Игра широко используется и как средство эстетического, нравственного и гуманного воспитания, потому что дети отражают окружающий их мир через роль, образ.
Руководство педагога игрой включает в себя четыре компонента: деятельность педагога, обучающая игра, своевременное изменение игровой среды и общение с ребенком во время игры Н.Я Михайленко и Н.А Короткова обращают внимание на то, что целью педагогических воздействий по обогащению сюжетно-ролевой игры должна быть не «коллективная проработка знаний», а формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей, в которой они по собственному желанию реализуют разнообразные содержания, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками в небольших игровых объединениях.
Воспитатель должен направлять игру, не разрушая ее, сохранять самодеятельный и творческий характер игровой деятельности детей, непосредственность переживаний, веру в правду игры. Педагог влияет на игровой замысел и его развитие, обогащая содержание жизни детей: расширяет их представления о быте взрослых, о взаимоотношениях людей и тем самым конкретизирует содержание той или иной игровой роли. Руководство игрою ни в коем случае не должно быть навязчивым, вызывать у дошкольников протест, выход из игры. Уместны наводящие вопросы, советы, рекомендации
Практическое исследование показало, что эффект усвоения детьми гуманистических ценностей с помощью игры достаточно высок. так, дети охотно участвовали в игре. Наверное главным показателем того, что воспитательный эффект игры был достигнут - это то, что дети согласились сыграть в игру (причем сами предложили это) еще раз, но уже по правилам (так как в первый раз они их нарушали). А суть правила была в том, чтобы уважать своего партнера по игре (чтобы он не упал, не задел кубики), чтобы совместно достигать цели, не нарушать правила ради победы, заботиться о партнере по игре. В случае с «эльфами» эффект игры также был достигнут - дети убирали за других игрушки, а те, за кого эти игрушки убирали, помогали «эльфам» тем, что не «выдавали» их неаккуратность (иногда ведь эльфы) наступали на «спящих». Игра научила детей взаимопомощи, взаимообмену, щедрости. Дети искренне расстраивались и переживали, если их партнер по игре вел себя неправильно, «жульничал». В итоге в личной беседе с детьми после игры детская группа пришла к выводу, что важно уважать другого и не стремиться к победе любой ценой.
ЛИТЕРАТУРА
1. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979. - 213 с.
2. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М.: Педагогика, 1988. - 314 с.
3. Болдырев Н.И., Гончаров Н.К. Педагогика. - М.: Педагогика, 1968. - 412 с.
4. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно- ориентированного воспитания // Педагогика. - 2001. - №.1. - С.17-24.
5. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. - 1996. - №6. - С.35-47.
6. Григорович Л.А. Педагогика и психология. - М.: Наука, 2001. - 267 с.
7. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. - М.: Педагогика, 1963. - 216 с.
8. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. - М.: Педагогика, 1975. - 263 с.
9. Жуковская Р.И. Творческие ролевые игры в детском саду. - М.: Педагогика, 1960. - 315 с.
10. Запорожец А.В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. - М.: Просвещение, 1978. - 268 с.
11. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. - М.: Просвещение, 1988. - 212 с.
12. Иванкова Р. А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. - М.: Алетейя, 2002. - 318 с.
13. Иванкова Р.А. Творческая игра дошкольников. - М.: Педагогика, 2002. - 187 с.
14. Игра дошкольника /Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др. / Под ред. С.А. Новоселовой. - М.: Наука, 1989. - 164 с.
15. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сборник научных трудов / Под ред. Н.Я. Михайленко. - М.: Просвещение, 1978. - 213 с.
16. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 268 с.
17. Кудрявцева Е.А. Развитие индивидуальности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе коллективных взаимоотношений. - М.: OIMRU, 2000. - 165 с.
18. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. - Соч. В 7-ми т. Т. IV. - М.: Педагогика, 1957. - 312 с.
19. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре / Под ред. Т.А. Марковой. - М.: Наука, 1982. - 127 с.
20. Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры // Дошкольное воспитание. - 1998. - №4. - С.38-46.
21. Педагогическая энциклопедия. - М.: Педагогика, 2002. - 614 с.
22. Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика. М: КСП+, 2003. - 432 с.
23. Попов Л.А. Этика. - М.: Светоч, 1998. - 213 с.
24. Российская педагогическая энциклопедия. - М.: Просвещение, 2004. - 513 с.
25. Рубинштейн Л.С. Общая психология. - М.: Наука, 1984. - 412 с.
26. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Сост. Е.И. Тверитина, Л.С. Барсукова / Под ред. М.А. Васильева. - М.: Просвещение, 1986. - 210 с.
27. Русский толковый словарь. - М.: Просвещение, 1995. - 417 с.
28. Седова Н.Е. Педагогика вокруг нас. - М.: Омега, 1995. - 285 с.
29. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. - СПб.: Речь, 2005. - 312 с.
30. Смирнова Е., Холмогорова В. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 8. - С. 73-77.
31. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. - М.: Педагогика, 1979. - 146 с.
32. Толковый словарь русского языка конца ХХ века. - М.: Наука, 1998. - 416 с.
33. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей / Под ред. А.В. Запорожца. - М.: Наука, 1976. - 186 с.
34. Философский энциклопедический словарь. - М.:Аспект Пресс, 1997. - 418 с.
35. Широкова И.Г. Этика. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 218 с.
36. Эльконин Д.Б. Психология игры.- М.: Просвещение, 1999. - 312 с.
37. Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. - 2003. - № 4 - С.24-29.
Игры
Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре (пособие для воспитателя детского сада). / А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. М.: Просвещение,1979. 215 с.
Воспитание детей в игре / Под ред. Д.В. Менджерицкой. М.: Просвещение, 1979. 190 с.
Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка. / Л.С. Выготский. // Вопросы психологии. 1996. 6. С.38
Михайленко Н.Я. Педагогические проблемы руководства и управления игрой. / Н.Я. Михайленко. // Дошкольное воспитание. 1983. 12. С.18.
Новоселова С.Л. Игра и вопросы всестороннего воспитания детей / С.Л. Новоселова, Е.В. Зворыгина. // Дошкольное воспитание. 1983. 10. С.32.
Эльконин, Д.Б. Психология игры. / Д.Б. Эльконин М.: Педагогика, 1978. 110 с.
Смирнова, Е., Гударева О. Современные пятилетние дети: особенности игры и психического развития. // Дошкольное воспитание, 2004, № 3, с. 69-75.
Смирнова Е., Холмогорова В. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам. // Дошкольное воспитание, 2003, № 8, с. 73-77.
Игра в детском саду / Под редакцией Ядэшко В.И., Сохина Ф.А. - М.: Просвещение, 1978.
Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников. - М., 1981.
Воспитание детей в игре / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - М., 1983.
Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. - М., 1963.
Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. - М., 1975.
Запорожец А.В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. - М., 1978.
Иванкова Р.А. Творческая игра дошкольников. - Там же.
Игра в педагогическом процессе образовательных учреждений. Материалы научно-практической конференции преподавателей и студентов учебных педагогических заведений / Под ред. Т.А. Куликовой. - М., 2000.
Игра дошкольника /Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др. / Под ред. С.А. Новоселовой. - М., 1989.
Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сборник научных трудов / Под ред. Н.Я. Михайленко. - М., 1978.
Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Психологическая наука и образование. - 1996. - №3.
Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре / Под ред. Т.А. Марковой. - М., 1982.
Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. - М., 1990.
Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. - М., 1997.
Проблемы дошкольной игры: Психолого-педагогические аспекты / Под ред. Н.Н. Поддъякова, Н. А. Михайленко. - М., 1986.
Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Сост. Е.И. Тверитина, Л.С. Барсукова / Под ред. М. А. Васильева. - М., 1986.
Усова А.П. Роль игры в воспитании детей / Под ред. А. В. Запорожца. - М., 1976.
Флегонтова Н. П. Проблема педагогического руководства игрой детей // Игра в педагогическом процессе образовательных учреждений. Материалы научно-практической конференции преподавателей и студентов учебных педагогических заведений / Под ред. Т. А. Куликовой. - М.,2000.
Щербакова Е. И. Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре. - М., 1984.
