ГЛАВА II. Экспериментальное выявление уровня правовой культуры у детей дошкольного возраста
2.1 Описание и проведения диагностики уровня правовой культуры дошкольников
Ознакомление детей с правами является начальным этапом приобщения их к демократическим и гуманистическим ценностям, правовой культуре. Изучение первоначальных представлений детей о правах ребенка и степени усвоения ими нравственно-правовых норм поведения возможно путем проведения устного опроса, беседы, тестирования, наблюдения за ребенком.
С целью выявления уровня правовой культуры дошкольников нами была проведена соответствующая диагностическая процедура.
Диагностика проводилась на базе детского сада №2 г.Орши.
Возрастная группа детей: старший дошкольный возраст.
Количество испытуемых: 13 человек.
Дата проведения диагностики: 29.12.2009.
Для диагностики нами были использованы следующие методики.
1. Опрос детей на тему "Права ребенка"
2. Беседа "Как поступить?"
Далее целесообразно привести вопросы, составляющие основу опросника:
1. Знаешь ли ты, что у каждого ребенка есть свои права?
2. Как ты думаешь, что такое право?
3. Какие права есть у тебя и других детей?
4. Какие права ты считаешь самыми важными?
5. Кто у нас больше всего нуждается в праве на защиту?
6. Кто защищает права детей?
7. Можешь ли ты сам защитить свои права и права других детей?
Правильные ответы ребенка на 5-7 вопросов свидетельствуют о высоком уровне правовой культуры; 3-4 вопроса - о среднем уровне; если ребенок ответил менее чем на 3 вопроса, то это говорит о низком уровне сформированности правовой культуры данного дошкольника.
Беседа "Как поступить?" является адаптированным Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной вариантом и представляет собой комплекс вопросов:
1. Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?
2. Нужно ли принимать в свою игру других детей, если они просят об этом? Почему?
3. Можно ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя игрушку? Почему?
4. Можно ли без спроса брать чужие вещи? Почему?
5. Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?
6. Можно ли вертеться на занятиях, мешать заниматься другим детям? Почему?
Результаты проведенной диагностики целесообразно представить в виде сводной таблицы:
Таблица 1. Результаты проведенной диагностики уровня правовой культуры дошкольников
Фамилия, имя ребенка
Количество правильных ответов на вопросы опросника
Количество правильных ответов на вопросы беседы
Общий вывод об уровне правовой культуры
Анташкевич Н.
5
высокий
Борозна С.
3
средний
Голес А.
1
низкий
Гуринович К.
6
Дашкевич Т.
2
Дегалевич А.
4
Зелютков М.
Картовицкая У.
Левшевич К.
Любецкая Т.
Мясоедов Н.
Полякова А.А.
Полякова А.Л.
Выводы: В результате проведения исследования было выявлено, что большинство (53,8%) дошкольников данной группы имеют средний уровень развития правовой культуры. Высокий уровень правового воспитания наблюдается у 30,7% группы. Низкий уровень правовой культуры выявлен только у двух человек группы, что составляет 13,4% от всех участников исследования.
Наглядно преобладание того или иного уровня развития знаний о правах у дошкольников демонстрируется на диаграмме:
2.2 Работа по повышению уровня правовой культуры в рамках группы испытуемых путем проведения серии занятий
На протяжении 1 недели с дошкольниками данной группы была проведена серия занятий, имеющая целью повышение уровня знаний детей о своих правах. Серия разработанных с этой целью занятий представлена в ПРИЛОЖЕНИИ 3.
Главными путями реализации задачи повышения уровня правовой культуры дошкольников являются игровые занятия со знакомыми сказочными героями в форме путешествий; традиционные праздники, концерты; беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, познавательные и развивающие игры, а также совместная и самостоятельная деятельность, конкурсы, развлечения, организуемые детьми. Вся запланированная работа сообщает детям знания, вызывает оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям, способствует развитию социальных эмоций, чувств.
Процесс познания правовой культуры находит выражение в разнообразных формах собственной деятельности детей: игровой, художественно-игровой, драматизаций, продуктивной, трудовой деятельности. Дошкольники осваивают нравственные нормы через поисково-экспериментальную, проблемную и продуктивную деятельность. Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить, сочинить.
Работа по развитию у детей представления об основах правового сознания нацеливает на последовательное введение ребенка в социальный мир. Например, детям предлагалось понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Использование наблюдения учит детей выделять себя из окружающего мира, взаимодействуя с другими людьми благодаря своим органам чувств: определить цвет глаз, волос своего товарища, ощущать его тепло, воссоздавать зрительные образы. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.
Научить детей тонко ощущать изменение окружающего мира позволяет прием визуализации. Так, закрыв глаза, дети представляют, что они уменьшились в размерах до муравья и ползут по камню. Ощущая себя маленьким беззащитным муравьишкой, ребенок пытается поделиться своими впечатлениями. Дошкольники тонко воспринимают, что все живое нуждается в защите, а значит и люди, окружающие тебя, тоже требуют сочувствия, тепла и помощи.
Прием драматизации упражняет детей в умении "вчувствоваться" в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присущ "театральный инстинкт" - стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных. Размышления детей от лица природных объектов несут большую смысловую нагрузку.
Страницы: 1, 2, 3, 4