Рефераты. Педагогические условия самореализации учащихся в музыкальной деятельности

узыкальные викторины, составление и разгадывание музыкальных кроссвордов;

метод проектов (с публичным анализом);

исследовательский метод (подбор, поиск и анализ литературных источников для "круглых столов" по заданным проблемам, исследование биографий композиторов);

методы, направленные на развитие музыкально-исполнительского самосознания, навыков исполнительской рефлексии и саморегуляции музыканта-исполнителя, вокалиста в процессе его самостоятельной работы:

метод устного исполнительского самоанализа и самооценки на основе сравнения собственного исполнения с известными образцами (исполнения выдающихся исполнителей), а также в ходе прослушивания и обсуждения аудиозаписи с собственной интерпретацией музыкального произведения;

метод самоконтроля на основе анализа соответствия музыкально-слуховых представлений звуковому результату;

методы саморегуляции психофизиологического состояния в период подготовки к выступлению и в концертной ситуации с помощью позитивного самонастроя, моделирования в условиях концертного исполнения.

Для эффективного формирования у учащихся умений самореализации нами широко использовались такие приемы и средства, как:

создание эстетических ситуаций и "погружение" в атмосферу эстетических ценностей (наполнение окружающей среды предметами-образами, предметами декоративно-прикладного искусства);

применение информационных аудио - и видео-технологий (просмотр видеофильмов, прослушивание музыкальных произведений, Интернет);

освоение, наряду с традиционными музыкальными знаниями, следующего "самообразовательного тезауруса": музыкальный стиль (исторический, национальный); индивидуальный стиль композитора-мастера; взаимосвязь серьезной и легкой музыки; место и значение музыки в театре и кино; музыка и средства массовой информации; лад, размер, фактура как базисные средства музыкального исполнения; литература о музыке, музыкальные справочники и энциклопедии; домашняя фонотека и видеотека и др.

Например, одной из современных технологий, используемой нами на уроках музыки является метод проектов, в основе которого лежит умение учащегося ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания. Проектную деятельность, с нашей точки зрения, можно применять и на уроках усвоения материала, и на уроках по применению знаний, а также на уроках обобщения. В проектных заданиях на уроках музыки в 6-8 классах ученики используют хорошо знакомые им понятия в сочетании с новыми знаниями. Сложности возникают в компьютерном оформлении. На помощь приходят ученики, увлечённые компьютерными технологиями и учителя информатики.

Так, на уроке музыки в 8 классе мы предложили учащимся исследовать проблему "Может ли быть современной классическая музыка?" Ученики, с одной стороны, использовали знания, полученные на уроках четверти, а с другой, применяли интегрированные знания, умения из творческих областей. Проектные задания зачастую заканчивались компьютерными презентациями, которые позволили учащимся более наглядно представить иллюстративный материал к уроку, творческие работы учителя и учащихся, помогли учителю накопить базу данных.

Мы предоставили учащимся следующий алгоритм работы с презентациями:

1. Разбиться на творческие группы по интересам.

2. Выбрать лидера-организатора и распределить обязанности.

3. Получение задания. Поиск и сбор информации.

4. Коллективная работа: сортировка информации.

5. Консультация и редактирование информации с учителем.

6. Защита презентации.

Для учителя алгоритм работы с презентациями представляет собой другую последовательность:

1. Выбор темы по изученному разделу.

2. Постановка целей и задач перед учащимися.

3. Знакомство с источниками информации.

4. Редактирование информации с учащимися, ввод в компьютер.

5. Оценка творческой презентации.

В процессе использования нами информационных коммуникационных технологий на уроке музыки дети постигали и осваивали закономерности музыкального языка, учились осознавать и воспроизводить музыку. Все это расширило кругозор учащихся, раздвинуло горизонты их исполнительской деятельности, дало возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков, развить музыкальные способности детей.

Действительно, данная форма организации обучения позволяет повысить значительно эффективность образования. Она способствует развитию личности, самореализации не только обучающихся, но и педагогов, принимающих участие в разработке творческого проекта. Всё это, в конечном счёте, способствует оптимизации учебного процесса. Целенаправленная работа по выполнению творческих проектов способствует развитию творческой активности детей при соблюдении следующих педагогических условий: сформированность положительной мотивации учащихся на творческую деятельность, характеризующейся стремлением к творческой самореализации; стимулировании учителем самообразовательной активности школьников; включении учащихся в активную творческую деятельность на основе сотворчества с педагогом.

Наша деятельность для активизации результативно-оценочного компонента самореализации включала: предоставление ряду учащихся полномочий руководителя мини-групп, оснащение детей необходимыми методическими материалами для самостоятельной учебной, исследовательской, практической деятельности, разработку комплекса творческих заданий, требующих проявления творческих качеств, оценка результатов музыкально-творческой самореализации воспитанника.

Как показала практика, творчество, самостоятельность, уровень самоорганизации и приобретенных знаний учащихся, их заинтересованность в успехе, ориентация на рефлексию результатов своей музыкальной деятельности и дальнейшее самосовершенствование - все это определило способы и формы деятельности субъектов:

участие в проведении досуговых, познавательных программ;

выступление с творческими отчетами, сообщениями, докладами на занятиях;

участие в фестивалях, смотрах, конкурсах различного уровня.

