Рефераты. Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи

p align="left">Демократизация общества детерминирует демократи-зацию школы. Демократизация школы -- это цель, сред-ство и гарантия необратимости обновления, преобразова-ния школы, которая должна затронуть все стороны школьной жизни. Демократизация -- это поворот к чело-веку, имя которому школьник. Демократизация -- это преодоление формализма, бюрократизма в педагогическом процессе.

Это гуманистическая идея кооперированной деятель-ности детей и взрослых на основе взаимопонимания, про-никновения в духовный мир друг друга, коллективного анализа хода и результатов этой деятельности, в своей су-ти направленной на развитие личности.

Гуманизация демократической системы означает, что целью учебно-воспитательного процесса становится все более полное удовлетворение познавательных и ду-ховных потребностей учащихся, что гуманизируются ха-рактер и содержание учебного труда школьников, -- расширяются возможности участия всех школьников совместно с учителями в управлении всеми делами школы. Благодаря этому вся жизнедеятельность шко-лы, все содержание деятельности учителей и учащихся ставится на службу ученику. Создаются все более бла-гоприятные условия для гармонического развития лич-ности. Ученик выступает как субъект различных, внут-ренне взаимосвязанных, видов деятельности и, прежде всего учебной, игровой, общественно полезной, трудо-вой. Практика работы учителей-новаторов и результаты научных поисков ученых-дидактов показывают, что это способствует развитию у школьников желания и уме-ния учиться, формированию у них способностей и от-ветственности в овладении знаниями, выполнении об-щественно значимых поручений в школе и вне ее. В школьном коллективе укрепляются доверительные от-ношения между учителями и учащимися. Повышается требовательность каждого к своим обязанностям, не-терпимость к недостаткам: у учителей -- это порождает радость и гордость результатами своего труда, стремле-ние сделать его еще более плодотворным; у учащихся -- укрепляет чувство самостоятельности, уверенности в своих возможностях для решения проблем, высту-пающих в процессе обучения в любой учебной и жиз-ненной ситуации. И это благодаря тому, что в качестве приоритетов в нынешней школе выступают не про-граммы, не учебные предметы, которые надо пройти, не правила, формулы, даты, события, которые надо запом-нить, а ребенок, ученик, его интеллектуальное, духов-ное и физическое развитие. Эти приоритеты и должны конкретно проявляться в интересе учащихся к знаниям, в их социальной активности, в диагностике их способ-ностей, в создании условий для свободного выбора профессии, в защите прав ребенка. В этом и суть личностно-ориентированного обучения.

Школа держится на совместной взаимосвязанной деятельности учащихся и учителя, ориентированной на достижение определенных целей. При этом главное ли-цо преобразования школьной жизни -- учитель, но не в гегелевском понимании его предназначения, а учитель творческий, стоящий на позиции гуманистической пе-дагогики.

Школа -- это исток общественного развития, учреж-дение воспитания и развития, а не система, где обуча-ются и овладевают знаниями. Учитель должен не столь-ко передавать информацию или консультировать уча-щихся согласно спонтанно возникающим у них интере-сам к чему-то, сколько организовать процесс обучения. Не секрет, что одни уроки проходят при полной актив-ности учеников, которые помогают учителю своими ответами, на других же уроках те же самые ученики охвачены оцепенением, страхом, там порой царят нега-тивные реакции на поведение учителя. На таких уроках не до знаний. Стиль деятельности учителя, его харак-тер общения с учениками совершенно меняет деятель-ность школьников.

В педагогическом руководстве выделяют два поляр-ных, диаметрально противоположных стиля работы учи-телей: авторитарный и демократический. Преобладание того или другого в общении на уроке предопределяет и сущность, характер той или иной дидактической си-стемы.

