Рефераты. Педагогические пути и условия формирования самостоятельности в деятельности младших школьников

Механизм стимулирования включает в себя и такие стимулы как внимание родителей к самостоятельной деятельности школьников, позволяющие ребенку приобрести уверенность в правильности своих самостоятельных действий. В связи важностью родительского участия в становлении детской учебной и не только самостоятельности были разработаны рекомендации для родителей по формированию самостоятельности школьников (Приложение 4).

Основными условиями проявления самостоятельности младших школьников, на наш взгляд, являются:

1. Учет степени сформированности учебных умений (сравнивать, анализировать, определять порядок действий, проверять свою работу и т.д.).

2. Мотивированность учебного труда. Мотивация обеспечивается четким представлением ученика о нужности и значимости выполняемой им работы, познавательным интересом, пониманием сути учебной проблемы.

3. Наличие учебной проблемы, понимаемой учеником. При этом понимание обеспечивает возможность включения школьника в работу. Для выполнения задания ему не нужно переспрашивать: «С чего начинать?», «Как делать?», «Куда писать?» и т.д.

4. Разделение труда между школьником и педагогом. В начальной школе дети должны не только учиться действовать по инструкциям, планам, алгоритмам, но и учиться строить свои планы и алгоритмы, следовать им.

5. Процесс обучения должен обеспечить развитие всех компонентов познавательного интереса как источника развития учебной деятельности.

6. Содержание стимулирующих самостоятельность заданий должно соединять в себе практическую, интеллектуальную и эмоционально-оценочную деятельность в неразрывном единстве.

7. Система учебных заданий должна строиться на основе постепенного продвижения школьников от действий в сотрудничестве с учителем к полностью самостоятельным.

Основное внимание педагогов в ходе работы по созданию условий стимулирующих самостоятельность было сконцентрировано на следующих задачах: учить школьников самостоятельно ставить цель предстоящей работы, определять порядок ее выполнения, осуществлять самоконтроль за ходом ее выполнения и результатом работы. В ходе эксперимента активно использовались дидактические игры, проблемные ситуации (Приложение 5). С целью формирования мотивационной сферы личностного отношения школьников экспериментальной группы к самостоятельной деятельности использовались доступные задания, поддерживающие их уверенность в успехе; создавались условия для положительных переживаний успеха, система поощрений.

2.3 Результаты изучения самостоятельности младших школьников

Заключительным этапом экспериментальной работы стало повторное наблюдение самостоятельной деятельности школьников двух групп.

Наблюдение осуществлялось по той же схеме, критерии и показатели сформированности самостоятельности школьников остались без изменений.

В ходе наблюдений были получены следующие результаты:

В контрольной группе незначительно повысился процент (4%) учащихся умеющих ставить самостоятельные цели и планировать деятельность по ее достижению. В экспериментальной группе этот показатель увеличился на 27%.

Осознанность выполняемого самостоятельного задания продемонстрировали 77 % учащихся экспериментальной группы, что на 32% выше по сравнению с первичными результатами наблюдений (Э1). Показатель данного критерия в контрольной группе увеличился на 3 %.

Увеличилось (22%) число детей эксп. группы, осуществляющих контроль результатов самостоятельной деятельности по достижению цели. Данный показатель в контрольной группе повысился на 4 %.

Число детей, прибегающих к помощи учителя в самостоятельной деятельности, в контрольной группе увеличилось (4%). Этот же показатель в экспериментальной группе снизился на 22%.

Данные повторного наблюдения представлены в диаграмме 2.3.1

Как видно из диаграммы, в экспериментальной группе повысилось число детей, проявляющих самостоятельность при выполнении учебных и внеурочных заданий. В контрольной же группе показатели самостоятельности школьников остались практически без изменений. Такие высокие результаты в экспериментальной группе объясняются тем, что учитель сознательно стимулировал самостоятельную деятельность школьников, целенаправленно и систематически формировал мотивационную и операционно - деятельностную готовность учащихся к ней.