Наиболее эффективными показали себя следующие методы: проблемный метод, проектный метод, эвристические методы ("мозговой штурм", "мозговая атака" и др.), исследовательский метод (предполагающий использование концепций развивающего обучения), оценка результатов самореализации учащихся и др.

Оценивание педагогом и взаимооценивание учениками способствуют в дальнейшем самооцениванию учащимися, рефлексии. Проблема оценивания учащихся на уроке музыки сейчас приобретает все большую значимость в педагогической науке и практике и до сих пор остается одной из наиболее дискуссионных. Какими баллами оценивать мысли учащихся, мнения, достигнутые ими уровень восприятия музыки, степень овладения музыкальной грамотностью, основами музыкальной культуры? Еще сложнее становится вопрос, когда речь заходит о чувствах детей и подростков, об их эмоциональном отношении к музыке.

Большинство педагогов понимает необходимость и важность оценивания на уроках музыки. Особое значение имеет ориентированность оценивания на овладение способами самореализации.

На уроках музыки (и во внеклассной работе) учитель может применить различные виды оценок (предварительную оптимистическую, оценку - организующее воздействие, корректирующе-оценивающую, дисциплинарную, поддерживающую и т.д.). Большое значение для нас в рамках данной работы имели предметная и персональная, результативная и процессуальная оценки.

Предметной педагогической оценке подлежат содержание, предмет, процесс и результат деятельности, но не сам ребенок. Персональные педагогические оценки относятся к учащемуся (старание, прилежание). В случае предметных оценок внимание субъекта акцентируется на оценивании того, что он делает, а в случае персональных - на оценивании того, как он это делает и какие свойства при этом проявляет [52].

Результативные педагогические оценки относятся к конечному результату деятельности, не принимая в расчет, каким образом это было достигнуто. Процессуальные педагогические оценки, напротив, относятся к процессу деятельности. Здесь обращается внимание на то, как был достигнут полученный итог, что лежало в основе побуждения, направленного на достижение соответствующего результата.

Однако, непосредственно обеспечивает овладение учащимися навыками самооценки, на наш взгляд, содержательная оценка. С точки зрения общей педагогики, содержательное оценивание - это процесс соотнесения хода или результата деятельности с эталоном. Развернутая содержательная оценка включает в себя: стимулирующее отношение педагога к учебному труду школьника; полное, всестороннее описание эталона (самим педагогом или учащимися с помощью педагога) в целях придания ему обоюдности; описание способа соотнесение результата деятельности с эталоном; выявление недочетов в формируемых результатах обучения; определение ближайших задач и построение плана для самосовершенствования.

Можно выделить следующие виды содержательной оценки: внешнюю (оценка школьника педагогом или одноклассниками) и внутреннюю (оценка школьником хода и результата собственной учебно-познавательной деятельности). В качестве эталонов могут выступать планы, понятия, правила, способы деятельности, точки зрения и т.д. Содержательная оценка учителя на уроках музыки должна включать различные виды эталонов, связанные с целями и задачами обучения музыке. По мнению Л.В. Горюновой, такими ведущими задачами являются формирование интереса к жизни через увлеченность музыкой, творческого художественно-образовательного мышления и вкуса [4].

Более интересным, на наш взгляд, является различение эталонов в соответствии со структурными компонентами музыкальной культуры, выделенными сотрудниками лаборатории музыкального искусства художественного образования РАО под руководством Л.В. Школяр:

музыкальный опыт школьников (критерии - уровень общей осведомленности о музыке; наличие интереса, определенных пристрастий и предпочтений; мотивация обращения ребенка к той или иной музыке - что ребенок ищет в ней, чего ждет от нее);

музыкальная грамотность (критерии - степень внутренней открытости школьников для постижения незнакомой музыки; наличие у ребенка способности "открывать себя" через музыку; степень сопричастности ребенка к содержанию музыки, к стоящем за этим содержанием жизненным явлениям, породившим, на его взгляд, именно такое музыкально-смысловое содержание; степень ориентированности детей в музыкально-драматических процессах, в выразительных средствах, понимание их организаций в конкретном произведении в опоре на закономерности музыкального искусства);

музыкально-творческое развитие (критерии - какую роль выбрал ребенок в конкретной ситуации; как он действует сообразно выбранной роли: сам придумывает содержание и развитие образа, старательно ищет его характерные особенности, тщательно отбирая формы воплощения, экспериментирует с музыкальным материалом и пр.; насколько он оригинален и выразителен в своем смысле и формах его воплощения; насколько у него выражена потребность проявить свое понимание музыкально-художественной задачи в различных видах деятельности; самостоятельность творческого поиска) [40, с.97-99].

Содержательное оценивание педагога и одноклассников обеспечивает в совокупности с самооцениванием, самоанализом ученика успешное осуществление процесса самореализации, развивает его самокритичность, восприимчивость к другому мнению, способность к рефлексии. Все это позволяет субъектам самосовершенствоваться при помощи музыки.

Самое сложное для детей - это оценить свою работу, обнаружить ошибки и исправить их, таким образом, развивается самостоятельная оценочная активность. Способы самооценивания и рефлексии на уроках музыки могут реализовываться как в аспекте коллективной мыследеятельности, так и в ходе самонаблюдения, самоанализа, самокритики и т.д. (одной личности).

С нашей точки зрения, самооценка ученика должна предшествовать оценке педагога. Например:

Педагог: Саша, тебе понравилось твое исполнение? Все получилось, как ты хотел? Тебе хочется что-то изменить?

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.