Совместную взаимосвязанную деятельность уча-щихся и учителей, построенную на демократических принципах, показали нам педагоги-новаторы, сумевшие помочь учащимся осознать перспективные цели учения, сделать процесс обучения желанным для детей, радост-ным, построить его на основе развития их познаватель-ных интересов, формирования идейно-нравственных качеств. Четкое конструирование учебного материала, выделение опор и опорных сигналов, концентрирование материала крупными блоками, создание высокоинтел-лектуального фона -- способы организации успешной учебно-познавательной деятельности учащихся, с по-мощью которых они достигают обучения без принужде-ния. Актуальность этих и подобных подходов учителей-новаторов и ученых-дидактов велика потому, что сейчас в результате неумелой организации учебного процесса гаснут искорки познания в глазах наших учеников. О каком познавательном интересе можно говорить, если на протяжении 10 тысяч уроков в своей школьной жизни ученик знает, что изо дня в день его ждет одно и то же: за проверкой домашнего задания, опроса ранее изученного последует доза нового, затем его закрепле-ние и домашнее задание. Причем в присутствии всего класса в начале урока учитель будет "пытать" своими вопросами одного-двух ребят, не всегда имеющих пред-ставление о том, что от них хочет учитель. Для одних ребят такие минуты приравниваются к стрессовым ситуациям, для других - возможность самоутвердиться, для третьих, -- позлорадствовать над мучениями своих товарищей.

Таковы особенности практики обучения в дорефор-менной и вновь перестраивающейся школе. Заметим, что если на уроке создана атмосфера доверия, доброты, ду-шевного комфорта, взаимопонимания, общения, то в процессе такого урока личность будет не только усваивать новый материал, но и развиваться и обогащаться нрав-ственными ценностями. Педагогика. Учебное пособие. / Под ред. Пидкасистого П.И. - М.: Педагогическое общество России, 2002, С. 118-123

6. Образование как педагогический процесс

Отметим, что поскольку образование как пред-мет педагогики -- это педагогический процесс, то словосочета-ния «образовательный процесс» и «педагогический процесс» бу-дут синонимичными. В своем первом приближении к определе-нию педагогический процесс -- это движение от целей образова-ния к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания. Его сущностной характеристикой, поэтому является целостность как внутреннее единство его компонентов, относительная их автономность.

Рассмотрение педагогического процесса как целостности возможно с позиций системного подхода, который позволяет уви-деть в нем, прежде всего систему -- педагогическую систему (Ю. К. Бабанский).

Под педагогической системой нужно понимать множество взаи-мосвязанных структурных компонентов, объединенных единой обра-зовательной целью развития личности и функционирующих в цело-стном педагогическом процессе.

Педагогический процесс, таким образом, представляет собой спе-циально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных на удов-летворение потребностей, как общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

Любой процесс есть последовательная смена одного состояния другим. В педагогическом процессе она есть результат педагоги-ческого взаимодействия. Именно поэтому педагогическое взаимо-действие составляет сущностную характеристику педагогического процесса. Оно, в отличие от любого другого взаимодействия, пред-ставляет собой преднамеренный контакт (длительный или времен-ный) педагога и воспитанников (воспитанника), следствием кото-рого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.

Педагогическое взаимодействие включает в себя в единстве пе-дагогическое влияние, его активное восприятие и усвоение вос-питанником и собственную активность последнего, проявляющу-юся в ответных непосредственных или опосредованных влияниях на педагога и на самого себя (самовоспитание).

Такое понимание педагогического взаимодействия позволяет выделить в структуре, как педагогического процесса, так и педаго-гической системы два важнейших компонента -- педагогов и вос-питанников, выступающих их наиболее активными элементами. Активность участников педагогического взаимодействия позволя-ет говорить о них как о субъектах педагогического процесса, вли-яющих на его ход и результаты.

Традиционный подход отождествляет пе-дагогический процесс с деятельностью педагога, педагогической деятельностью -- особым видом социальной (профессиональной) дея-тельности, направленной на реализацию целей образования: переда-чу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Цель образования как совокупность требований общества в сфе-ре духовного воспроизводства, как социальный заказ является детерминантой (предпосылкой) возникновения педагогических си-стем. В рамках же этих систем она становится имманентной (внут-ренне присущей) характеристикой содержания образования. В нем она педагогически интерпретируется в связи с учетом, например, возраста воспитанников, уровня их личностного развития и раз-вития коллектива и т.д. Она в явном и неявном виде присутству-ет в средствах, а в педагоге и воспитанниках цель образования функционирует на уровне ее осознания и проявления в деятель-ности.

