Рефераты. Педагогические условия развития творческого воображения у старших дошкольников в процессе художественной деятельности

Педагогические условия развития творческого воображения у старших дошкольников в процессе художественной деятельности

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «ЧУВАШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И.Я. ЯКОВЛЕВА»

Кафедра методик дошкольного образования

Педагогические условия развития творческого воображения у старших дошкольников в процессе художественной деятельности

Выпускная квалификационная работа

студентки очного отделения

V курса группы «А»

специальности «ДПиП»

Негодаевой Татьяны Павловны

Научный руководитель:

Доктор педагогических наук, доцент

Кожанова Марина Борисовна

Чебоксары 2009г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Современное состояние проблемы развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

1.1. Развитие творческого воображения как психолого-педагогическая проблема

1.2. Сущность понятия «творческое воображение» и особенности формирования творческого воображения

1.3. Художественная деятельность как средство развития творческого воображения

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественной деятельности

2.1. Уровни развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

2.2. Система работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественной деятельности

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы

Заключение

Библиографический список

ВВЕДЕНИЕ

Период от рождения до поступления в школу является, по признанию ученых, возрастом стремительного физического развития ребенка; первоначального формирования психических и физических качеств, необходимых человеку в течение всей его жизни, качеств и свойств, делающих его человеком.

Дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом дошкольного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.

Особенностью этого периода, отличающего его от других последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для преобразования в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов деятельности. Формируются не только качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и те, которые представляют собой «заделы» на будущее.

В настоящее время многие педагоги и психологи отмечают, что современному человеку недостаточно владеть определенным кругом знаний и умений, но и необходимо творчески мыслить, принимать неординарные решения, осуществлять деятельность не по готовому образцу, а видеть различные возможности ее осуществления.

Возможность создавать что-либо новое, необычное, закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, таких, как мышление и воображение. Именно их развитию необходимо уделить наибольшее внимание в воспитании ребенка в возрасте от пяти до двенадцати лет. Этот период ученые называют сензитивным, т. е. наиболее благоприятным для развития образного мышления и воображения.

Проблема развития творческого воображения изучалась многими учеными, педагогами, психологами и отражена в работах Л.С. Выготского, Е.Е. Сапоговой, Л.А. Венгера, В.В. Давыдова, Н.Е. Веракса, О.М. Дьяченко, Р. Ассаджиоли, Д. Дидро, Р.С. Немова, С.Л. Рубинштейна, Е.Г. Игнатьева, К.Д. Ушинского, А.В. Петровского, В.А. Крутецкого и др.

Идеи целенаправленного развития творческой личности выдвигались многими учеными (Т.С. Альтшуллер, Ш.А. Амоношвили, С.И. Гессен, Г.С. Батищев, Г. Геггель, Ж.Ж. Руссо и др.). Психологические аспекты творческого процесса и креативности освещены в трудах Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна, В.С. Юркевич и др. Вместе с тем, проблема определения эффективных путей развития творческого воображения у детей в процессе художественной деятельности требует пристального внимания.

Анализ литературы показывает, что различные аспекты данной проблемы изучаются, но вопросы, связанные с исследованием педагогических условий, при которых формирование творческого воображения у старших дошкольников в процессе художественной деятельности будет проходить наиболее эффективно недостаточно полно освещены. Таким образом, было выявлено противоречие между необходимостью развития творческого воображения у старших дошкольников и недостаточной разработанностью педагогических условий данного процесса. Это и обусловило выбор темы нашего исследования, проблема которая сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия развития творческого воображения у старших дошкольников в процессе художественной деятельности.

Цель исследования: Теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественной деятельности.

Объект исследования - творческое воображения у детей 5-6 лет.

Предмет исследования - процесс развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности.

Гипотеза исследования: развитие творческого воображения у детей 5-6 лет будет эффективно при реализации следующих педагогических условий:

- включении средств стимуляции визуального и вербального характера;

- соблюдении принципов активности, постепенности усложнения и т.д.;

- создании эмоционально-положительной творческой атмосферы сотрудничества, пробуждение интереса к творческой деятельности.

В соответствии с целью, предметом и гипотезами были поставлены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать современное состояние проблемы развития творческого воображения в психологической и педагогической литературе.

2. Раскрыть особенности творческого воображения детей старшего дошкольного возраста и его связи с интересами и эмоциями.

