Рефераты. Полоролевая социолизация детей дошкольного возраста

Глава - 2 Организация полоролевой социализации детей дошкольного возраста.

2.1 Социолизация ребенка в семье.

Социолизация ребенка и его вхождение в свет людей начинается с самого рождения. Первым человеком в этом процессе становится мать. Именно она дает ребенку большую часть своей жизни, дает первые примеры любви, нежности, заботы, учить ребенка общаться с другими людьми.

Вступая в жизнь, ребенок должен усвоить, много правил, которые сложились в данном обществе. Это неписанные законы гуманного отношения к людям, нормы поведения в обществе, правила бережного отношения к природе, требования к использованию предмета.

Обязанностями для детей есть придерживание таких как: здороваться при встрече, вежливо обращаться с просьбой, благодарить за услугу, не вмешиваться в разговор взрослых. Эти нормы обычны, что может показаться, Что на них не следует и останавливаться. Прежде всего, воспитывать у детей положительное, гуманное отношение к людям.

Важное условие общаться -умение внимательно относиться к желаниям к желаниям своих сверстников, взрослых, считаться и соотносить с ними свое поведение. В некоторых семьях, родители беспокоятся только о желании своих сыновей и дочерей: им в первую очередь игрушки, сладости, развлечения, отдых. Тут можно услышать: «апельсин только Тане». Трехлетняя Ирочка угощает бабушку конфетами. Бабушка отказывается и говорит что: Я уже старая мне не нужно». Такие маленькие жертвы постепенно становятся для детей обычным явлением и воспринимаются как норма.

Дети должны отличать состояние родителей понимать их, сочувствовать и понимать если нужно. Твердым отношением в семье должно быть правило: помогать друг другу в выполнении бытовой работы, делать услуги, как взрослым, так и младшим членам семьи.

Конечным результатом придерживания всех правил, независимо от их содержания, есть воспитание у детей умения управлять общими требованиями, соответственно относиться к поручениям, справедливо развязывать конфликты, т.е. умение вести себя среди людей.

2.2 Социолизация ребенка в игре.

Большинство семей, имеющих детей, по-прежнему традиционные и полные. Однако рекомендуется воспитывать девочек и мальчиков одинаково: дети не только получают равную заботу о себе со стороны матери и отца, но и играют в одинаковые игрушки и игры, так что не поощряется не демонстрация силы и агрессивности у мальчиков (неизбежное следствие воспитания мужественности), ни слабости и покорности. У девочек являющихся обратной стороной воспитания приславутой женственности. Во всех культурах девочек учат быть сдержанными в своем поведении: если они носят юбку, то многие вещи им просто недоступны. Девочек считают, как правило, более слабыми интеллектуально и физически, им предписывают карьеру подчас намного ниже их интеллектуальных возможностей; в то же время от мальчиков ждут достижения высоких результатов, хотя на самом деле различия такого рода между полами отсутствуют.

Если считать, что целью воспитания является равноправие, в том числе и равноправие полов, то использование языка должно быть урегулировано.

При анализе печатной и иной продукции, предназначенной, детям установлено, что подавляющее большинство героев книг, журналов, фильмов и т. д. существа мужского пола; они более активны, участвуют в большом количестве приключений и разных дел, уезжают дальше от дома.

Существа женского пола играют как правило, второстепенную роль. Они пассивны, зависимы, занятия ограничиваются в основном работой по дому, по хозяйству.

мальчики

девочки

Игнорируют обязательные правил, не придают особого значения, не считают существенными. Для них более характерны экспромт, инсайд. Именно они нередко руководят их деятельностью. Не особенно податливы внешнему воздействию, мало зависят от оценочных суждений авторитетных взрослых. Способны противопоставить им свою точку зрения. Реже, чем девочки, склоняются к компромиссным решениям. Более рискованны в своих действиях, менее точны в соей работе.

Решительны в своем выборе, достаточно объективны в своих суждениях , легче чем девочки могут абстрагироваться от своих переживаний . Более рациональны. Лучше девочек описывают последовательность действий направленных на достижение цели Больше внимания уделяют фактическому положению вещей, чем отношению к ним.