Таким образом, самостоятельность учащихся в деятельности проявляется и формируется успешнее при создании специальных педагогических условий.

1. Особое значение для развития младших школьников имеет стимулирование и максимальное использование самостоятельности в учебной, трудовой, игровой деятельности детей. Усиление такой мотивации, для дальнейшего развития которой младший школьный возраст представляет особенно благоприятным временем жизни, закрепляет жизненно полезную личностную черту - самостоятельность.

2. Существенную роль в развитии самостоятельности играет применение на практике интерактивных методов обучения и современных педагогических технологий (портфолио, организация проектной и исследовательской деятельности учащихся), дидактических игр, проблемных ситуаций, заданий, поддерживающих уверенность ребенка в успехе; создание условий для положительных переживаний успеха, система поощрений.

3. Организация стимулирующей среды обуславливает успешность процесса формирования самостоятельности младших школьников в разных видах деятельности.

Заключение

Интенсивность развития нашего общества, его демократизация и гуманизация повышают требования к формированию активной, созидающей личности. Такая личность самостоятельно регулирует собственное поведение и деятельность, определяет перспективы своего развития, пути и средства достижения поставленных целей. Чем больше развита самостоятельность, тем успешнее человек задает свое будущее, свои планы и более успешно действует, реализуя их.

Работу по формированию самостоятельности личности необходимо начинать уже в начальной школе, поскольку именно там формируются у ребенка основы учебной деятельности, мотивы учения, потребность и способность к саморазвитию.

Целью нашего исследования было выявление педагогических условий формирования самостоятельности в деятельности младших школьников.

В ходе экспериментальной работы цель и задачи исследования были достигнуты. Так, теоретический анализ исследований по изучаемой теме позволил раскрыть содержание понятия «самостоятельность», которая рассматривается как одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами. Была изучена психологическая характеристика младшего школьника, что дало возможность определить особенности данного возраста, способствующие развитию самостоятельности.

Теоретический анализ исследований самостоятельности школьников позволил обозначить критерии самостоятельной деятельности детей. Показателями самостоятельности выступают: стремление к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умение поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, а также способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

В ходе исследования была определена система педагогических стимулов и условий формирования самостоятельности младших школьников в деятельности. Педагогическое стимулирование самостоятельной деятельности младших школьников включает в себя мотивационный, операционно-действенный и эмоциональный компоненты и строится на системе позитивных побудителей внешнего и внутреннего характера. Критериями эффективности педагогического стимулирования самостоятельной деятельности младших школьников являются: личностное отношение учащихся к учению; овладение способами управления своей учебной деятельностью (с учетом возрастных особенностей и новообразований); удовлетворение от процесса самостоятельной работы. Данные исследования дают основание выделить наиболее значимые для младших школьников стимулы, способствующие формированию самостоятельной деятельности. К их числу относятся, прежде всего, стимулы, связанные с интересным содержанием задания, успешным выполнением самостоятельной деятельности, доброжелательными отношениями, которые складываются между учениками и учителем в деятельности, посильностью работы и высокой оценкой ее результатов.

Были разработаны рекомендации для педагогов и родителей.

Результаты исследования дают основание утверждать истинность выдвинутого предположения. Повторное наблюдение проявлений самостоятельности в двух группах позволило отметить значительный рост показателей самостоятельной деятельности в экспериментальной группе, где были созданы условия, стимулирующие самостоятельность в деятельности. Действительно, организация стимулирующей среды обуславливает успешность процесса формирования самостоятельности младших школьников в разных видах деятельности.

Список использованной литературы

1. Виноградова, Н.Ф. Как реализовать личностно-ориентированное образование в начальной школе?// Н.Ф.Виноградова. - Начальная школа. - 2001. - № 9 - С.10-13.

2. Возрастные закономерности социализации личности : сб. науч. тр / Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка ; редкол.: Н. С. Старжинская [и др.] ; науч. ред. Л. А. Кандыбович. - Мн. : БГПУ, 2008. - 235 с. : рис.

