После ознакомления с документами педагогам предложили анкету, цель которой выявить, насколько глубоко они понимают содержание Конвенции, «Семейного кодекса», «Конституции РФ», «Гражданского кодекса», Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Закона «Об образовании», других законодательных документов и определить дальнейшее направление работы. На вопрос, необходимо ли знать содержание правовых документов: 75% педагогов ответили однозначно: «Обязательно!», но 25% -- не определились. Порадовало и то, что у 80% ответ на вопрос, зачем нужны знания, носил конструктивный характер (для реализации их в работе с детьми и родителями); остальные же ответили общими фразами (чтобы будущее поколение было лучше предыдущего), хотя это тоже положительная позиция. Воспитателям предложили самим определить: коллективные или индивидуальные формы работы для них предпочтительнее. Они отметили, что те и другие.
Трое педагогов сами наметили интересные направления в работе с детьми для реализации гуманных принципов правовых документов: Шумицкая Н.В. -- «Формирование правового сознания у старших дошкольников через систему краеведческой работы»; Ананьева Л.Г. -- «Система работы по реализации прав ребенка в свете Конвенции средствами литературного образования»; Воробьева Н.И. - «Формирование правосознания у старших дошкольников средствами художественной литературы».
Работу с педагогами над осмыслением статей «Конвенции о правах ребенка», «Семейного кодекса», «Конституции РФ», «Гражданского кодекса», Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Закона «Об образовании» и других законодательных документов осуществляли различными способами и формами: семинар-практикум, консультативные встречи, на которые приглашали специалистов по социальным проблемам: юристов, психологов, причем использовали разные активные формы (психотренинги, мозговая атака, деловая игра, конкурсы т.д.).
Начиная работу с семьей по изучению «Конвенции о правах ребенка», «Семейного кодекса», «Конституции РФ», «Гражданского кодекса», Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Закона «Об образовании» и других законодательных документов о правах ребенка, мы провели диагностику с целью выявления информированности наших родителей о данных правовых документах. Было опрошено 65 родителей из трех возрастных групп, задействованных в эксперименте. Выявлено: 73% родителей не знают о существовании правовых документов по правам ребенка, 14% родителей слышали, но в его содержание не вникали, 10% знают о существовании документа и его содержании, но поверхностно. И лишь 3% родителей хорошо знакомы с данными документами в силу своей профессии.
Исходя из первоначального исследования и из того, что родители являются гарантом соблюдения прав ребенка, мы наметили следующую задачу: разъяснение Конвенции о правах ребенка, некоторых статей Конституции, Семейного, Гражданского кодекса как правовых документов социально- нравственного и педагогического значения. На данном этапе работы использовали следующие формы мониторинга:
социально-демографическая карта семьи;
опросник Басса-Дарки (анкета №1 и №2 по методам воздействия на ребенка;
анкета-тест «Хорошие ли Вы родители?»
Опрошено 58 родителей. Выявлены следующие проблемы:
1. Неумение родителей контролировать свои эмоции в общении с ребенком - 88%,
2. Ориентировка в воспитании ребенка только на свой опыт и интуицию без учета советов и рекомендаций -- 56%,
3. Авторитарность в воспитании -- 58%,
4. Гиперопека как следствие тревожности родителей -- 86%.
Параллельно с анкетированием среди родителей проводилась работа с детьми:
по изучению эмоционального самочувствия ребенка в семье через беседы с ребенком (проводил психолог детского сада №10 г. Красноуфимск),
по определению доминирующего стиля воспитания в семье (игра «Почта»),
¦ по выявлению социальных и эмоциональных проблем (по методике Скотта «Карта наблюдения Скотта», адаптированная к дошкольникам). Здесь преследовалась цель привлечь внимание педагога к проблемам ребенка, т.к. проводил наблюдения педагог, обработка результатов проходила совместно с психологом. Таким образом, вся предварительная работа (анкетирование родителей, обработка и анализ полученных данных) подвела нас к следующему этапу -- разработке системы мероприятий практической деятельности в 3-х направлениях: с кадрами, родителями и детьми.
Основная задача данного этапа работы с родителями - информирование о правах ребенка и просвещение, правовые документы по правам ребенка выступают здесь не только в качестве документа защиты детей, но и в виде «живого» материала в работе с родителями в процессе применения в повседневной жизни.
Опыт работы с родителями, а также социально-экономические трудности семьи поставили нас в сложную ситуацию: в какой форме подать родителям правовые документы о правах ребенка, как заинтересовать, вызвать желание изучать этот документ.
В детском саду был создан координационный совет, в состав которого вошли родители из каждой возрастной группы (подбирались наиболее заинтересованные, а также специалисты, имеющие юридическое образование), привлекли членов Попечительского Совета детского сада. Из педагогического коллектива в совет вошли воспитатели, интересующиеся данной проблемой, которые образовали свою творческую группу, а также специалисты детского сада: психолог, руководители театральной и изостудии, музыкальный руководитель.
