия педагога, систематический самоконтроль за ходом и результатом выполняемой работы, ее корректирование и совершенствование. Внутреннюю сторону самостоятельности образуют потребностно - мотивационная сфера, усилия школьников, направленные на достижение цели без посторонней помощи.

3. Ведущим видом деятельности младших школьников является учебная деятельность. Значимым видом деятельности остается игра. Самостоятельность школьников формируется в трудовой, игровой деятельности, в общении в коллективе сверстников и под влиянием авторитета педагога, как значимой личности.

Глава 2. Организационно-педагогические условия формирования самостоятельности в деятельности младших школьников

2.1 Организация экспериментального исследования самостоятельности младших школьников

С целью выявления особенностей проявления самостоятельности детей младшего школьного возраста на базе СШ№4 было проведено исследование среди учащихся 3 классов.

Исследование предполагало изучение характера проявлений самостоятельности в учебной и внеурочной деятельности детей младшего школьного возраста.

Дети были распределены в 2 группы: 1 группа - контрольная - 22 ребенка; 2 группа - экспериментальная - 22 ребенка. Всего в исследовании приняли участие 45 детей.

В ходе экспериментальной работы решались следующие задачи:

1. Наблюдение проявлений самостоятельности в учебной и внеурочной деятельности младших школьников в двух группах.

2. Создание педагогических условий, стимулирующих развитие самостоятельности детей в экспериментальной группе

3. Наблюдение, сравнение и анализ данных в двух группах .

4. Разработка рекомендаций для родителей и педагогов по формированию самостоятельности младших школьников.

Были использованы методы исследования: наблюдение, беседа, эксперимент, анализ результатов исследования.

Исследование состояло из 4 - х этапов:

1 этап - наблюдение за детьми на уроках, беседа с педагогами.

2 этап - создание условий стимулирующих самостоятельность школьников.

3 этап - наблюдение за детьми на уроках.

4 этап - анализ и сравнение полученных данных в двух группах.

На первом этапе были проведены ряд наблюдений проявлений самостоятельности в учебной деятельности детей в двух группах на разных уроках. В процессе наблюдения отмечались следующие критерии проявлений самостоятельности: выполнение задания самостоятельно или по образцу, наличие самостоятельных вопросов, желания дополнить и исправить ответ товарища, сосредоточенность внимания на выполнении самостоятельных заданий, реакции на замечания и т.д. Процесс наблюдения был организован в соответствии со схемой наблюдения и фиксировался в протоколах (Приложение 1):

1. Умеет ли ребенок удерживать и достигать цели, поставленные взрослым, а также самостоятельно ставить цель и руководствоваться ей в действии, достигать результата.

2. Умеет ли ребенок сдерживать свои эмоции и непосредственные желания (заниматься, когда хочется играть, не выкрикивать в ответ, а подождать, пока его спросят и т.п.).

3. Какие волевые качества сформированы у ребенка:

- дисциплинированность: подчиняется ли ребенок общественным правилам поведения и деятельности; выполняет ли требования взрослого и насколько точно это делает; каковы причины невыполнения требований; как реагирует на требования;

- самостоятельность: умеет ли ребенок действовать без посторонней помощи (постоянно; в зависимости от ситуации и видов деятельности (указать каких), не умеет); настойчивость: может ли достигать цели, доводить дело до конца в ситуации неуспеха, затруднений, препятствий; как реагирует на препятствия в деятельности;

- организованность: умеет ли ребенок рационально организовать свою деятельность, сосредоточенно ее выполнять;

- инициативность: умеет ли ребенок выполнять деятельность по собственной инициативе; в каких видах деятельности это проявляется и каким образом.

Основные показатели отражены в протоколах наблюдений, которые заполнялись как для группы детей, так и индивидуально (протоколы 1 - 2; Приложение 2).

Качественная и количественная обработка результатов наблюдений проводилась в соответствии с критериями сформированности самостоятельности (самостоятельная деятельность по достижению цели). Основные критерии и показатели сформированности субъектных свойств личности (инициативности, самостоятельности, ответственности) младшего школьника представлены в таблице (табл. 3.1; Приложение 3). Материалом для анализа послужили следующие показатели самостоятельности:

1. Выполнение деятельности по достижению цели при отсутствующем контроле со стороны (в соответствии с планом)

2. Осознанность деятельности

3. Осуществление самоконтроля за деятельностью по достижению цели

4. Принятие ответственности за осуществляемую деятельность

Анализ полученных в ходе наблюдений данных позволил выделить следующие проявления самостоятельности детей:

Выявлено, что доминирующим характером мотивации является ориентация на отметку; большая часть детей редко мобилизуют свои усилия на реализацию цели. 46% школьников экспериментальной группы не осознают цель и не планируют свою деятельность по достижению цели. В контрольной группе этот показатель выше - 59%.

