Требования второго уровня предъявляются к передовому педагогу вообще, вне зависимости от учебного предмета, который он преподает - это его личностная готовность к педагогической деятельности. Готовность предполагает широкую и профессиональную системную компетентность, стойкую убежденность человека, социально-значимую направленность личности, а также наличие коммуникативной и дидактической потребности, потребности общения, передачи опыта.
Устойчивое побуждение к деятельности по избранной профессии, стремление реализовать в ней себя, применить свои знания, способности отражает сформированность профессиональной направленности личности. Это сложное, интегративное качество.
Составляющими профессионально-педагогической направленности личности преподавателей и мастеров производственного обучения являются социально - профессиональные ориентации, профессионально-педагогические интересы, мотивы профессиональной деятельности и самосовершенствования, профессиональные позиции личности. В них отражаются отношение к профессионально-педагогической деятельности, интересы и склонности, желание совершенствовать свою подготовку.
2.4 Обсуждение результатов исследования. Подтверждение гипотезы
Способности проявляются в личностных свойствах человека: темпераменте, характере, направленности. Они помогают преподавателю в развитии его творческого потенциала, личностном росте и компенсации тех свойств, которые мешают в педагогической деятельности: недоброжелательность, самовлюбленность, застенчивость, излишняя эмоциональность и агрессивность.
Наши исследования показали, что сегодняшние студенты в большинстве своем относятся к учебе положительно, особо внимательно относятся к предметам, связанным с будущей профессией. Однако обнаружилась и проблема педагогического образования, связанная с тем, что студенты в большинстве своем не считают нужным заниматься дополнительно, искать информацию самостоятельно, развивать свои навыки и умения вне зависимости от педагогов. Причиной этого могут быть несколько факторов: это и не серьезный подход к обучению, и непонимание того, что педагог не может дать весь материал чисто физически, и другие факторы. Для выяснения причин нам нужно будет провести дополнительное исследование.
Также в своем исследовании мы увидели, что будущие преподаватели по своим личностным характеристикам в целом имеют склонность к работе учителем и развитию педагогических способностей. Студенты обладают достаточным уровнем интеллекта, восприимчивы к новым знаниям, что присуще молодости, правда обладают низким уровнем воображения, но полезность этой характеристики неоднозначна. В эмоционально-волевом плане будущие учителя обязаны будут справляться со всеми трудностями, которые могут возникнуть при освоении профессии. Абсолютное большинство студентов психологически устойчивы, а, как известно, педагогическая деятельность связана с постоянным стрессом. Студенты обладают достаточным уровнем самоконтроля и высокой организованностью. В коммуникативном плане тревогу может вызывать зависимость более, чем половины студентов от группы. Для овладения всеми навыками педагога, им нужно будет забывать о группах и становится более самостоятельными и независимыми.
В задачах своего исследования мы поставили вопрос о верно выбранной профессии студентами. Проанализировав типы социальной направленности личности, мы увидим, что наиболее популярен социальный тип личности, свойственный учителям. Также часто встречается интеллектуальный тип, располагающий к научной деятельности. Но странным выглядят часто встречаемые предприимчивый тип и конвенциальный (11 человек из 30), которые казалось бы не имеют никакого отношения к педагогической деятельности. Однако проанализировав конкретно педагогические способности, это число уменьшилось до 8 человек, у которых педагогические способности развиты слабо. 3 человека, несмотря на преобладающий «чужой» тип, имеют неплохие способности и к собственно педагогической деятельности.
В педагогической деятельности, как в деятельности построенной на взаимодействии людей, огромное значение имеет отношение педагога с окружающими людьми. В нашем исследовании неподходящим под работу педагогом типом отношений с окружающими обладают около 10 человек (в зависимости от того, как рассматривать некоторые спорные типы), что опять же близко к нашим предыдущим данным.
Таким образом, мы можем дать ответ на вопрос правильности нашей гипотезы, гласящей, что у большинства студентов педагогических ВУЗов слабо развиты педагогические способности по причине неверного выбора своей профессии. Нашу гипотезу нельзя назвать безосновательной: действительно, среди студентов педагогических специальностей немало тех, кто не обладает педагогическими способностями и никогда не будет работать преподавателем, однако их доля не так велика, как мы думали, и их явно не большинство. Большая же часть студентов педагогических ВУЗов с любовью относятся к своей профессии и не ошиблись с ее выбором.
Заключение
Целью исследования было установить значение педагогических способностей и их развития. На основе теоретических психологических исследований мы установили, что под способностями определяют индивидуальные свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности.
В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В.А. Крутецким.