Неукоснительно ориентируются при выполнении всякой работы стремятся подойти к образцу как можно ближе Это вызывает у них чувство удовлетворения. Предпочитают спокойные игры, их интересует дом с предметами быта с различными украшениями. Не особенно склонны к преобразующей деятельности. Больше мальчиков критикуют, наставляют тех, кто младше их. В выборе игрушек, В характере игр проявляют материнский инстинкт. Значительно прилежнее и аккуратнее. Восприимчивость психики выше, чем у мальчиков. Предпочитают не рисковать, зато более точны в работе. Часто проявляют нерешительность. Более эмоциональны, вследствие чего менее способны отделить объективное от собственных переживаний. Хуже передают события, менее объективны . Эмоциональнее мальчиков. Хуже чем мальчики передают последовательность выполненных действий. Цель их занимает больше самого процесса. Им трудно описать дорогу, по которой шли , малоизвестный маршрут. Больше внимания обращают на личную сторону события, меньше - на фактическую.

2.3 Социолизация ребенка на занятиях.

Обычно учителя и воспитатели стараются поощрять мальчиков больше, чем девочек обращают на них повышенное внимания, прощают им то, что не простили бы девочкам. По мнению воспитателей и учителей, мальчики обладают своеобразной индивидуальностью. Мальчики выкрикивают ответ в восемь раз чаще, чем девочки.

Девочки и мальчики обычно сидят раздельно и стараются при работе в группах придерживаться разделения по полу, а если есть выбор, то и тема работы выбирается соответственно. Мальчики часто обижают девочек, в группе и на улице, они занимают больше места, чем девочки. Темы и материалы для обсуждения часто выбирают так, чтобы поддержать интерес мальчиков. Характерно, что учителя игнорируют эти различия. и даже тогда, когда мальчики действительности говорят больше девочек, думают, что девочки активнее.

Женщины- воспитатели сами иногда становятся объектом критики, если не травм со стороны мальчиков. Если на девочек не обращать внимания, то они держатся в тени, а если не обращать внимания на мальчиков. то они стремятся привлечь к себе внимание, нарушая дисциплину. Девочки более социально-активнее, в большей степени, чем мальчики готовы поддержать остальных, но воспитатели и учителя склонны судить об их участии дискуссии суровее, чем об участии мальчиков.

Известно также, что девочки успешнее в чтении и письме, чем мальчики. Они в отличие от мальчиков положительно относятся к этим видам деятельности и нередко предпочитают их другим занятиям.

В условиях совместной деятельности детей дошкольников одного пола, когда они оказываются в ситуации угрозы наказания (или ожидания награды) , мальчики приблизительно одинаково оценивают свои усилия в собственную пользу товарищей, но реально лишь чуть больше половины мальчиков(56%) ведут себя соответственно. Они менее адекватно оценивают свое поведение и свое намерение, у них, скорее всего, носят случайный характер.

Девочки обнаруживают более высокий уровень социального поведения. Хотя «эгоистичных девочек в целом больше, чем мальчиков. Но они либо намеренно скрывают это и на «публику» демонстрируют социально одобряемые формы поведения, либо не осознают своего мотива. Часть девочек осознанно демонстрирует негативное поведение, направленное против моральной нормы помощи, и в данном случае противоречия между вербальным и реальным поведением у них нет.

Исследования показали, что у девочек во всех ситуациях совместной деятельности показатели гуманных отношений ниже, чем у мальчиков.

Это показывает, что репутация девочек, существующая в обыденном сознании , сильно преувеличена. Девочки показывают более высокий уровень социальной ответственности и большую чем мальчики гибкость, способность словесно демонстрировать социально одобряемые формы поведения.

Заключение

1. В процессе исследования психолого-педагогической и методической литературе, по полоролевой социализации детей дошкольного возраста пришел к выводу, что социолизация мальчиков проходит более болезненно, чем у девочек и , что мальчики и девочки ведут себя абсолютно по разному в обществе.

