Рефераты. Повышение самооценки подростка

p align="center">4.3. ДЕЙСТВИЯ ПОДРОСТКОВ

В предыдущих разделах мы рассмотрели, что должны сделать взрослые и преподаватели для повышения самооценки подростка. В данном же разделе мы хотим проанализировать, что же должен сделать сам подросток, чтобы добиться уважения к себе.

Отношение подростков к себе и взрослым часто двойственно. С одной стороны, они хотят, чтобы к ним относились, как к равным, уважали их права и достоинство. Это, конечно, более чем справедливо. Но, с другой стороны, они считают, что родители должны заниматься только ими, опекать и оберегать их. Подростки как бы отказывают родителям в праве на самостоятельную жизнь, на собственные чувства - на все, что выходит за круг родительских обязанностей.

Прежде всего подросткам надо запомнить, что потребности их собственного “Я” имеют такое же право на реализацию, как и потребности всех других людей. Они сами ответственны за удовлетворение этих потребностей, что, следовательно, они имеют такие же права, как любой другой взрослый человек, и эти права им не могут быть никем представлены. Это собственные права подростков и то, выполняются они, в основном, а иногда и исключительно зависит только от них самих.

Существуют личные права, которыми могут пользоваться подростки, как механизмом защиты для разрешения всевозможных конфликтов.

Вы имеете право:

иногда ставить себя на первое место;

просить о помощи и эмоциональной поддержке;

протестовать против несправедливого обращения или критики;

на свое собственное мнение и убеждение;

совершать ошибки, пока не найдете правильный путь;

предоставлять людям решать свои собственные проблемы;

говорить: “Нет, спасибо”, “извините, нет”;

не обращать внимание на советы окружающих и следовать собственным убеждениям;

побыть одному, даже если другим хочется вашего общества;

иметь свои собственные чувства независимо от того, понимают ли их окружающие;

менять свои решения или избирать другой образ действия;

добиваться перемены договоренности, которая вас не устраивает.

Вы никогда не обязаны:

быть безупречным на все 100%;

следовать за толпой;

любить людей, приносящих вам вред;

делать приятное неприятным людям;

извиняться за то, что были самим собой;

выбиваться из сил ради других;

чувствовать себя виноватым за свои желания;

мириться с неприятной ситуацией;

жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то ни было;

сохранять отношения, ставшие оскорбительными;

делать больше, чем вам позволяет время;

делать что-то, что на самом деле не можете сделать;

выполнять неразумные требования;

отдавать что-то, что на самом деле не хочется отдавать;

нести на себе тяжесть чьего-то неправильного поведения;

отказываться от своего “Я” ради кого бы то ни было.

Теперь у подростков есть достаточно большой арсенал для борьбы с низкой самооценкой. Далее следует еще один раз внимательно просмотреть данный список и сделать еще один, который будет нравиться подростку. Затем к каждому пункту списка подобрать несколько ситуаций из повседневной жизни, где каждое из этих прав может быть реализовано или, напротив, ущемлено. Как всегда, чем больше, тем лучше. Далее. Придумать к этой ситуации варианты уверенного, неуверенного и агрессивного поведения. И затем начать отрабатывать, репетировать уверенное поведение в различных ситуациях.

Самое трудное - осмелиться сделать это, нарушить тот образ, который привычен для вас самих и, как вы считаете, для окружающих. Для того чтобы быть собой, а не привычным, удобным для себя и окружающих человеком, требуется смелость. Не сравнивайте себя с другими. Помните, что каждый человек неповторим и ценен просто потому, что он - это он, уникальная, своеобразная личность. Он, безусловно, достоин любви многих, но в первую очередь, прежде всего, - самого себя.

Запомните: первый и последний учитель жизни - это сама жизнь, и надо отдавать себя этой жизни безбоязненно и безраздельно.

Все эти правила помогут подростку 11-14 лет повысить свою самооценку, научиться уважать себя и других людей.

5. ВОЗМОЖНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИМЕНЯЕМЫХ МЕТОДОВ ПОВЫШЕНИЯ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ 11-14 ЛЕТ

В данном разделе нам хотелось бы рассмотреть, к какому результату могут привести описанные выше методы повышения самооценки подростков, передача ему ответственности за его собственные решения, попытки научиться уважать себя.

Через некоторое время после того, как вы передадите ребенку ответственность за его собственные решения, вам следует ожидать последствий этого в диапазоне от быстрого улучшения ситуации до разного рода вспышек. Если вы готовы к ним, они не будут пугать вас, и если вы тверды и искренни в своих намерениях и действиях, передавая подростку ответственность за его собственные решения и пытаясь научить их уважать себя и окружающих, то эти вспышки, скорее всего, будут слабыми и кратковременными. Когда они прекратятся, а это обязательно произойдет, если вы будете следовать нашим рекомендациям, у вас будет полное право радоваться позитивным и благоприятным изменениям исходной сложившейся ситуации.

