Рефераты. Педагогическое и правовое обеспечение эмоционального благополучия детей дошкольного возраста

p align="left">В познавательных праздниках «Дары леса», «Встреча со стариком Годовиком» нашли отражение (ст. 29) о воспитании уважения к окружающей природе.

В музыкальной гостиной проходят комплексные (музыкальные) беседы. Из них дети узнают о композиторах (Моцарт, Гайдн, Григ, Чайковский, Римский-Корсаков, Мусоргский), об их детстве, творчестве, увлечениях.

Тем самым мы отражаем материал статей 17 и 29 (о доступе детей к международным и национальным источникам духовной культуры).

Право детей на отдых, досуг и развлечения педагоги стараются реализовать вне дошкольного учреждения. Организуем посещения Кукольного театра, цирка, Театра юного зрителя, краеведческого музея, картинной галереи, выставочного зала. Эти мероприятия традиционны для нашего ДОУ № 10 г. Красноуфимска.

Работа педагогов нацелена на развитие личности каждого ребенка, реализуя тем самым: ст. 18 -- развитие индивидуальности каждого ребенка, ст. 13 -- умение выразить свое мнение, ст. 12 -- умение отстоять собственные взгляды, ст. 31 -- право иметь собственные интересы, ст. 14 -- право свободно мыслить, ст. 5 -- проявлять развивающие способности.

В раскрытии личности ребенка велика роль всех видов деятельности. В процессе учебной деятельности дети обучаются умению анализировать и выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения. Особенно ярко самовыражение проявляется в детском творчестве. Например, в театрализованной деятельности дети имеют возможность перевоплотиться в любой возраст, придуманный ребенком с именем, эмоциями, действиями.

Показательна и художественно-продуктивная деятельность в сочетании с развитием речи.

Синтез всех этих видов деятельности находит отражение в такой форме работы, как создание индивидуальных альбомов «Кто я?» (старшая и подготовительная группы), «Моя семья» (средняя группа).

В эти альбомы помещаются детские рисунки, в них ведется анкетирование, запись детских рассказов и мыслей, заносятся добрые дела и поступки.

Развитию детских интересов способствует работа с индивидуальными «сокровищницами-копилками». Наибольший интерес к ним проявляется у детей старшего возраста, так как они начинают вести целенаправленный сбор интересующих их предметов. Это игрушки из киндер-сюрпризов, вкладыши, наклейки, фантики, заколки, открытки. У некоторых детей сокровищницы-копилки становятся коллекциями (наклейки только с машинами разных марок, киндер-сюрпризы только с двигающимися частями и т.п.). Зная интересы друг друга, дети меняются или дополняют коллекции друзей.

Для развития индивидуальных способностей детей организуется и кружковая работа. Дети занимаются в кружке бумажной пластики, музыкальном театре, в оркестре и т.п.

Отмечу, что в ДОУ № 10 города Красноуфимска накоплен опыт изучения правовых документов о правах ребенка в педагогических коллективах (содержание, формы и методы работы), который представляет практический интерес.

Уверена, что работа педагогов ДОУ № 10 города Красноуфимска по реализации мероприятий, направленных на защиту прав и достоинства детей, координацию усилий семьи и детского сада будет способствовать:

выполнению Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ, Семейного и Гражданского кодекса, Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Закона об образовании;

обеспечению прав детей в ДОУ: на охрану здоровья; на образование; на участие в играх; на сохранение своей индивидуальности; на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного и грубого обращения,

объединению усилий детского сада и семьи по выполнению прав детей,

разработке методических рекомендаций для ДОУ по разъяснению прав и обязанностей родителей на этапе вхождения ребенка в систему образования.

усилению роли психологической службы ДОУ в реализации права ребенка на защиту от всех форм жестокого обращения.

Но нужно признать, что анализ деятельности педагогов в ДОУ №10 г. Красноуфимска все же показывает моменты нарушения прав ребенка, т.к. предъявление чрезмерных требований, не соответствующих возрасту и возможностям ребенка, необоснованная критика и т.п. являются формой нарушения прав.