Решили провести ярмарку идей «Как сделать родителей соучастниками и партнерами детей». В первую очередь, намечая какие-то мероприятия, шли от интересов родителей. Предложили родителям ответить на вопрос: «Через какие формы работы Вам хотелось бы получить информацию о правовых документах по правам ребенка. Выяснили, что родители прежде всего хотели бы получить теоретические знания об этих правовых документах с привлечением специалистов, затем родителей заинтересовали такие формы работы, где бы непосредственными и активными участниками были они сами и их дети. Поэтому в план работы включены такие мероприятия, как диспут, круглый стол, устный журнал, конференция...
Выстраивая план практической работы с родителями, мы исходили из принципа постепенного включения родителей. Так, в процессе теоретического изучения правых документов, были приглашены родители, юристы по образованию, которые профессионально разъясняли статьи. Кроме того, широко использовалась стенная печать, папки-передвижки, наглядная агитация, листовки. Информацию о правах ребенка отразили и в родительском договоре, который заключается с каждым родителем при поступлении ребенка в детский сад (приложение №2.).
По мере освоения родителями «Конвенции о правах ребенка», «Семейного кодекса», «Конституции РФ», «Гражданского кодекса», Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Закона «Об образовании» и других законодательных документов о правах ребенка они принимают непосредственное участие в ее обсуждении. Так, например, в диспуте «Защитим наших детей от...» родители высказывали свое личное мнение и отношение этих документов. Отрадно было слышать, что многие родители правильно оценивали свою роль и значение в воспитании ребенка, не перекладывая его целиком на детский сад, воспитателей, государство.
Устный журнал, посвященный воспитанию здорового образа жизни, с участием специалистов, а также детей в литературно -- музыкальных композициях повысили активность и интерес наших родителей к этой проблеме, о чем свидетельствуют записи в журнале отзывов и предложений. Это позволило скорректировать работу с родителями: в частности, по их желанию планируется проведение дней «открытых дверей» по формированию здорового образа жизни, распространение опыта семейного воспитания.
В плане работы совместная деятельность детей и родителей:
а) оформление выставок:
детского рисунка на темы: «Вот как я играю дома», «Моя семья»;
плакатов под девизом: «Защитим наших детей от...», оформленных родителями и детьми;
б) совместные праздники: «Мы мужчины», «Мамин день»;
в) круглый стол: «Обсуждаем проблему образования»;
г) выпуски стенгазет, рукописного журнала.
Подводя первоначальные итоги работы, отмечу, что наиболее эффективными оказались тесты, опросники, беседы с детьми и родителями, диспут, а также оформление альбома «Кто я», т.е. такие формы работы, где родители и дети активные участники и где ребенок выступает как полноправная, полноценная личность.
Это в корне меняет отношение родителей к своему ребенку. Взаимоотношения между ними постепенно переходят от авторитарного стиля к демократическому, т.е. к личностно-ориентированному взаимодействию взрослого и ребенка, к чему педагоги и стремятся подвести всех своих родителей.
Я сделала для себя и такой вывод: нужно как можно шире привлекать родителей-специалистов в определенной области на такие мероприятия, ибо воспитатель не всегда может дать исчерпывающую, квалифицированную консультацию. Такая форма работы, во-первых, повышает авторитет родителя и среди других родителей, и в глазах самого ребенка, а также работников дошкольного учреждения.
Большая роль в работе с родителями, особенно на первом этапе, отводилась психологу. Поскольку не все родители честно и откровенно ответили на вопросы анкет, а наблюдения за детьми позволяли сделать иные выводы о семье (в детском саду № 10 г.Красноуфимска выявлено 13% детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы), перед нами встала задача, во-первых, выявить эти семьи, во-вторых, (самое проблемное и сложное) убедить родителей в необходимости общения с психологом. Сами они считали, что являются вполне благополучной семьей и в помощи специалиста не нуждаются. Поэтому наряду с фронтальными формами работы, мы проводим по плану психолога и воспитателя индивидуальные, групповые консультации, беседы и тренинги с родителями.
В нашем городе в детском саду N 10 накапливается положительный опыт по защите прав и достоинств ребенка.
Работа с детьми началась со знакомства с Конвенцией. Педагоги выделили для себя ряд проблем:
какие именно статьи, какие права могут и должны быть реализованы в дошкольном учреждении;
как понятнее и доступнее донести до детей содержание этих статей, смысл каждого права;
через какие формы работы с детьми (уже знакомые и нетрадиционные) целесообразнее проводить данную деятельность;
какую модель реализации статей Конвенции выбрать на практике.
Прежде, чем приступить к конкретной деятельности с детьми, была проведена предварительная работа с педагогами:
самостоятельно изучили материалы Конвенции;
из общего количества статей определили тот круг, который, с нашей точки зрения, был бы понятен и доступен детям (ст. 2-- 21, 23-25, 28, 29, 31, 32, 37, 38, 39, 42, 44);
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12