Рефераты. Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи

p align="left">Формирование -- процесс становле-ния человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов -- экологических, социальных, эко-номических, идеологических, психологических и т. д. Воспита-ние -- один из важнейших, но не единственный фактор фор-мирования личности. Формирование подразумевает некую за-конченность человеческой личности, достижение уровня зре-лости, устойчивости.

Понятие «формирование» считается еще не установив-шейся педагогической категорией, несмотря на очень широкое его применение. Его смысл то чрезмерно сужается, то расши-ряется до безграничных пределов. В педагогической литературе прежних лет понятие «формирование» нередко употреблялось для обозначения неуправляемых, случайных воздействий на личность.

Неопределенны границы применения в педагогике еще од-ного общенаучного понятия -- развитие. Синтезируя наиболее устоявшиеся определения, приходим к выводу, что развитие -- это процесс и результат количественных и качественных изме-нений в организме человека. Оно связано с постоянными, не-прекращающимися изменениями, переходами из одного состо-яния в другое, восхождением от простого к сложному, от низ-шего к высшему. В человеческом развитии проявляется дейст-вие универсального философского закона взаимоперехода ко-личественных изменений в качественные и наоборот. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник. - М.: ВЛАДОС, 1999, Кн. 1, С. 24-29

2. Понятия воспитательное пространство и воспитательная система

Социальное пространство воспитательного процесса. Любое явление жизни разворачивается в пространстве, и для каждого свершения существует свое соответствую-щее пространство.

Воспитательный процесс как социально-психоло-гический феномен конструируется, располагается и разви-вается во вполне определенном социуме, имеющем свои пространственные рамки.

В свою очередь, социум размещается в географическом пространстве, которое обладает большим влиянием на физи-ческое, психическое самочувствие людей, а это значит, говоря о социальном пространстве, нельзя забывать и о про-странстве вообще как некоторой протяженности предметов.

Практика школьного воспитания свободно использует специфические характеристики природного пространства: у детей, живущих около моря, школьная жизнь связана с морским бытием -- дети событуют с морем; школьники, родившиеся в степи, имеют несколько отличное содержа-ние жизни: они живут в степи, взаимодействуют со сте-пью, осваивают, усваивают и присваивают степь как жиз-ненно значимое; городские дети, подрастающие в камен-ных мешках современной архитектуры, воспринимают мир через призму урбанизации и имеют отличное от ре-бенка, живущего на лоне природы, самочувствие.

Социальное пространство -- это протяженность соци-альных отношений, ежедневно разворачивающихся перед ребенком либо в образе слов, действий, поступков людей, либо в определенном образе вещей, интерьера, архитек-турного ансамбля, транспорта, аппаратов и прочего.

Многоцветность социальных отношений содержит в себе опыт исторический, зафиксированный в традициях, материальных ценностях, искусстве, морали, науке; вклю-чает в себя достижения общечеловеческой культуры, от-раженной в формах поведения, одеждах, достижениях ци-вилизации, произведениях индивидуального творчества, стиле жизни; хранит в себе реальный разворот склады-вающихся в настоящем новых отношении. И весь этот пе-релив социальных отношений данного -- важного для растущей и входящей в мир личности момента создает со-циальную ситуацию развития ребенка. Для каждого ребен-ка она, эта ситуация развития, имеет свой индивидуаль-ный вариант, содержа в себе в своем особом сочетании общечеловеческий, культурологический, исторический, национальный, семейный, групповой элементы, и разво-рачивается перед ребенком как микросреда, а для самого ребенка как единственно возможная и единственно су-ществующая среда, как характеристика жизни, в которую он входит. Педагогика. Учебное пособие. / Под ред. Пидкасистого П.И. - М.: Педагогическое общество России, 2002, С. 440-441

Воспитательная система. Многие ученые, как у нас, так и за рубежом, пришли к выводу, что воспитание -- особая сфера и не может рассматриваться в качестве дополнения к обу-чению и образованию. Представление воспитания как части струк-туры образования принижает его роль и не соответствует реалиям социальной практики духовной жизни. Задачи обучения и образо-вания не могут быть эффективно решены без выхода педагога в сферу воспитания. В этой связи современная школа рассматрива-ется как сложная система, в которой воспитание и обучение вы-ступают в качестве важнейших составляющих элементов ее педа-гогической системы.

Педагогическая система школы -- целенаправленная, самоор-ганизующаяся система, в которой основной целью выступает вклю-чение подрастающих поколений в жизнь общества, их развитие как творческих, активных личностей, осваивающих культуру об-щества. Эта цель реализуется на всех этапах функционирования педагогической системы школы, в ее дидактической и воспита-тельной подсистемах, а также в сфере профессионального и сво-бодного общения всех участников образовательного процесса.

Теоретическая концепция реализуется в трех взаимосвязанных, взаимопроникающих, взаимозависимых подсистемах: воспитатель-ной, дидактической и общения, которые, развиваясь, оказывают в свою очередь влияние на теоретическую концепцию. Педагогическое общение как способ взаимодействия педагогов и воспитанников выступает связующим компонентом педагогической си-стемы школы. Такая роль общения в структуре педагогической системы обусловлена тем, что ее эффективность зависит от отношений, которые складываются между взрослыми и детьми (отношения сотрудничества и гуманизма, общей заботы и доверии, внимания к каждому) в ходе совместной деятельности.