Прежде чем начинать применять все эти идеи в общении с подростком: не сдавайтесь. Предлагаемый нами подход весьма эффективен, гораздо более эффективен, чем это может показаться на первый взгляд, и иногда его применение почти сразу приводит к разрешению сложных для подростков, их родителей и учителей ситуаций. Во многих случаях это требует большего времени. Вы можете оказаться в числе тех взрослых, которые какое-то время либо совсем не видят перемен, либо видят лишь незначительные изменения в подростках и в самих себе даже тогда, когда, кажется, сделано все, что мы рекомендуем. Важно продолжать следовать предлагаемому подходу и быть предельно внимательным к тем случаям, когда, даже не отдавая себе в этом отчета, вы все еще продолжаете вести себя по-старому. Используя предлагаемый подход к повышению самооценки подростков, вы вырабатываете и для себя, и для подростка новое восприятие окружающего.

Все, что вы делаете согласно приведенным выше рекомендациям, на самом деле помогает, положительные результаты будут накапливаться и приведут вас к тому, что ваш подросток приобретет адекватную самооценку, что поможет родителям и учителям сформировать у них правильные жизненные ценности и адекватное социальное поведение.

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Приведенные в работе методы повышения самооценки подростка позволили выделить новые стороны в формировании личности в период подросткового возраста и связи между этими сторонами. На начальном этапе подросткового возраста возникает что-то новое. Необходимо выделить центральное новообразование этого периода, определяющее другие моменты, основные изменения и позволяющее объяснить всю симптоматику развития.

Повышение самооценки подростка может проявляться в учении, отношениях с товарищами, выполнении домашних обязанностей, использовании свободного времени, в интересующих занятиях. Повышение самооценки может быть различной как по объему, так и по существу. Во-первых, она может быть действительной и формальной; во-вторых, вызываться сложившимися обстоятельствами в семье или предоставляться подростку взрослыми. Так, повышение самооценки в учении может быть действительной или существовать в виде “свободы в учении”, например, при отсутствии контроля в семье. Повышение самооценки во взаимоотношениях с товарищами, в занятиях и использовании свободного времени может быть, с одной стороны, предоставлена подростку взрослыми и выражать доверие к нему, а с другой стороны, быть результатом отсутствия достаточного контроля за этой стороной жизни ребенка.

Полученный нами материал дает основание считать, что формирование у подростков самооценки происходит в практике отношений с окружающими, построенных по образцу отношений взрослых, в деятельности, овладевая которой подросток ориентируется на образцы и эталоны взрослых. Формирование самооценки связано с развитием самостоятельности подростков. Если самостоятельность сознательно предоставлена подростку взрослыми, то между формирующимся у подростка чувством самооценки и отношением к нему со стороны старших противоречие не возникает, а потому нет неудовлетворенности отношением взрослых и, соответственно, нет и оснований для проявления различных форм протеста и доказывания своей взрослости. Если самостоятельность подростка возникает только из-за определенных обстоятельств жизни при сохранении отношения взрослых к нему как к маленькому, то появляется противоречие между этим отношением и формирующимся у подростка чувством самооценки, которое обнаруживается в столкновениях и конфликтах подростков и взрослых.

7. БИБЛИОГРАФИЯ

Литература для написания проекта

Бурукова В.С. Педагогика. Екатеринбург. 1996.

Буквалов В.А. Начальный курс педагогики и сотрудничества. Рига, 1996.

Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. СПб, 1995.

Питюков В.Ю. Основы педагогических технологий. М., 1997.

Прутченков А.С. Наедине с собой. М., 1991.

Сластенин В.А. Педагогика. Учебное пособие. М., 1997.

Шмидт Р. Подростковый юношеский возраст. М., 1994.

Литература для учителя

Аплетаев М.А. Нравственное воспитание подростков в процессе обучения. М.: Просвещение, 1988.

Казакина М.Г. Самооценка личности школьника и педагогические условия ее формирования. Л., 1981.

Кокин А.Б. Подготовка студентов педагогических вузов к организации процесса самовоспитания старшеклассников. СПб, 1992.

Коноваленко В.Е. Педагогические условия становления самооценки личностных нравственных качеств старшеклассника. СПб, 1995.

Федорова Г.Г. Влияние самооценки на формирование общественно-активной позиции старших подростков. Л., 1991.

Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М., 1994.

Энкельман Н Начни с себя: советы 13-16-летним. М., 1996.

Литература для родителей

Байярд Р.Т. Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. М: Просвещение, 1991.

Кон И.С. Психология юношеского возраста. М., 1989.

Леонтьев А.Н Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

Личко А.Е. Подростковая психология. Руководство для родителей. Л., 1989.

Никитская М.И. Психологические особенности идеалов подростков и старших школьников \\ Вопросы педагогики, № 12, 1996.

Седов Л.С. Психология юношеского возраста. М., 1991.

Фролов Ю.И. Психология подростка. Хрестоматия. М.: Российское педагогическое агентство, 1997.

Литература для подростков

Вайнцвайг п. Десять заповедей творческой личности. М., 1990.

Емельянов Ю.В. Как помочь самому себе. М., 1991.

Подросток на перекрестке эпох. Под ред. Кривцовой С.В., М.: Просвещение, 1992.

Прихожан А.М. Психология неудачника. М., 1997.

Фалу Эйр. Станьте режиссером своей жизни, вместо того, чтобы быть актером // Путь к себе, 1991.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.