Для большинства детей двух групп характерно использование более элементарных способов действия, например подражание образцу действия взрослого, копирование его. Что свидетельствует о неосознанности самостоятельной деятельности. 40 % учащихся контрольной группы запоминают учебный материал механически, заучивая; не способны к самостоятельному пересказу, не могут привести самостоятельно примеры, сделать выводы. Такие же трудности испытывают 58% учащихся экспериментальной группы.

При организации самостоятельной работы нуждаются в уточняющей помощи учителя 36% учащихся экспериментальной группы и 27% школьников контрольной группы.

В результате проведенной, уточняющей наблюдение, беседы установлено, что только 27% учеников экспериментального класса положительно относятся к самостоятельной деятельности, для большей части 62% это отношение безразличное и противоречивое.

Результаты наблюдения представлены в диаграмме 2.1.1.

Таким образом, уровень сформированности самостоятельности в двух группах представляется недостаточным для успешного осуществления самостоятельной деятельности. У школьников не сформированы умения самостоятельно ставить цель, планировать свою деятельность по достижению цели, осуществлять деятельность самостоятельно, без участия учителя, контролировать выполнение цели, оценивать эффективность результата. Для формирования перечисленных навыков самостоятельной деятельности необходимо создание условий, стимулирующих проявления самостоятельности детей.

2.2 Педагогические условия стимулирования самостоятельности младших школьников

На основе теоретического изучения исследований по проблеме формирования самостоятельности школьников была разработана система педагогических условий стимулирования самостоятельной деятельности школьников, состоящая из следующих элементов:

1) диагностирование уровней самостоятельной деятельности учащихся.

2) моделирование стимулирующего воздействия на процесс самостоятельной деятельности младших школьников и организация самостоятельной деятельности учащихся на основе комплекса стимулов;

4) анализ и коррекция самостоятельной познавательной деятельности школьников, моделирование новой ситуации.

При разработке условий стимулирования самостоятельной деятельности детей, мы исходили из определения его сущности как организации взаимосвязанных педагогических условий становления личностного отношения учащихся к формируемой деятельности, способствующих достижению высокого уровня сформированности каждого из его компонентов: мотивационного, операционно-действенного, эмоционального. Мотивационный компонент характеризуется уровнем отношения школьников к самостоятельной деятельности и отражает процессы индивидуального целеполагания. Действенный компонент показывает степень развития у учеников качеств самостоятельной деятельности таких, как ответственность, организованность, самостоятельность и активность, проявление которых зависит от характера приложения сил самого ученика и от его отношения к характеру деятельности. Эмоциональный компонент характеризуется эмоциональными переживаниями результатов собственной деятельности, удовлетворенностью или неудовлетворенностью самим процессом деятельности.

Комплекс приемов, методов и условий стимулирования самостоятельности представлен в таблице 2.1.1.

Таблица 2.1.1 Организационно - педагогические условия формирования самостоятельности детей младшего школьного возраста

Организационно - педагогические условия

Стимулирующее воздействие

1

Конструирование стимульных ситуаций, побуждающих школьников к самостоятельным решениям и действиям: к свободному выбору заданий, к поиску разных путей решения заданий, к творческой деятельности, к самопроверке и самоанализу, к возможности высказать свои суждения.

Развитие самостоятельной деятельности

2

Использование в учебной и внеурочной деятельности школьников сюжетно-ролевых игр, игр-загадок и игр-путешествий.

Приобщают к решению практических задач, способствуют накоплению жизненного опыта, стимулируют активность

3

Создание ситуаций, в которой ученик определяет цели своих действий: «Для чего я это делаю? Что я хочу узнать? Что должно получиться? и т.д.».

Повышают уровень притязаний, стимулируют процесс осмысления своей деятельности.

4

Использование при организации самостоятельной деятельности школьников различных инструкций, памяток, схем, образцов рассуждений.

Способствует умению осуществлять целеобразование, планировать свою деятельность при овладении новым приемом получения знаний, стимулирует самостоятельные действия.

5

Включение учеников в продуктивную самостоятельную деятельность через использование приемов:

групповой формы организации обучения,

систему дифференцированных заданий,

анализа практических задач,

актуализации опыта учащихся,

совместного решения проблемных ситуаций.

Формирует умения контролировать свою деятельность; такие качества самостоятельной деятельности как

ответственность и организованность.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.