Эльконин Д. Б. Психология игры. - 2-е изд. - М., 1999.
Ролевые игры
Ивакина, И.А. Руководство творческими сюжетно ролевыми играми дошкольников. Учебно методическое пособие. / И.А. Ивакина. Пенза, 1995. 185 с.
Лидак, Л. Сюжетно ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками. / Лидак Л. // Дошкольное воспитание. 1990. 7. С.23.
Михайленко, Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры / Н.Я. Михайленко, Н. Короткова. // Дошкольное воспитание. 1998. 4. С.4445.
Венгер Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. - М., 1978.
Жуковская Р. И. Творческие ролевые игры в детском саду. - М., 1960.
Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. - М., 1988.
Иванкова Р. А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. - М., 2002 - выпуск четвертый.
Басов, М.Я. Методика психологического наблюдения над детьми. / М.Я. Басов // Избранные психологические произведения: М.: Просвещение. 1975. С.358. Валлон, А. Психическое развитие ребенка. / А.М. Валлон. М.: Просвещение, 1968. С.332.
Запорожец, А.В. Психологическое развитие ребенка / А.В. Запорожец. // Избранные психологические труды в 2 х томах: М. Просвещение 1986. 280с.
18. Кудрявцева, Е.А. Развитие индивидуальности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе коллективных взаимоотношений: Монография / Е.А. Кудрявцева. // Электрон. журн. с библиотекой. М.: OIMRU, 2000
Белая К. Ю. Ежедневник старшего воспитателя детского сада. - М., 2000.
Буре Р. С. Методист детского сада. - М., 1994.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М., 1946.
Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. - М., 2000.
Литература:
1. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979.
2. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М., 1988.
3. Богданова О.С., Калинина О.Д., Рубцова М.Б. Этические беседы с подростками. - М., 1987.
4. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. - М., 1987.
5. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории). - М.: Педагогика, 1979.
6. Болдырев Н.И., Гончаров Н.К. Педагогика. - М., 1968.
7. Григорович Л.А. Педагогика и психология. - М., 2001.
8. Довгун А.И. О некоторых условиях успешного использования методов воспитания // Нравственное воспитание школьников. - 1976. - №12.
9. Косолапов Ю.А.. Нравственное воспитание учащихся в процессе перспективной деятельности коллектива // Нравственное воспитание школьников. - 1975. - №12.
10. Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников. - Минск, 1990.
11. Лихачев Б.Т. Педагогика «курс лекций». - М., 1996.
12. Макаренко А.С. Воля, мужество, целеустремленность. - М., 1987.
13. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. - Соч. В 7-ми т. т. IV.М., 1957.
14. Маренко И.С. Нравственное становление личности. - М., 1985.
15. Никандров Н.Д. Проблема ценностей в российском обществе и цели воспитания // Школа. - 1999. - № 4.
16. Подласый И.П. Педагогика. - М., 1999.
17. Попов Л.А. Этика. - М., 1998.
18. Развитие общения у дошкольников и младших школьников / Под ред. А. В. Запорожца, М.И. Лисиной. - М., 1974.
19. Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель. - 2001. - № 6.
20. Рожков М.И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
21. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М., 2001.
22. Савин Н.В. Педагогика. - М., 1978.
23. Седова Н.Е. Педагогика вокруг нас. - М., 1995.
24. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. - СПб.: Речь, 2005.
25. Средства воспитания (методический подход) // Классный руководитель. - 2002. - № 3 - С.26-37.
26. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1980.
27. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. - М., 1979.
28. Теория и методика внеурочной работы. - М.: Педагогическое общество России, 2001.
29. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для клас. руководителей. - М.: Просвещение, 1983.
30. Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 1990.
31. Шемшурина А. Основы этической культуры школьников // Народное образование. - 1998. - № 6.
32. Широкова И.Г. Этика. - М., 2002.
33. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение. - М., 1986.
34. Шульц М.П. К вопросу о методах нравственного воспитания школьников // Нравственное воспитание школьников. - 1976. - №12 - С.104 - 115.
35. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М., 1974.
36. Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2003. - № 4 - С.24-29.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7