С помощью воображения можно управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путём человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела.
Воображение - одна из фундаментальных характеристик человека, в чем наиболее наглядно проявляется отличие человека от животного. Философ Э.В. Ильенков писал: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения, принадлежит к числу не только драгоценных, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без нее нельзя сделать ни шагу не только в искусстве… Без сил воображения невозможно было б перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишенное фантазии, никогда не запустило бы в космос ракету» [41]. Д. Дидро восклицал: «Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни ученым человеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком… Воображение - это способность вызывать образы. Человек, начисто лишенный этой способности, был бы тупицей» [41].
Экспериментальное изучение творческого воображения стало предметом интереса западных психологов начиная с 50-х годов. В первой половине XX века влиятельным направлением в американской и европейской науке был бихевиоризм, представители которого игнорировали существование образов, исключая их из круга явлений, подлежащих изучению. Однако уже А. Осборн описывал творчество как направленное воображение, скомбинированное с намерением и усилием. Функция воображения - построение и создание образов - была признана важнейшей человеческой способностью (Р. Ассаджиоли). Ее роль в творческом процессе приравнивалась к роли знания и суждения (С. Ариети; С. Парнс). В работе Х. Вернера была впервые сформулирована идея стадиальности развертывания воображения, связанная с операциональным характером умственного развития. Дж. Юлли и М. Кетчиол утверждали, что качественное своеобразие воображения отражает сложность стадии познавательного развития объекта. Сама необходимость исследования воображения и его вклада в творческий процесс возникла именно тогда, когда в распоряжении исследователей появились данные, раскрывающие значение образов для построения моделей мира (П. Шорт), описывающие такие их качества, как ситуативность (С. Лангер), широту охвата действительности (Х. Груббер).
Монополистами в области изучения воображения и творчества детей дошкольного возраста, отмечает В. Синельников, являются исследователи, работающие (прямо или косвенно) в рамках теории креативного интеллекта. До сих пор распространен взгляд на воображение как на выдумывание того, чего в действительности не бывает, как на пренебрежение реальностью, отлет от нее. И чем дальше этот «отлет», тем более творческим по своей оригинальности считаются образы воображения.
Современная зарубежная психология рассматривает воображение как важную сторону творчества, равно как и всякой творческой деятельности вообще.
При рассмотрении сущности воображения исследователи отмечают, прежде всего, наличие преобразования образов.
«Воображение, - пишет С.Л. Рубинштейн, - связано с нашей способностью и необходимостью творить новое». И далее: «Воображение - это отлет от прошлого опыта, преобразование его. Воображение - это преобразование данного, осуществляемое в образной форме» [21, 4].
Аналогичную мысль высказывает Е.Г. Игнатьев. Он пишет: «Основной признак воображения в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получаются новые представления» [21, 4]. Подобное можно прочитать и в «Философской энциклопедии», где воображение определяется как психическая деятельность, заключающаяся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком в действительности.
Процессы творческого воображения, отмечал Л.С. Выготский, имеют аналитико-синтетический характер. Основная его тенденция-преобразование представлений (образов), обеспечивающее в конечном счёте создание модели ситуации заведомо новой, ранее не возникавшей. Разбирая механизм воображения, необходимо подчеркнуть, что его сущность составляет процесс преобразования представлений, создание новых образов на основе имеющихся. Воображение, фантазия-это отражение реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях.
Учеными подчеркивается и такая характеристика функционирования воображения как схватывание целого раньше частей.
Так, Э.В. Ильенков сущность воображения видит в умении «схватывать» целое раньше части, в умении на основе отдельного намёка, тенденции строить целостный образ. Он подчеркивает, что воображение противостоит произволу, который выражается в наделении предмета любыми свойствами без всякого на то объективного основания [29]. Эту же особенность выделяет В.В. Давыдов [13].
Сущность воображения заключается в способности подмечать и выделять в предметах и явлениях специфические признаки и свойства, и переносить их на другие предметы. Выделяют несколько техник создания образов.
Комбинирование - сочетание отдельных элементов, различных образов, предметов в новые, более или менее необычные комбинации. Комбинирование - творческий синтез, а не просто сумма уже известных элементов, это процесс существенного преобразования элементов, из которых строится новый образ.
Частный случай комбинирования - агглютинацию, выделяет Л.С. Выготский, - способ создания нового образа путем соединения, склеивания совершенно разных объектов или их свойств.
