Рефераты. Преподавание курса "Машиноведение" в 7 классе

p align="left">На региональный и школьный компоненты выделяется 40 часов, которые могут значительно наполнить содержание избранных разделов. Более того, чтобы снять проблемы, возникающие у школьного учителя с изучением разделов, не обеспеченных материально-технической базой обучения, допускается содержательная корректировка. При отсутствии возможностей для организации практической деятельности учащихся по какой-либо теме соответствующий ей материал может быть дан в сокращённом варианте, информационно-иллюстративно. Например, если в разделе «Электротехника и электроника» на школьной базе не удаётся организовать монтажные и измерительно-исследовательские работы по радиоэлектронике, электронной автоматике и цифровой электронике, то допускается дать этот материал в сокращённом варианте на уровне технологических сведений, а практические работы провести в эксплутационном варианте с готовыми промышленными электронными устройствами, обучая пользованию с ними. В то же время следует увеличить разнообразие и сложность работ по другим темам, обеспечивая выполнение требований обязательного минимума.

Анализ раздела: « Элементы машиноведения»

Раздел «Элементы машиноведения»; на изучение раздела отводится 18 часов, объем в учебнике - 40 страниц. Раздел подготовлен А. Т. Тищенко в соавторстве с П. С. Самородским, В.Д. Симоненко, Москва, издательский центр «Вентана - Граф», 1998 г.

Цель изучения раздела - ознакомить школьников с наиболее распространенными металлами, используемыми в промышленности и в быту для изготовления различных изделий, их свойствами техникой и технологией обработки, а также сформировать элементарные умения осуществлять систему умственных и практических действий, необходимых для самостоятельной работы по планированию, осуществлению и контролю своих действий при работе на станках.

Основные задачи:

приобщение учащихся к техническим знаниям

повышение их кругозора и технической культуры;

развитие технического мышления.

Учащиеся должны знать:

общие представления о черных и цветных металлах и сплавах, их свойствах и области применения;

о технологическом процессе и его элементах, об общем алгоритме построения технологии обработки деталей

технологическую документацию для изготовления изделий на станках;

устройство и принцип действия станков по обработке металлов;

Учащиеся должны уметь:

выполнять отдельные операции и изготавливать простейшие детали из металлов на металлообрабатывающих станках по чертежам и самостоятельно разработанным технологическим картам;

рационально организовывать рабочее место при выполнении работ ручными инструментами и на станках, соблюдать правила безопасности труда;

Цели изучения данного раздела тесно взаимосвязаны с целями технологической подготовки учащихся:

овладение учащимися целостной системой умственных и практических действий, усвоение логики и общей структуры профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики;

получение представления о труде квалифицированных рабочих, профессии которых связаны с обработкой металлов, о наладке оборудования, приспособлений и инструментов, работе на налаженном оборудовании, а также комплексе действий (анализе, планировании, исполнении, контроле и коррекции своих действий), которые входят в состав каждого вида деятельности, тем самым, обеспечивая профессиональную ориентацию учащихся;

развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие задачи для дальнейшей самореализации в жизни.

Раздел изучается в 7 классе, предназначен для мальчиков. Является третьим по счету. К началу изучения данного раздела учащиеся познакомились с технологией обработки древесины, технологией обработки металла и художественной обработкой древесины.

Тематический план изучения раздела

№ п/п

Тема

Количество учебных часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Классификация сталей. Термическая обработка сталей.

Чертежи деталей, изготовленных на токарном и фрезерном станках.

Назначение и устройство токарно-винторезного станка ТВ - 6.

Виды и назначение токарных резцов.

Управление токарно-винторезным станком.

Приемы работы на токарно-винторезном станке.

Технологическая документация для изготовления изделий на станках.

Устройство настольного горизонтально - фрезерного станка.

Нарезание резьбы.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Итого

18

Реализация дидактических принципов

Принцип научности. Материал раздела изложен научным языком, изучаются новые понятия, с которыми учащиеся ранее не встречались. При изучении тем раздела учащиеся овладевают правильной технологической терминологией, знакомятся с новым оборудованием, специальными инструментами и приспособлениями, в соответствии с современным уровнем развития науки, техники и технологии.

Принцип связи теории с практикой реализуется на каждом уроке; новый материал закрепляется на практике в процессе самостоятельного выполнения учащимися практических работ.

Принцип системности и последовательности - учебный материал имеет четкую структуру, разбит на параграфы; материал равномерно распределен по темам в четкой последовательности согласно логике.

Принцип доступности и посильности - учебный материал изложен последовательно, подробно, соответствует познавательным возможностям учащихся, их возрастным особенностям, опыту и образовательному уровню.