Воспитательная система -- это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический кли-мат (Л.И.Новикова). Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие. - М.: «Академия», 2002, С. 365-366

3. Образование России и тенденции мирового развития

Под системой общего образования понимается сово-купность учреждений дошкольного воспитания, общеобра-зовательных школ, школ-интернатов, детских домов, уч-реждений по воспитательной работе с детьми, а также все учреждения высшей школы и среднего профессионального образования.

Принципы построения системы образования в России следующие:

1. Связь образования с конкретными условиями и це-лями государственной политики в условиях перехода к рыночным отношениям. Используя традиционные общие требования, предъявляемые к школе, дополнительно вно-сятся коррективы в содержание образования, организаци-онно-управленческую структуру всей системы образова-ния, условия ее финансирования, права и гарантии граж-дан на получение образования.

2. Сохранение основных положений, сложившихся в Российской школе, а именно: приоритетность образова-тельной сферы, светский характер образования, совмест-ное обучение и воспитание лиц обоего пола, сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм образо-вательного процесса.

3. Профессиональное самоопределение молодежи с учетом социальных потребностей, региональных, нацио-нальных и общекультурных традиций народов России, а также способностей, национальных и индивидуальных особенностей молодых людей.

4. Многотипность образовательных учреждений, мно-гообразность форм получения образования в государственных и негосударственных образовательных учрежде-ниях с отрывом и без отрыва от производства.

5. Демократический характер системы образования, выбор обучающимися типа образовательного учреждения и образовательной программы в соответствии с их познава-тельными потребностями и социальными интересами. Педагогика. Учебное пособие. / Под ред. Пидкасистого П.И. - М.: Педагогическое общество России, 2002, С.513-516

Тенденции мирового развития образования. Эти особенности и тенденции носят очень разветвленный и разнообразный характер, но так или иначе они отражаются на развитии системы образования в большинстве стран мира. Наиболее существенными из них яв-ляются следующие:

а) Все большая заинтересованность общества в приобще-нии населения к более высокому уровню образования как пред-посылки социального и морального прогресса.

б) Расширение сети государственных средних общеобразо-вательных и профессиональных школ, а также высших учеб-ных заведений, которые обеспечивают бесплатное образова-ние. В США, например, 90% школ являются государственны-ми. Это открывает возможность получить необходимое образование всем желающим гражданам, независимо от их имущест-венного положения.

в) Продолжает сохраняться тенденция платности обра-зования в частных средних общеобразовательных и профес-сиональных школах, а также в отдельных высших учебных заведениях. В США плата за обучение в частной школе состав-ляет от 7 до 10 тыс. долларов в год, плата за воспитание в детском саду от 40 до 500 долл. в месяц. В элитных универ-ситетах она достигает 17--20 тыс. долл. в год, что заставляет многих студентов зарабатывать средства на свое содержание и работать.

г) Возрастает финансирование системы образования за счет средств государственного бюджета. В США, например, на нужды образования, выделяют из федерального бюджета 12% средств. В других странах этот процент значительно мень-ше, что, безусловно, не может не отражаться на школьном об-разовании и сдерживает рост качества учебно-воспитательной работы.

д) Привлечение на нужды образования и школы средств из различных источников. В США 10% средств, выделяемых на развитие среднего образования, составляют расходы федерального правительства, 50% -- правительства штата и 40% поступает от налогов на частную собственность.

е) Расширение принципа муниципального руководства шко-лой. Федеральное правительство США обеспечивает равные возможности всем школам, оказывая финансовую и техничес-кую помощь, но не направляет и не контролирует их деятель-ность.

ж) Расширение разнотипных школ и их структурное раз-нообразие. Эта тенденция основана на том, что учащиеся имеют различные склонности и способности, которые на более позд-них ступенях обучения в школе определяются довольно четко. Естественно, всех одинаково по одним и тем же программам было бы нецелесообразно. Здесь имеют значение особенности региона, в котором находится школа, а также потребности местного производства. Вот почему в большинстве стран мира существует разветвленная сеть школ различных типов со свое-образной внутренней структурой.

з) Разделение изучаемых предметов на обязательные и предметы, изучаемые по выбору самих учащихся. Во многих школах США в IX--XII классах в качестве обязательных явля-ются два предмета -- английский язык и физическое воспита-ние. Так, в школе «Ньютон Норе» на выбор учащихся предла-гается около 90 предметов.

и) Сочетание школьных занятий с самостоятельной рабо той учащихся в библиотеках, учебных кабинетах. В вышена-званной школе «Ньютон Норе» учебные занятия в неделю со-ставляют 22 часа (по субботам занятия в школе не проводятся). Это позволяет учащимся на протяжении 1--2 часов ежедневно работать в библиотеке, самостоятельно приобретать или углуб-лять свои знания.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.