В акцентировании - подчеркиваются те или иные черты (например, образ великана). Этот способ лежит в основе создания карикатур и дружеских шаржей (умный - очень высокий лоб, недостаток ума - низкий).
По данным О.М. Дьяченко, акцентирование проявляется в нескольких специфических действиях [39]:
- утрирование - намеренное подчеркивание особенностей внешнего облика человека;
- преувеличение или преуменьшение (Мальчик-с-пальчик, Дюймовочка);
- типизация - обобщение и эмоциональная насыщенность образа.
О.М. Дьяченко отмечала, что образы воображения опираются на представления памяти. Но эти представления подвергаются глубокому изменению. Представления памяти - это образы предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но когда-то воспринимались. Но мы можем исходя из знаний и опираясь на опыт человечества, создать себе представление о таких вещах, которых никогда раньше сами не воспринимали. Тем не менее, все новое, созданное в воображении, всегда, так или иначе, связано с реально существующим предметом [17].
Воображение тесно связано с мышлением. Как отмечал Д.Н. Узнадзе: «Мышление … лишь определяет, что нужно сделать, но как осуществить, как сделать реальным то, что находится лишь в области воображения, это уже не дело мышления» [53]. И мышление, и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребности личности, основу их составляет опережающее отражение. Но опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредственно познать окружающее [24].
Р.С. Немов подчеркивает то, что воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны [35]. Вообще воображение связано со всеми сторонами психической деятельности человека: восприятием, памятью, чувствами, мышлением [24].
Помимо связи с психическими процессами, воображение тесно связано с реальностью. Если придумать даже что-то совершенно необычайное, то при тщательном рассмотрении выяснится, что все элементы, из которых сложился вымысел, взяты из жизни, почерпнуты из прошлого опыта, являются результатами преднамеренного анализа бесчисленного множества фактов. Недаром Л.С. Выготский говорил: «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение» [7].
Физиологической основой воображения, подчеркивает О.В. Боровик, - является сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга, в процессе которой происходит образование новых систем временных связей на основе ранее сформированных.
Нейрофизиологической основой воображения является образование временных нервных связей в сфере первой и второй сигнальных систем, их диссоциация (распадение на отдельные элементы) и объединение в новые системы под влиянием различных мотиваций. Воображение связано с эмоциями, деятельностью подкорковых образований головного мозга, но исследования последних лет подтверждают, что физиологические механизмы воображения расположены не только в коре, но и в более глубоко залегающих отделах мозга, например, гипоталамо-лимбической системе. Экспериментально выяснено: при повреждении гипоталамо-лимбической системы у человека могут происходить характерные расстройства психики: возникает впечатление, что его поведение не регулируется определённой программой и состоит из серии отдельных, изолированных актов, впрочем, самих по себе достаточно сложных и целостных. Под влиянием воображения у человека возникают соответствующие органические изменения. Так, образно представляя те или иные физические действия, можно вызвать учащение работы сердца, органов дыхания.
В. Синельников полагает, что типы воображения различаются по способам функционирования образов: наиболее простая форма - спонтанное воображение - связана с прямым копированием образов; наиболее сложная - комбинирующее воображение - обусловлена использованием абстрагирования, синтеза и символического замещения [47].
В психологии выделяют следующие виды воображения: непроизвольное или пассивное: сновидения, грезы, галлюцинации (слуховые и зрительные); произвольное или активное воображение: воссоздающее или репродуктивное и творческое. В творческое, в свою очередь, входят мечта и фантазия, образ машины, которая «зашифрована» условными обозначениями.
Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Образы создаются без опоры на готовое описание или условное изображение.
Роль творческого воображения огромна. Создаются новые оригинальные произведения, которых никогда не было. Однако их персонажи (у художников, скульпторов, писателей) настолько жизненны, реальны, что начинаешь относиться к ним, как к живым [42].
Особый вид воображения, как отмечал А.В. Петровский, - мечта. Мечта всегда направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельности конкретного человека, конкретной личности. Мечта позволяет намечать будущее и организовать свое поведение для его осуществления. Представить себе будущее (то есть то, чего нет) человек не мог бы без воображения, без умения строить новый образ. Причем мечтать - это такой процесс воображения, который всегда направлен не просто в будущее, а в желаемое будущее [36].
Страницы: 1, 2, 3, 4