Рефераты. Педагогические условия формирования гуманистической направленности у детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре

p align="left">Педагог оказывает воспитывающее воздействие через роли, выполняемые детьми. Например, он спрашивает ребенка, выполняющего роль заведующего в игре в магазин, где касса, кто кассир, почему нет в магазине тех или иных предметов, удобно ли покупателю выбрать то, что он хочет купить, кто будет завертывать покупки, подсказывает, что покупатели благодарят продавца, а продавец вежливо приглашает опять приходить в магазин за покупками.

Эффективность процесса гуманистического воспитания дошкольников на занятиях в детском саду обеспечивают следующие педагогические условия Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика. М: КСП+, 2003. - С. 128-130.:

а) полное, чёткое и дифференцированное отражение содержания нравственных понятий с ярко выраженной гуманистической направленностью (гуманно-нравственных понятий) и их антиподов в процессе гуманистического воспитания старших дошкольников на занятиях по ознакомлению с окружающей социальной действительностью;

б) формирование умений проявлять гуманность в реальных ситуациях на основе нравственных обобщений, поступать гуманно как в привычных, так и в нестандартных ситуациях;

в) согласование воспитательных воздействий в детском саду и семье, обогащение личного опыта детей, оказание старшим дошкольникам своевременной помощи и поддержки. Помощь оказывается с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, удержания позиции равноправного партнёра во взаимодействии, нацелена на поддержание активности каждого ребёнка, создание положительной эмоциональной атмосферы на занятиях;

г) систематическое оценивание знаний и умений, доведение до сознания детей оснований для оценивания различных проявлений гуманности и её антипода, повышение уровня оценочных суждений, развитие собственного отношения на основе этических оценок, осмысление личного опыта.

Правильная организация быта в детском саду, доверительная и дружелюбная атмосфера, окружающая детей, внешняя и внутренняя культура педагога - необходимые условия для воспитания гуманного и нравственного поведения.

В каждом конкретном случае воспитатель ищет причину неправильного поведения ребенка, использует индивидуальные меры воздействия: напоминание, замечание, объяснение. В любом случае нужно помнить о легкой ранимости ребенка, об уважении к его личности. Даже если ребенок в чем-то провинился, не следует делать замечаний, обижающих его. Воспитание правильных взаимоотношений между детьми, основанных на принципах гуманизма, - особая задача педагога в работе с данной возрастной группой. Формирование отношений между детьми строится на основе взаимных симпатий детей, их привязанности к детскому саду, умения оценивать поведение сверстников и свое.

Глава III. Экспериментальное исследование возможности использования сюжетно-ролевой игры для формирования гуманистистической направленности отношения к миру детей старшего дошкольного возраста

Базой для проведения экспериментальной работы стал детский сад 28 г.Прокопьевска. Исследование проводилось в старшей группе. В эксперименте участвовало 10 детей в возрасте от 5 до 6 лет.

Задача исследования заключалась в том, чтобы проанализировать возможности использования сюжетно-ролевой игры для формирования гуманистистической направленности отношения к миру детей старшего дошкольного возраста

Для этого автор работы отобрал две сюжетно-ролевые игры, способствующие формированию гуманистической направленности. Каждая игра проводилась отдельно (одна - в один день), чтобы дети не уставали. Задача каждой игры - научить детей таким гуманным ценностям как сочувствию, соучастию, справедливости, равенству, пониманию, состраданию, терпению, уважению, взаимопомощи.

Первая игра «Добрые эльфы» Смирнова Е., Холмогорова В. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 8. - С. 73-77.

Суть игры заключалась в следующем. Детям рассказалась такая история: «Когда-то давным-давно люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днем и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы.... Ночью, когда люди засыпали, они прилетали к ним, и помогали им делать их работу. Сейчас мы с вами разыграем роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнят роли этих тружеников, а те, кто по левую, - эльфов. Потом мы поменяемся ролями. Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и незаметно помогают им..»

Перед этим по детской игровой комнате были разбросаны игрушки. Часть детей должны были притвориться «спящими людьми». Задача «эльфов» заключалась в том, чтобы как бы незаметно и не задевая «спящих людей» помочь убрать разбросанные игрушки. Разговаривать при этом было нельзя. Выигрывал тот эльф, кто больше всего незаметно собирал игрушек. Выигрыш - сладкий приз.

Игра разворачивалась следующим образом. «Люди» притворились спящими. Эльфы на цыпочках стали ходить между ними и очень осторожно собирать игрушки в корзину. Кто-то торопился, наступал на «спящих», кто-то наоборот все делал аккуратно. После игры заданы были такие вопросы: что понравилось эльфам и людям, и наоборот - что не понравилось. «Людям» понравилось то, что «за них убирали игрушки». «Эльфам» - возможность выиграть приз. Были и те дети, которые подыгрывали «эльфам», говоря, что «убирали они игрушки незаметно», тем самым давая возможность им выиграть приз. В итоге выигравшим был задан вопрос о том, не хотят ли они поделиться призом. Ответы были утвердительные.

Вторая игра «Веселый трамвайчик и вагончик»

Суть игры заключалась в том, что дети были разбиты на пары. Одному человеку из пары завязывались глаза («вагончику»). Задача каждой пары (как можно более аккуратно пройти полосу препятсвий (мягкие кубики) с тем условием, что тот, у кого закрыты глаза не должен был эти кубики задеть. Ведущая роль отводилась «трамвайчику». Потом дети в парах менялись местами и игра повторялась. Задевшая кубики пара выбывала из игры.

