Завершению формирования технологической культуры каждого учащегося должно уделяться особое внимание при изучении общетехнологического компонента в старших классах. Необходимо также уделить внимание уточнению профессионального выбора учащимися и изучению специального технологического компонента, включающего допрофессиональную или, при выделении необходимого количества часов, начальную профессиональную подготовку.
В марте 2004г. года Министерство образования и науки Р.Ф. и Российская академия образования утвердили федеральный компонент государственных стандартов начального общего, полного и среднего общего образования. Их составной частью являются стандарты общего образования по технологии для начальной, основной и старшей школы. Авторы: А.А.Карачев, А.Е.Глазман, В.М.Казакевич, О.А.Кожина и др. В основу разработки положена разработанная раннее род руководством академика РАО В.А.Полякова «Концепция технологического образования для 12-летней школы»
Важнейшей задачей разработчиков было обеспечение преемственного формирования у учащихся функциональной технологической грамотности, инициативного и ответственного отношения к труду как основы последующего успешного овладения ими различными видами деятельности и осознанного профессионального выбора в условиях рыночной экономики.
Одновременно была осуществлена работа по обновлению содержания технологической подготовки учащихся и её разгрузка за счёт исключения дублируемых другими предметами знаний, а также излишне сложного и имеющего узкоспециальный характер материала. В результате удалось сократить его общий объём примерно на 30%.
С целью развития у обучаемых творческих способностей предусмотрено широкое вовлечение их в проектно-конструкторскую и дизайнерскую деятельность по созданию изделий, имеющих реальную личностную и общественную значимость.
В каждом из разделов содержания, независимо от выбранного направления технологического образования предусмотрено наличие ряда сквозных тем: культура и эстетика труда, безопасность технологической деятельности, получение и использование информации в текстовой и графической формах и др.
Успешность допрофессионального и профессионального образования сегодняшних школьников, очевидно, определяют место России в современной и завтрашней цивилизации и культуре, мировом разделении областей и предметов, приобретение, которого будет финансироваться из государственного бюджета. Это позволяет рассчитывать на восстановление материальной базы образовательной области «Технология», повышение её престижности и улучшение ситуации с педагогическими кадрами, что позволит в дальнейшем решать более сложные задачи совершенствования технологий подготовки учащихся, учитывающие быстрые темпы развития науки и техники.
В условиях внедрения в школах страны технологического образования особое значение приобретает коррекция имеющегося и разработка нового программно-методического его обеспечения. Оно призвано создать условия для достижения должного качества обучения технологии, его профильной и уровневой дифференциации.
В решении коллегии Минобразования России "О проблемах и перспективах развития образовательной области "Технология" в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации и подготовке учащихся к трудовой деятельности" от 27 июня 2000 г. подчеркивалась приоритетная роль технологической подготовки школьников в их жизненном и профессиональном самоопределении, осознанном выборе ими пути получения образования, трудовой деятельности, адаптации к меняющимся социальным условиям
Предлагалось осуществить следующие меры:
1)уточнить базовое (инвариантное) и профильное содержание технологического образования, разработать систему требований к уровню подготовки выпускников с учетом выбранных ими профилей обучения и соответствующих измерителей (преимущественно в деятельностной форме);
2)разработать учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, обеспечить создание системы учебно-методических комплектов в соответствии с обязательным минимумом содержания начального, основного общего и среднего (полного) общего образования по образовательной области "Технология", обратив особое внимание на пособия, учебники, дидактические и справочные материалы для основной школы и старших классов гуманитарного и других профильных направлений, основанных на включении учащихся в деятельность по реализации личностно и общественно значимых проектов.
3)осуществить обоснование теоретико-методологических основ образовательной области "Технология" в системе общего среднего образования, объема и содержания технологического образования в структуре непрерывного образования; определить соотношение и связи технологического, естественно-математического и гуманитарного образования;
4)обеспечить разработку учебного оборудования и средств обучения для образовательной области "Технология". Обновить с этой целью перечень учебного оборудования по "Технологии" для общеобразовательных учреждений России.
Органам управления образованием субъектов Российской Федерации было рекомендовано принять меры по обеспечению выполнения инвариантной части Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений, не допуская сокращения учебных часов по предметам образовательной области "Технология".
В связи с новыми приоритетами общего образования на основе принципов его демократизации, дифференциации и гуманизации в известной мере уже происходит обновление содержания технологической подготовки школьников, которое направлено на решение его методологической составляющей - включение сведений об общенаучных методах познания, овладение общими способами и средствами преобразования окружающей действительности в процессе выполнения творческих проектов;
выделение инвариантной составляющей технологического образования, обеспечивающей системный подход в преподавании учебного материала, четко выраженную практическую его направленность;
усиление общекультурной компоненты технологической подготовки, направленной на понимание роли последней в развитии общества, овладели, турой труда, уменьшении отрицательного производства на окружающую среду и т.д.;
обеспечение интеграции и прикладной направленности изучения учебного материала, последовательной реализации основных "сквозных образовательных линий", таких как "Культура труда", "Черчение и графика", "Информационные технологии", "Основы предпринимательства", "Производство и окружающая среда", "Основы проектирования", "Профессиональное самоопределение", "История и социальные последствия развития технологий и техники"; организацию личностно ориентированного образовательного процесса, учитывающего способности и возможности учащихся, направленность их познавательных и жизненных интересов, связанных с осуществлением профессионального самоопределения.