3. Определить особенности художественной деятельности и ее значение для развития творческого воображения.

4. Выявить уровни развития творческого воображения у детей.

5. Экспериментально апробировать педагогические условия развития творческого воображения у старших дошкольников в художественной деятельности.

Методологические основы исследования: при рассмотрении различных аспектов обозначенной проблемы мы опирались на основополагающие принципы отечественной и зарубежной психологии о происхождении воображения, классификации воображения, развитии воображения отраженных в работах Л.С. Выготского, Е.Е. Сапоговой, Л.А. Венгера, В.В. Давыдова, Н.Е. Веракса, О.М. Дьяченко и др. Кроме того, мы опирались на исследования, выполненные в области изучения творческого воображения детей дошкольного возраста, отраженные в работах Е.В. Заики, Л.А. Венгера и др.

Комплекс методов, используемых в работе: анализ психологических, педагогических источников по проблеме исследования; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы количественного и качественного анализа обработки данных.

Этапы исследования:

1 этап - сентябрь 2008 г. - февраль 2009 г. - анализ современного состояния проблемы в педагогической и психологической литературе по заявленной теме, подбор диагностических методик, изучение передового педагогического опыта;

2 этап - февраль - апрель 2009 г. - разработка содержания формирующего этапа эксперимента, проведение эксперимента по проверке гипотезы;

3 этап - май 2009 г. - проведение количественной и качественной обработки результатов контрольного этапа эксперимента, обобщение и анализ формирующего этапа работы, оформление выпускной квалификационной работы.

Организация исследования: в эксперименте участвовали 20 детей 5-6 лет МДОУ «Детский сад №1 «Первоцвет».

Практическая значимость: результаты исследования дополняют психолого-педагогическую характеристику детей 5-6 лет. Полученные данные дают достаточно полную и объективную картину своеобразия проявления и формирования процесса творческого воображения каждого ребенка, что важно для современного выявления его отставания в развитии этой сферы современной реализации индивидуальной коррекционной программы. Разработка содержания формирующей программы может быть использована в практической деятельности педагогами дошкольных образовательных учреждений в условиях развития воображения у детей 5-6 лет.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается применением апробированных методик, использованием комплекса научных методов исследования адекватных его цели, предмету и задачам, позитивными результатами опытно-экспериментальной работы.

Апробация и внедрение полученных результатов. Основные идеи и результаты исследования докладывались на научно-практической конференции студентов факультета дошкольной и коррекционной педагогики и психологии Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева (2009).

Структура исследовательской работы: работа состоит из введения, двух глав, списка литературы (55 источников) и приложения (14).

ГЛАВА 1. Современное состояние проблемы развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

1.1 Развитие творческого воображения как психолого-педагогическая проблема

Как российскими, так и зарубежными учеными уделялось и уделяется много внимания исследованиям творчества, развитию творческого начала, творческих способностей, изучению творческого воображения.

К сожалению, занимаясь проблемой творчества, психологи и педагоги обратили внимание на воображение ребенка только лишь несколько десятилетий назад. Поэтому эта сфера не достаточно изучена как с психологической, так и с педагогической точки зрения. Что создает определенные трудности в поиске методических средств активизации творческого воображения детей.

Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль и в преобразовании объективного мира.

По мысли Л.С. Рубинштейна, основное значение воображения состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, так как невозможно трудиться, не представляя себе конечного результата и промежуточных результатов. Без воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в технике, ни в искусстве [44].

Подчёркивая значение воображения, В.И.Ленин назвал предрассудком мысль, что фантазия необходима только поэту: «Даже в математике она нужна, даже открытие дифференциального и интегрального исчислений невозможно было бы без фантазии» [40, 125].

При помощи воображения человек выделяет те свойства, которые хотя и скрыты, но специфичны для данного объекта и наиболее рельефно отражают его общую, целостную природу (они могут или сформироваться в процессе развития объекта, или не возникнуть вообще, так и не претворившись в действительность, оставшись в сфере возможного). Воображение и творчество - не произвольное «вламывание» в объект, не разрушение его целостности; наоборот, это ее достраивание в согласии с особенностями объекта. Во многом справедлива известная метафорическая характеристика творчества, приписываемая французскому мыслителю М. Монтеню: создание того, чего в природе нет, но против чего она в принципе «не возражает».

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.