Таким образом, цель, будучи выражением заказа общества и интерпретированная в педагогических терминах, выступает в роли системообразующего фактора, а не элемента педагогической систе-мы, т.е. внешней по отношению к ней силы. Педагогическая сис-тема создается с ориентацией на цель. Способами (механизмами) функционирования педагогической системы в педагогическом про-цессе являются обучение и воспитание, от педагогической инструментовки которых зависят те внутренние изменения, которые происходят как в самой педагогической системе, так и в ее субъек-тах -- педагогах и воспитанниках. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие. - М.: «Академия», 2002, С. 71-75

7. Образование как социокультурный феномен. Ценностные приоритеты образования

Любое общество существует лишь при условии, что его члены следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения, обус-ловленным конкретными природными и социально-историчес-кими условиями. Человек становится личностью в процессе со-циализации, благодаря которой он обретает способность выпол-нять социальные функции.

Некоторые ученые понимают социа-лизацию как пожизненный процесс, связывая ее и с переменой места жительства и коллектива, и семейным положением, и с приходом старости. Такая социализация есть не что иное, как социальная адаптация. Однако социализация этим не исчерпыва-ется. Она предполагает и развитие, и самоопределение, и само-реализацию личности. Причем такие задачи решаются как сти-хийно, так и целенаправленно, всем обществом, специально созданными для этого институтами и самим человеком. Этот це-ленаправленно организованный процесс управления социализа-цией и называется образованием, которое представляет собой сложнейший социально-исторический феномен с множеством сторон и аспектов, исследованием которых занимается ряд наук.

Под образованием понимается единый процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеаль-ные образы, на исторически зафиксированные в общественном со-знании социальные эталоны (например, спартанский воин, доб-родетельный христианин, энергичный предприниматель, гармо-нично развитая личность).

В современных условиях на первый план выходят требования гармонично развитой личности, которые вытекают из логики со-циального и технического прогресса. Сегодня мировое сообще-ство неотвратимо идет к реализации гуманистических идеалов в образовании путем повышения социальной, педагогической и эко-номической эффективности его функционирования. Социальная эффективность выражается в многообразных формах утверждения гуманизма, как в обществе, так и в самом содержании и техноло-гиях образования как педагогического процесса.

Итак, образование как социальное явление -- это, прежде все-го объективная общественная ценность. Нравственный, интеллек-туальный, научно-технический, духовно-культурный и экономи-ческий потенциал любого общества непосредственно зависит от уровня развития образовательной сферы. Однако образование, имея общественную природу и исторический характер, в свою очередь, обусловлено историческим типом общества, которое реализует эту социальную функцию. Оно отражает задачи социального разви-тия, уровень экономики и культуры в обществе, характер его по-литических и идеологических установок, так как и педагоги, и воспитанники являются субъектами общественных отношений. Об-разование как социальное явление -- это относительно самостоя-тельная система, функцией которой является систематическое обу-чение и воспитание членов общества, ориентированная на овладение определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравствен-ными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содер-жание которых, в конечном счете, определяется социально-экономи-ческим и политическим строем данного общества и уровнем его ма-териально-технического развития.

Образование как социальное явление -- это и система, для которой характерно наличие инвариантных качеств, присущих как ей в целом, так и каждому компоненту. К числу таких качеств относятся: гибкость, динамичность, вариативность, адаптивность, стабильность, прогностичность, преемственность, целостность (Б. Г. Гершунский).

Система образования намного сложнее любых других, более жестко детерминированных -- технических, кибернетических, эко-номических и т.п. Система образования -- это не замкнутая, же-стко централизованная и упорядоченная система. Она -- открытая система, способная к самопознанию (рефлексии), количествен-ному и качественному обогащению, перманентному преобразо-ванию в силу тех изменений, которые непрерывно происходят как в макросоциуме, так и внутри самой системы.

Гуманистическая, личностно-ориентированная направленность современного образования усиливает такие его характеристики, как гибкость и динамичность. Образование как социальная систе-ма превращается в дифференцированную и открытую для изме-нений сферу образовательных услуг. Не система образования со своими учреждениями навязывается человеку, ограничивая его свободу выбора, а человек сознательно выбирает индивидуаль-ную образовательную траекторию в соответствии со своими обра-зовательными потребностями и способностями. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие. - М.: «Академия», 2002, С. 62-71

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.