Принцип сознательности и активности в обучении - темы раздела достаточно интересны для изучения, здесь можно использовать различные наглядные пособия, что значительно увеличивает активность учащихся.

Принцип наглядности реализуется на каждом уроке при демонстрации трудовых приемов, инструментов и приспособлений, плакатов, натуральных объектов и др.

Принцип прочности знаний. Реализуется в целесообразном и четко организованном повторении и закреплении материала на каждом уроке посредством фронтального опроса и выполнения практических работ.

С методической точки зрения учебный материал построен грамотно, прослеживается четкая структура материала, с последующим закреплением при выполнении практических работ. Возможно применение активных форм и методов обучения. В учебнике достаточно информации для осмысления ее учащимися; он содержит много таблиц и иллюстраций. Различные дополнительные учебные пособия могут использоваться для углубленного знакомства с технологией обработки металлов.

При изучении данного раздела прослеживаются межпредметные связи с черчением, физикой, математикой,

Внутрипредметные связи: отрасли общественного производства и профессиональное определение, графика.

В процессе изучения данного раздела,, выполнения практических работ, реализуются следующие воспитательные компоненты технологической подготовки учащихся: трудолюбие, дисциплина, терпение, точность, коллективизм, обязательность, честность; деловитость, ответственность и порядочность, технологическая культура.

Данный раздел наглядно реализует развивающий компонент технологической подготовки на каждом уроке, так как здесь речь идет о развитии мастерства технологической обработки металлов, что требует от учащихся не только знаний, но и умений и навыков.

Практические работы:

Ознакомление с термической обработкой стали.

Выполнение чертежей деталей с точеными и фрезерованными поверхностями.

Ознакомление с устройством токарно-винторезного станка ТВ-6.

Ознакомление с токарными резцами.

Управление токарно-винторезным станком ТВ-6.

Обтачивание наружной цилиндрической поверхности заготовки на станке ТВ-6.

Подрезание торца и сверление заготовки на станке ТВ-6.

Разработка технологической карты на изготовление детали вращения.

Ознакомление с режущим инструментом для фрезерования и с устройством станка НГФ-110Ш.

Нарезание резьбы плашкой на токарно-винторезном станке.

Примерный перечень объектов деятельности учащихся:

Тиски, токарно-винторезный станок ТВ-6, токарные резцы, станок НГФ-110Ш, фрезы, плашки, болты, винты, шпильки, плашкодержатель, метчики, воротки, различные заготовки из металла, образцы различных видов стали.

Для изучения данного учебного материала рекомендуются такие формы и методы, как эвристическая беседа, объяснение, самостоятельные и практические работы, демонстрация. Желательно применение в этом разделе активных форм и методов т.к. они позволяют установить прочные умственно-логические связи и сформировать необходимые ЗУНы.

Контроль качества знаний учащихся может осуществляться при проведении фронтального опроса и практических работ.

В качестве материально-технического оснащения можно использовать научно - популярные кинофильмы об общественном производстве, в которых наглядно показывается металлургические предприятия, технологические процессы и т.д. Можно использовать плакаты «Кинематическая схема токарно-винторезного станка ТВ-6», «Цвета побежалости при нагреве заготовок», «Элементы резьбы» и др. а также необходимые оборудование, инструменты и приспособления.

На мой взгляд, существенным упущением является недостаточное количество часов, которые отводится на изучение данного раздела, так как «Технология обработки металлов. Элементы машиноведения» является интересной, но в то же время достаточно сложной темой для учащихся. В силу того, что на каждом уроке выполняется практическая работа с использованием оборудования, инструментов и приспособлений необходимо добиться качественного и прочного усвоения ЗУНов учащимися, а для этого очень важен резерв времени. Также можно было бы расширить темы по содержанию, рассказывая ученикам о новых технологиях, интересных технических решениях и т.д.

Вывод: анализ раздела «Элементы машиноведения» показывает, что цель изучения раздела - познакомить школьников с наиболее распространенными металлами, используемыми в промышленности и в быту для изготовления различных изделий, их свойствами техникой и технологией обработки, а также сформировать элементарные умения осуществлять систему умственных и практических действий, необходимых для самостоятельной работы по планированию, осуществлению и контролю своих действий при обработке металлов на станках.

Основными задачами выступают: приобщение учащихся к техническим знаниям, повышение их кругозора и технической культуры, развитие технического мышления и самостоятельности.

Цели изучения данного раздела тесно взаимосвязаны с целями технологической подготовки учащихся: овладение учащимися целостной системой умственных и практических действий, усвоение логики и общей структуры профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.