Игра детям очень понравилась. Они с удовольствием и азартом проходили полосу препятсвий, старались очень аккуратно (что было очень важно) вести за собой «вагончик», чтобы не задеть кубики. Ведь тот, кто задевал кубики - выбывал из игры. «Вагончикам» подглядывать запрещалось - это тоже означало выбывание из игры. Потом дети поменялись местами. Задача педагога - контролировать, чтобы правила не нарушались.

Поведение детей было следующим. В некоторых парах ведущие были очень осторожны - они жертвовали своим временем для того, чтобы вагончик не задел кубики. И победа здесь хоть и была важна, но важнее для них оказались правила - а именно - не задеть кубики. Некоторые же наоборот - шли что называется напролом, не заботясь о вагончике и соответсвенно о правилах и всячески пытались доказать, что кубики они не задели. Интересно было и то, что некоторые дети (вагончики) пытались подглядывать из под повязки, которая завязывала им глаза - и тем самым тоже нарушали правила. В итоге выиграли те, кто аккуратно, не нарушая правила, заботясь о своем «вагончике» играл в данную игру. Впечатления от игры были следующими.

Почти все дети сказали, что игра им понравилась. Однако оказались и те, кто возразил обратное. На вопрос почему, был получен ответ, что ведущий в их паре «все делал неправильно». Либо наоборот - возражали те, кто был ведущими, обвиняя «вагончиков» в том, что они нечестно подглядывали. А одна девочка вообще отказалась играть в игру после проигрыша. На воспрос «почему» ответила: «Я хочу другого ведущего». После проведения игры детям были заданы такие вопросы:

- почему, как вы думаете, некоторые пары проиграли? Почти все ответили, что «они жульничали» и «хотели быть первыми». Тогда был задан такой вопрос: получается, что жульничать нельзя - иначе проиграешь? Дети ответили положительно.

- почему некоторые пары выиграли? Ответ - «они все делали правильно», «старались», «правильно везли вагончик».

- страшно ли было вагончикам? Ответ однозначный - да. Другой вопрос «Почему»? Ответы такие: «Глаза потому что закрытые», «Вдруг упаду».

- довольны ли вы были своими «ведущими трамвайчиками»? Тут мнения детей разделились. Часть ответила «да» (причем меньшая). Другая часть возражала: «Он быстро бежал», «Мне было страшно», «Он все делал неправильно» и пр..

Контрольный вопрос был такой: что нужно было сделать, чтобы выиграть в данной игре? В итоге дети приши к выводу, что не нужно нарушать правила, а ведущим нужно больше заботиться о вагончиках. Что было самое интересное дети сами предложили сыграть в эту игру еще раз с условием, что они будут теперь все делать правильно. И как это ни странно на финиш все пришли почти одновременно. В итоге все дружно решили, что проигравших нет.

Выводы могут быть такими. Дети охотно учавствовали в игре (особенно во второй). Наверное главным показателем того, что воспитательный эффект игры был достигнут - это то, что дети согласились сыграть в игру (причем сами предложили это) еще раз, но уже по правилам. А суть правила была в том, чтобы уважать своего партнера по игре (чтобы он не упал, не задел кубики), чтобы совместно достигать цели, не нарушать правила ради победы, заботиться о партнере по игре. В случае с «эльфами» эффект игры также был достигнут - дети убирали за других игрушки, а те, за кого эти игрушки убирали, помогали «эльфам» тем, что не «выдавали» их неаккуратность (иногда ведь эльфы) наступали на «спящих». Игра научила детей взаимопомощи, взаимообмену, щедрости.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении отметим следующее. В целом мы можем отметить, что для гуманизма характерны: уникальность человеческой личности; принятие другого человека, но не оценка и не осуждение; личная свобода; умение прогнозировать и контролировать собственную жизнь; умение жить настоящим, ценить каждый момент своей жизни; ответственность; независимость; умение преодолевать собственные защиты; свободная самодеятельность; самореализация природных импульсов, жизненных потребностей; взаимозависимость; сотрудничество; доверительность.

Отвергаются как антигуманные такие ценности, как конкуренция, иерархия, контроль над другими людьми. Важным условием воспитания гуманности является организация коллективной учебной, общественно полезной деятельности, особенно таких ее видов, где учащиеся поставлены в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого. Воспитание гуманности должно осуществляться через доверие, заботу, уважение, ответственность, этику, которые должны интериоризоваться в детскую психику благодаря таким средствам как игрушки, экскурсии, прогулки, беседы, и конечно же, творчество и игры.

Как показало исследование, роль сюжетно-ролевых игр в гуманистическом воспитании и становлении личности старших дошкольников является определяющей. Дело в том, что дошкольный возраст - это возраст, когда ребенок еще активно исследует мир и получает от него впечатления во многом благодаря эмоциональным впечатлениям. Каким образом ребенку можно привить такие высокие и общезначимые ценности гуманизма как справедливость, равенство, свобода, уважение личности, человеколюбие и пр., которые не так широко реализуются и во взрослой среде? И здесь на помощь приходит именно игра. Воспитательные возможности сюжетно-ролевой игры чрезвычайно велики, и важно педагогу уметь реализовать их.

Игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ярко выраженный самостоятельный и творческий характер. Как пишет Д.Б. Эльконин, на основе взаимно противоречивых тенденций ребенка к самостоятельности и к совместной жизни со взрослым зарождается новый тип деятельности - ролевая игра, в которой ребенок берет на себя роль взрослого и, воспроизводя его жизнь, деятельность и отношение к другим людям, тем самым живет с ним общей жизнью. В игре происходит формирвоание личности ребенка.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.