3) локально-моделирующий уровень: учитель владеет стратегиями обучения знаниям, умениям и навыкам по отдельным разделам курса, умеет формулировать педагогическую цель, предвидеть искомый результат и создавать систему и последовательность включения учащихся в учебно-познавательную деятельность;
4) системно-моделирующий деятельность и поведение уровень: учитель владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащихся, их потребностей в самовоспитании, самообразовании и саморазвитии.
Учителя, находящиеся на первых двух уровнях, не имеют специальных педагогических способностей. Лишь при переходе на третий уровень у учителя проявляются педагогические способности тем больше, чем выше его уровень.
Все рассмотренные уровни взаимосвязаны. Педагог в процессе овладения профессиональными знаниями и умениями, в ходе деятельности переходит с одного уровня на другой, соответственно изменяется и структура его способностей. По мере достижения более высокого уровня учитель становится более способным открывать новое, создавать оригинальное. Что же в конечном итоге является результатом его усилий? Здесь можно выделить 3 основных результата:
1) изменение в знаниях получателя;
2) изменения установок получателя;
3) изменение явного поведения получателя.
2. Эмпирическое исследование педагогических способностей студентов педагогических специальностей
2.1 Цель, задачи и гипотеза исследования
Проблема профессиональной готовности будущих педагогических кадров - одна из центральных в теории, науке и практике педагогики.
Исследователи и практические работники, дающие сегодня разные оценки педагогической системе образования, приходят к обоснованным выводам о кризисном состоянии подготовки педагогов. Симптомы этого кризиса проявляются в том, что уровень подготовленности выпускников высших учебных заведений не соответствует процессам, которые совершаются в нашей стране, и мировым стандартам. Профессиональная подготовка не ориентирована на качественные показатели, новые принципы и технологии обучения, наблюдается разрыв между общекультурным и профессиональным компонентами в обучении, что не обеспечивает формирования профессиональной культуры учителя, его готовности к педагогическому творчеству и сотрудничеству с учениками. Не выявляются и не формируются профессионально значимые качества, не преодолевается отчужденность от потребностей общества.
Существует расхождение между социально желаемыми (целевыми) показателями педагогической подготовленности (все преподаватели должны соответствовать уровню педагогической деятельности не ниже среднего) и ее реальным состоянием (некоторая часть преподавателей не соответствуют этому уровню). Значит, проблема обеспечения профессиональной готовности реально существует.
Целью нашего исследования является определение уровня педагогических способностей студентов педагогических ВУЗов.
Исходя из цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Определить исходный уровень способности студентов к профессиональной деятельности.
2. Выявить взаимосвязь способностей личности с уровнем профессиональных способностей.
3. Определить правильность выбора будущей профессии студентов.
Гипотезой нашего исследования является то, что у большинства студентов педагогических ВУЗов слабо развиты педагогические способности по причине неверного выбора своей профессии.
2.2 Методики исследования
Исследование проводилось в педагогических ВУЗах, в ноябре 2009 года. В нем приняли участие 30 студентов, обучающихся по специальностям «Физическая культура и спорт», «Педагогика и психология», «Культурология».
Использовались методы педагогического наблюдения, тестирования, анкетирования, математико-статистической обработки результатов.
Педагогическое наблюдение предполагало выявление заинтересованности студентов в предметах по специализации и общих предметах, их отношение к учебе в целом, стремление к самостоятельному изучению своей специальности и углублению знаний.
Тестирование состояло из оценки личностных свойств при помощи тестов Кеттела, а также теста на профессиональную ориентацию - тест определения профессионального личностного типа Голланда.
Анкетирование включало в себя две методики - методику «педагогической ситуации» и методику диагностики межличностных отношений Т. Лири.
Методика «педагогической ситуации» позволяет судить о педагогических способностях человека на основе того, какой выход он находит из ряда описанных в ней педагогических ситуаций. Перед началом исследования испытуемый получает инструкцию следующего содержания: «Перед вами - ряд затруднительных педагогических ситуаций. Познакомившись с содержанием каждой из них, необходимо выбрать из числа предложенных вариантов реагирования на данную ситуацию такой, который с педагогической точки зрения наиболее правилен, по вашему мнению. Если ни один из предложенных вариантов ответов вас не устраивает, то можно указать свой, оригинальный, в двух нижних строках после всех перечисленных для выбора альтернатив. Это, чаще всего, будет 7-й и последующие варианты ответов на ситуацию».
Методика, созданная Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г., предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке, что является важным аспектом педагогической деятельности.
В ходе математико-статистической обработки результатов мы постарались выявить общие тенденции и проверить правильность выдвинутой нами ранее гипотезы.
2.3 Результат испытуемых. Характеристика успешного педагога
Таблица 1. Педагогическое наблюдение
Заинтересованность в обучении
Отношение к обучению
Стремление к самостоятельному обучению
По специализации
По общим предметам
Положительное
Отрицательное
Наблюдается
Не наблюдается
17
13
19
11
12
18
Таблица 2. Определения профессионального личностного типа по методике Голланда
Тип социальной направленности личности
Реалистический тип
Интеллектуальный тип
Социальный тип
Конвенциальный тип
Предприимчивый тип
Артистический тип
2
6
8
5
3
Таблица 3. Определение педагогических способностей по методике «Педагогические ситуации»
Педагогические способности
Высокоразвитые
Среднеразвитые
Слаборазвитые
10
Таблица 4. Типы отношения к окружающим по методике диагностики межличностных отношений Т. Лири
Типы отношения к окружающим
Авторитарный
диктаторский
1
доминантный
уверенный
Эгоистичный
«быть над всеми»
0
Ориентация на себя
Агрессивный
Жесткий и враждебный
Требовательный
Упрямый
Подозрительный
Отчужденный
Критичный, замкнутый
Критичный ко всему
Подчиняемый
Покорный
Застенчивый
Скромный
Зависимый
Зависимый от других
Считает, что другие всегда правы
Склонный к восхищению окружающими
Дружелюбный
Склонный к сотрудничеству
7
Альтруистический
Гиперответственный
Ответственный
Личностные и индивидуальные качества успешного педагога отвечают одновременно двум уровням требований, предъявляемых к этой профессии. Требования первого уровня предъявляются к учителю вообще как к носителю профессии. Они безотносительны к социальным условиям, общественным формациям, учебному заведению, учебному предмету. Этим требованиям должен отвечать любой настоящий педагог вне зависимости от того, работает ли он при капитализме, социализме, в условиях села, города, преподает ли математику, труд, язык и т.д.
Страницы: 1, 2, 3, 4