О талантливости педагога можно говорить, если в структуре личности педагога гармонически сочетается несколько способностей при ведущей роли педагогических. Сочетание способностей обеспечивает достижение очень высоких результатов в педагогической работе
Педагогические способности проявляются в динамике овладения знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного выполнения профессиональной деятельности.
Вопрос о способностях должен быть слит с вопросом о развитии, вопрос о педагогических способностях - с вопросом о профессиональной деятельности и личности учителя. Именно в процессе преодоления профессиональных и личностных трудностей происходит развитие (как спонтанное изменение) педагогических способностей, а их формирование (как целенаправленное изменение) осуществляется в специально организованных условиях системы вузовской и послевузовской подготовки педагогов.
Мы провели эмпирическое исследование педагогических способностей студентов педагогических специальностей, в ходе которого пытались доказать гипотезу о том, что у большинства студентов педагогических ВУЗов слабо развиты педагогические способности по причине неверного выбора своей профессии. Однако, мы убедились, что это не совсем так и сделали поправку в нашей гипотезе: неверный выбор профессии преподавателя является причиной слабого развития педагогических способностей.
Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы определяют несомненную новизну данного исследования.
Дальнейшее внимание к вопросу необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме педагогических способностей в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Список литературы
1. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14-15 июня 1983 г. - М., 1983. - 80 с.
2. Ананьев Б.Г. Очерки психологии. - Л., 1945. - 160 с.
3. Анциферова Л.И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности. - Вопросы психологии, 1978, №1, с. 37-43.
4. Анциферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системе. - В кн.: Психология формирования и развития личности. М., 1981, с. 3-18.
5. Вопросы психологии способностей / Под ред. В.А. Крутецкого. - М., 1973. - 216 с.
6. Воробьева Т.А. Методика определения профпригодности у поступающих в педагогические вузы. - В кн.: Психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып. 1. Л., 1973, с. 80-92.
7. Воробьева Т.А. Качественный анализ интереса к профессии учителя у абитуриентов педагогических вузов. - В кн.: Психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып. 2. Л., 1974, с. 172-183.
8. Голубева Э.А. Биоэлектрические корреляты памяти и успеваемости у старших школьников. - Вопросы психологии, 1974, №5, с. 40-46.
9. Гоноболин Ф.Н. Психологический анализ педагогических способностей. - В сб.: Способности и интересы / Под ред. Н.Д. Левитова, В.А. Крутецкого. М., 1962, с. 232-274.
10. Давыдов В.В., Маркова А.К. Концепция учебной деятельности школьников. - Вопросы психологии, 1981, №6, с. 13-19.
11. Жучева Е.Н. Способы компенсации способностей в продуктивной деятельности педагога. - В кн.: Совершенствование научно-практической работы преподавателя в высшей школе. Казань, 1982, с. 35-36.
12. Засобина Г.А. Особенности формирования у студентов профессиональных умений в конструировании учебной работы: Автореф. канд. дис. - Л., 1971. - 18 с.
13. Зимичева С.А. Лонгитюдинальное исследование динамики формирования педагогической направленности у будущих учителей начальных классов: Автореф. канд. дис. - Л., 1977. - 18 с.
14. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. - М., 1968. - 431 с.
15. Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей. - Л., 1961. - 98 с.
16. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. - Л., 1967. - 183 с.
17. Кузьмина Н.В. Уровни педагогических способностей и проблемы социальной перцепции. - В сб.: Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 1975, с. 251-253.
18. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. - М., 1964. - 478 с.
19. Максимова Э.А. Структурные компоненты педагогических знаний учителя и их роль в организации процесса обучения. - В кн.: Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып. 2. Л., 1974, с. 168-172.
20. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М, 1972. - 208 с.
21. Методы системного педагогического исследования / Под ред. Н.В. Кузьминой. - Л., 1980. - 172 с.
22. Мясищев В.Н., Ковалев А.Г. Психологические особенности человека. Т. 2. Способности - Л., 1960. - 304 с.
23. Платонов К.К. Проблемы способностей. - М, 1972. - 312 с.
24. Психологические проблемы учебной деятельности школьника / Под ред. В.В. Давыдова. - М., 1977. -310 с
25. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1946. - 703 с.
26. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. - М., 1957. - 328 с.
27. Соколова Л.Г. Особенности формирования у студентов педагогических умений обучать учащихся решению задач: Автореф. канд. дис. - Л., 1972. - 18 с.
28. Стафурина Н.А. Взаимодействие специальных лингвистических и педагогических способностей: Автореф. канд. дис. - Л., 1979. - 18 с.
29. Теплов Б.М. Способность и одаренность. - В кн.: Ученые записки Института психологии. М., 1941, т. II, с. 3-56.
30. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - М.; Л., 1947. - 335 с.
31. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961. - 536 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4