Речь, таким образом, идет об усилении роли Технологии" в решении. общей задачи всестороннего развития учащихся, повышения их культурного уровня и формирования у них общеучебных, интеллектуальных и практических умений, навыков грамотного отношения к средствам труда, своему здоровью и окружающей среде. С новых позиций разрабатывается целостная система подготовки учащихся к трудовой деятельности.
Усиливается технологическая направленность всего общего образования. Такой подход очерчен в одобренной "Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе)". Предполагается уточнить цели и' содержание всех учебных предметов, усилить использование изучаемых знаний и умений дли целесообразного преобразования объектов природной, искусственной и социальной среды. Это позволит расширить функции общего образования, придать ему необходимую в современных условиях технологическую и прагматическую направленность обеспечить более высокую степень готовности выпускников к самостоятельной жизни, помочь им осуществить осознанный выбор профессиональной деятельности.
Принципиальное отличие обучения технологии (на которую рекомендовано перейти в решении коллегии) от традиционного трудового обучения состоит в том, что от учащихся требуется на примере доступных для изучения базовых технологий преобразования материалов, энергии, информации овладеть организацией практической деятельности во всей проектно - технологической цепочке - от идеи до ее реализации в модели, изделии (продукте труда).Кругликов Г. И.Методика преподавания технологии с практикумом: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. -М.: Издательский центр «Академия, 2002. В качестве содержательного инварианта им необходимо овладеть следующими универсальными знаниями и умениями:
обосновывать цель деятельности с учетом выявленных общественных, групповых или индивидуальных потребностей;
находить, обрабатывать использовать необходимую информацию;
читать выполнять несложную, проектную, конструкторскую и технологическую документацию;
проектировать предмет труда в соответствии с предполагаемыми функциональными свойствами, общими требованиями дизайн-планирования, свою практическую деятельность с учетом реальных условий осуществления технологического процесса;
создавать объекты труда (материальные, интеллектуальные или в сфере услуг), обладающие эстетическими качествами и потребительской стоимостью;
применять рациональные и безопасные приемы работы при использований инструмента и оборудования;
самостоятельно овладевать общими способами проектно-преобразовательной деятельности, политехническими и специальными знаниями и умениями выполнения операций, пользования средствами труда, которые необходимы для осуществления технологического процесса;
оценивать возможную экономическую эффективность различных конструкций материальных объектов труда и технологий их изготовления, способов оказания услуг; давать экологическую оценку технологии и результату практической деятельности; - выдвигать и оценивать предпринимательские идеи;
ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные, интересы и склонности к изучаемым видам профессиональной деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
выполнять работу самостоятельно, а также на основе делового общения и сотрудничества в коллективе.
В ходе эксперимента, который начинается с 1 сентября 2001 г. в 1-м и 10-м классах, предполагается отработать инвариантную и вариативно профильную составляющие содержания "Образовательной области "Технология" (общий специальный технологический компонент) по направлениям: гуманитарному, социально-экономическому, физико-математическому, естественнонаучному, "Техническому (технологическому), общеобразовательному и др. Предстоит апробировать содержание технологической подготовки старшеклассников по профилям (уровни А и Б); уточнить в каждом из них соотношение инвариантной и вариативной составляющих, место теоретического знания, практических работ и специальных упражнений с учётом особой роли проектирования в раскрытии личностно-делового потенциала у обучающихся; выявить пути активизации социально-профессионального самоопределения учащихся; проанализировать возможности имеющегося и определить дополнительно Необходимой Программно-методическое обеспечение по технологии; отработать учебные планы и содержание переподготовки занятых ее преподаванием педагогических кадров предстоит апробировать ряд новых учебников и пособий, методологию их построения. Напомним о программах и учебной литературе по технологий; изданных за последние годы. Исходным при разработке этих учебных Материалов являлись требования обязательного минимума содержания основного среднего общего образования по образовательной области "Технология", утвержденные Приказами Минобразования России № 1236 от 19.05.98 и № 56 от'30.06.99. На их основе разработаны примерные программы по "Технологии", которые опубликованы изд-вом "Дрофа" в двух сборниках (под ред. академиков РАО В.А. Полякова и П.Р.Атутoва). Первый из них - "Примерные программы основного общего образования 5-9 классы) - вышел в 1998, второй - 'Примерные программы среднего (полного) общего образования" (10-11-й классы) - в 2000 г. Цель этих сборников - помочь учителю в выборе конкретной программы, наиболее полно отвечающей условиям его работы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13