3. Гармонизация психофизического и социального развития детей : материалы Респ. науч.-практ. конф. студентов и молодых учёных, Минск, 18 апр. 2008 г. / Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка ; редкол.: Н. С. Старжинская (науч. ред.), Д. Н. Дубинина (отв. ред.) [и др.]. - Мн. : БГПУ, 2008. - 175 c.

4. Гуз А.А. Родители и педагоги: шаг навстречу: Первый шаг; Учеб.-метод. пособие / А.А.Гуз; Акад. последиплом. образования. - Мн., 2004. - 219с. : ил.

5. Данилов М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения // Сов. Педагогика. -1961. - № 8 .- .32-42 с.

6. Зимняя, И.А. Основы педагогической психологии/ И.А. Зимняя. - М: Просвещение. - 1980. - С.39-54.

7. Жарова Л.В. Учить самостоятельности: Кн. для учителя. - М.: ^, Просвещение, 1993. - 204 с.

8. Ильин B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс) . - М.: Педагогика, 1984. - 144с.

9. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Психология детей шестилетнего возраста: учеб.пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Унiверсiтэцкае, 1999. - 316 с.

10. Культурно-психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе : сб. науч. тр. : в 2 ч. Ч. 2 / Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка ; редкол.: Л. А. Кандыбович [и др.] ; отв. ред.: Е. И. Комкова [и др.]. - Мн. : БГПУ, 2009. - 139 с. : табл.

11. Кушнер Н.Я. Формирование и развитие учебной деятельности в дошкольном и младшем школьном возрасте // Актуальные проблемы подготовки детей к школе: Сб. ст. - Мн, 2002. - с. 20 - 30.

12. Мухина В.С. Возрастная психологии :Учебник для студ. Вузов.-7-е изд. Стереотип.- М.:Издательский центр «Академия», 2003.- 456 с.

13. Немов Р. С. Психология: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - кн. 3:- 3-е изд. - М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1998. - 632 с.

14. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. Теоретико-экспериментальное исследование. - М.: Педагогика, 1980. - 240 с.

15. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн.: Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения./ И.П. Подласый. - М.: Владос. - 1999. - 576 с.

16. Поломникова Н.А. О системе воспитания познавательной самостоятельности школьников //Советская педагогика, 1970. - №5. -76-83с.

17. Проничева Е.В. Способы формирования контрольно - оценочной самостоятельности младших школьников // Педагогика. - 3. - с. 110 -115.

18. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 1996.- 425 с.

19. Содружество наук. Барановичи-2009 : материалы V междунар. науч.-практ. конф. молодых исследователей, Барановичи, 21-22 мая 2009 г. : в 2 ч. Ч. 2 / Баранов. гос. ун-т ; редкол.: В. Н. Зуев (гл. ред.) [и др.]. - Барановичи : РИО БарГУ, 2009. - 305 с.

20. Спиваковская, А. С. Игра - это серьезно./ А.С. Спиваковская. - М.: Педагогика -1981. - 144с.: ил. - (Библиотека для родителей).

21. Студенческая наука - 2008 : регион. науч.-практ. конф. студентов вузов Могилев. обл., посвящ. 95-лет. МГУ им. А. А. Кулешова : материалы конф. / Могилев. гос. ун-т им. А. А. Кулешова. - Могилев : МГУ , 2008. - 313 с. : ил.

22. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. - 3-е изд., доп. - М.: Просвещение -1990. - 160с.: ил.

23. Управление познавательной деятельностью учащихся /Под ред. П.Я.Гальперина и Н.Ф.Талызиной. - Изд-во МГУ, 1972. - 262 с.

24. Цукерман Г.А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться: Автореф. дис... д-ра психол. наук. - М, 1992.- 39 с.

25. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М.: Педагогика, 1982. -- 209с.

26. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М.: Академия, 2000. - 288 с.

27. Щетинина А. М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно - методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 88 с.

28. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М. 1974. -142с.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.