2. Исследуя поведение мальчиков и девочек в обществе с детьми разных полов, авторы пришли к выводу, что девочки более социально-активнее , в большей степени , чем мальчики, готовы поддержать остальных. Но воспитатели склонны судить об их участии в дискуссии суровее, чем мальчиков. Мальчики в незнакомом обществе детей замкнуты, ведут себя тихо. Девочки быстрее приспосабливаются и адаптируются в обществе незнакомых детей.

3. Изучая общение детей в семье, детском саду, игре авторы пришли к выводу, что как с ребенком общаются дома, так и он общается с детьми в детском саду.

Если отец кричит на трехлетнего сына, обвиняя его в том., что у него не получается что-то, то и сын в детском саду поступит также.

Если мать гонит маленькую дочь с кухни, когда та хочет ей помочь, то и дочь в игре «Дочки матери» будет общаться с другими девочками.

Семья играет важнейшую роль в общении детей в детском саду, ребенок является зеркальным отражением домашнего быта.

Важнейшая задача полового воспитания в семье состоит в том, чтобы помочь половой идентификации ребенка. По мнению ученых (В.А. Коган, Д.В. Колесов, И.С. Кон) формирование половой идентификации - длительный биосоциальный процесс выбора и овладения одной из двух моделей полового поведения, принятых в том социальном окружении, где ребенок растет. Буквально с момента рождения ребенка родители ориентируют на его половую роль, учат мальчика быть мальчиком, а девочку быть девочкой, тем самым содействуя гармоничному развитию личности. Это выражается в одежде, цветовой гамме, в подборе игрушек, играх.

Список литературы :

1. Артемова Л. «Дошкольное воспитание» №3 2004г. Социализация ребенка в семье.

2. Буянов М.И. «Ребенку нужна родительская любовь м.Знание 1984-78с.

3. Горшкова Е. «Дошкольное воспитание» // №12 2000 «Учите детей общаться».

4. Похомова Е., Колпачева Ж, ЧерновинаС., Якобсон С «Дошкольное воспитание» № 12. 2000 Формирование взаимоотношений между детьми 3-4-х лет.

5. Гордин Л.Ю. Советская педагогика // 1991 №2 «Воспитание и социализация».

6. Журавых О. Дошкольное воспитание// №2 2002г. «Пойми меня».

7. Иванникова Т. Дошкольное воспитание // №11 1990 Воспитание культуры поведения.

8. Козлова А.С.Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. Учебное пособие для студентов средн. педагогических заведений. М.: Изд. центр «Аркадия» 1998г 160 с.

9. Каминский Я.Л., Е.А. Панько - Детская психология Минск. «Университетское1988-399с».

10Калуська Л. Дошкольное воспитание // №2 2004 Труд как важный способ социализации ребенка.

11. Кобалецкая В. Ячевский А. О мальчиках и девочках; книга для подростков; Профиздат 1991 (Б-КА семейного воспитания).

12. Макаренко А.С. Книга для родителей Петорзаводск 1999г 186с.

13. Мухоморина Л. Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста - С. Крымское учебное гос. издательство, 2001г. 92с.

14.Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. М. «Просвещение» 1987г. с 60стр.

15. Пижурина М. Учительская газета 1995 14 марта Мальчик и девочка-разные меры.

16. Пономаренко Т. Дошкольное воспитание // №31 1992 «О взаимосвязи этических поступков детей».

17. Стрилец С. «Початкова школа» //№2 2004 Учимся жить добрыми людьми.

18. Трюанова Л. Дошкольное воспитание №5 2003 «Дерево крепко корнями, а человек друзьями».

19. Третьякова А. «Мальчик или девочка» // Семья и школа 1995г. №2.

20. Удайт Д. Философская и социальная мысль // №9 1995 Цель социального воспитания личности.

21. Шершенева Е.Р. Нравственное воспитание маленьких детей в семье. Книга для родителей. «Просвещение» и1967г.

22. Фридман Л.М. «Советы психолога», «Психология детей и подростков». Справочник для учителей и воспитателей. Изд. Института Психотерапия м. 2003г.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.