Подводя итоги работы, можно отметить, что работа по защите прав и достоинств ребенка в дошкольном учреждении № 10 г.Красноуфимска значима и необходима. Наблюдения показывают, что дети стали внимательнее относиться друг к другу, проявлять заботу о тех, кто рядом, оказывать помощь, поддержку. Чувство правосознания, значимости своего «Я» начинает проявляться на словесном уровне через высказывания и замечания друг другу («я имею право», «ты не имеешь права этого делать»), в умении анализировать, отмечать нарушения в правах на примере литературных произведений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Все лучшее - детям!" - пока этот лозунг-стереотип остается только лозунгом. Исходным пунктом оценки этого предоставления является экономический критерий, выражающий готовность общества осуществлять материальные вклады в детство. Сказать, что в этой сфере действует "остаточный принцип", - это сказать не всю правду. Дети получают "остатки от остатков". Последствия экономии на детстве (в таких сферах, как обеспечение материнства, профессиональная подготовка и переподготовка педагогов, пособия и технические средства обучения, строительство, пропаганда педагогических и медицинских знаний и т. п.) непосредственно отражаются на состоянии физического и психического благополучия ребенка, на возможности обеспечить преемственность между различными периодами его жизни.

Педагоги обязаны обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребенка, сохранить и укрепить его психофизическое здоровье, способствовать становлению образа «Я»; формировать базовые качества личности, обеспечивающие успешную социализацию ребенка; развивать индивидуальность ребенка через освоение общественных норм и правил поведения в данном возрасте; формировать представления о таких универсальных ценностях, как жизнь, здоровье, счастье, природа, красота, общение, познание, человек, гуманизм, добро, труд, милосердие, любовь, свобода, личность, мир, справедливость; воспитывать «участное», деятельностное отношение к миру, понимание представление своей роли в ближайшем социокультурном пространстве.

Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога, что особенно необходимо при обеспечении эмоционального комфорта детей. Поэтому родительская установка по отношению к ребенку должна быть адекватной, динамичной и прогностичной.

Педагогические способности (талант, признание, задатки) - важная предпосылка успешного овладения педагогической профессией, но отнюдь не решающее профессиональное качество. Важными профессиональными качествами педагога-воспитателя мы должны признать трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т. д.

Образовательный процесс в период дошкольного детства строится на основании уважения детской индивидуальности, учета готовности к освоению предъявляемых требований и исключение принуждения и насилия, с опорой на достижения предыдущего этапа развития.

Правительство Российской Федерации планирует разработать нормативно-правовую базу для развития новых типов дошкольных общеобразовательных учреждений, а также учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей. В рамках подпрограммы «Педагогические кадры России» Федеральной программы развития образования предусматриваются меры по преодолению негативных тенденций в кадровом обеспечении образования, повышению социального статуса и профессионализма педагогических работников.

Детский сад может и должен стать центром перестройки всей педагогической практики в стране по созданию эмоционального благополучия детей. Но реализации прав ребенка невозможно добиться только путем принятия правозащитных законов и создания механизмов обеспечения их выполнения. Не менее важным является осознание всем нашим обществом, взрослыми и детьми, каждым человеком необходимости решительного устранения из нашего сознания, нашей психологии непризнания ребенка самоценной личностью, имеющей свои права и обязанности. Особая роль в этом отводится образованию, в том числе и дошкольным учреждениям, ибо, несмотря на социально-экономические трудности, эту проблему в нашей стране надо решать, не оставаться равнодушными к будущему России, которое воспитывается сегодня. Права и обязанности изначально входят в социальное пространство личности, являясь мощным фактором ее развития. Однако такое значение права и обязанности приобретают не сразу.

Поэтому ДОУ должно строить свою работу таким образом, чтобы идеи и принципы правовых документов по правам ребенка усваивались не только в их правовом содержании, но и становились нравственной основой непосредственного общения с другими людьми, регулятором жизнедеятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М. Гуревич: Изд. 3-е, переработанное. - СПб.: Детство-Пресс, 2000.

Галанов А.С. Игры, которые лечат - М.: «ТЦ Сфера», 2006.

Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2006.

Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие / Т.И. Бабаева и др. Сост. и ред. Т.И. Бабаевой, М.В. Крулехт, З.А. Михайловой - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

Мухина В.С. Возрастная психология.

Предметно-пространственная развивающая среда в дошкольном учреждении. Принципы построения, советы, рекомендации. /Сост. Н.В.Нищева - СПб.; «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006-09-20

Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Гумунитарн. изд., центр ВЛАДОС, 2004.

Павлова Л.Н., Волосова Е.Б. Раннее детство: Познавательное развитие. Методическое пособие. - М.: Мозаика - Синтез, 2004.

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2003.

2. Алябьева Е.А.. Психогимнастика в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2003.

3. Алямовская В.Г. , Петрова С.Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. Изд. Скрипторий 2000, 2002

4. Башлай Е.Ю. Организация предметно-развивающей среды в группе раннего возраста // Самые маленькие в детском саду: Из опыта работы московских педагогов /Авт.-сост. В. Сотникова. М.: Линка-Пресс, 2005.

5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-пресс, 1996.

6. Голубева Л.Г.. Лещенко М.В. Развитие и воспитание детей раннего возраста. М., 2002.

7. Гоношенко Н.И. Исследование особенностей эмоционального отношения ребенка к себе и окружающим // Психолог в детском саду. 2005. № 4.

8. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. - СПб., 2002.

9. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: методическое пособие / Е.О. Смирнова и др. СПб.: Детство-Пресс, 2005.

10. Дошкольное образование. Словарь терминов. М.: Айрис-пресс, 2005.

11. Запорожец А.В. Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка / Запорожец А.В. Избр. психол. труды: В 2-х т. Т.1. Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 2006. 210

12. Зубкова Л.Н., Харитонова Н.А. Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста // Самые маленькие в детском саду: Из опыта работы московских педагогов /Авт.-сост. В. Сотникова. М.: Линка-Пресс 2005.

13. Из детства в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от года до четырех лет/ Под ред. Т.Н. Дороновой. М.: 2005.

14. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 1999.

15. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста. Пермь, 2002.

16. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). СПб.: Речь, 2005

17. Петровский В.А. Построение развивающей среды. М. 1995.

18. Печора К.Л. Дети раннего возраста в ДОУ. М., 2002.

19. Печора Л.К., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. М.: ВЛАДОС, 2003.

20. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. СПБ.: Питер, 2004.

21. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. Л.А. Парамоновой. М.: Карапуз-Дидактика, 2004.

22. Рожков О.П., Дворова И.П. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни: Методические рекомендации. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «Модэк», 2004.

23. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностика базовой аффективной регуляции // Школьный психолог. 2005. №1.

24. Сотникова В. Самые маленькие в детском саду (из опыта работы московских педагогов) М. 2005

25. Сотникова В.М., Ильина Т.Е. Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста ДОУ. М., 2005.

26. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М.,1995.

27. Чистякова М.И. Психогимнастика. М.,1990.

28. Шапиро Я., Чистович И. Руководство по оценке уровня развития детей от 1 года 2 месяцев до 3 лет 6 месяцев по русифицированной шкале RCDI - 2000. СПб, 2000.

29. Эмоции и чувства ребенка / Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. СПБ.: Питер, 2004.

30. Энциклопедия воспитания и развития дошкольников /Под ред. Л.Ю. Субботиной. М. 2001.

Приложение №1. Таблица №1.

Эмоционально-развивающая среда группы дошкольного возраста в ДОУ.

Психолого-педагогическая задача

Зоны эмоционально-развивающей среды группы ДОУ

обеспечение эмоциональной релаксации

снятие эмоционального напряжения

зона двигательной активности,

центр «Песок-вода»,

уголок ИЗО - деятельности

побуждение к эмоциональному отклику на игровое занятие и желанию участвовать в совместной игре

Игровые двигательные модули,

игровая «жилая комната»,

центр развивающих игр

формирование эмоционально-положительного отношения у ребенка к окружающим людям, предметам, обстановке

Элементы некоторых видов театра, зона «ряженья»

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.