Главная:
Рефераты
На главную
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Рефераты. Причины и этапы вступления России в Болонский процесс
частвуя в программах мобильности, студент получит эмпирические данные для того, чтобы сравнить, какое образование лучше -- российское или европейское. Студент получит доступ к лучшим университетским библиотекам Европы. Болонский процесс даст студенту возможность получать совместные и двойные дипломы, которые значительно увеличат его шансы на трудоустройство по специальности. Одной из наиболее привлекательных идей Болонской Декларации стала идея "образования в течение всей жизни" Ищенко Е. Реализация принципов Болонской декларации в Воронежском государственном университете / Ищенко Е., Коровин В.// Вестник воронежского государственного университета. Серия: проблемы высшего образования. -- 2008. -- №1. -- С. 10.. Знания, полученные человеком в процессе обучения, не раз устаревают в течение его профессиональной жизни. Это ставит систему образования перед необходимостью обеспечивать непрерывное образование, чему будет способствовать вхождение нашей страны в европейское пространство высшего образования.Татьяна Кастуева-Жан также выделяет следующие положительные эффекты от вступления России в Болонский процесс. Во-первых, получен дополнительный внешний стимул для внутренних реформ. Во-вторых, существует и внешний положительный эффект, который касается отношений России и ЕС. Болонский процесс тесно связан и с другими сферами отношений Россия - ЕС. Изменения в образовательной сфере повлекут за собой изменения в остальных сферах взаимоотношений России с Европой Кастуева-Жан Т. Россия в Болонском процессе: неоднозначные оценки четырехлетнего опыта и перспективы -- С.7. (www.iori.hse.ru/es/materials/T.Kastueva-Jean.pdf). .Вышеизложенные преимущества наглядно показывают привлекательность Болонского процесса не только для страны в целом, но и для отдельных вузов, а также для учащихся и профессорско-преподавательского состава. Россия перестанет восприниматься негативно, в перспективе она станет полноправным членом европейского сообщества, сможет влиять на происходящие в Европе процессы. Российские вузы станут более конкурентоспособными и привлекательными для иностранных учащихся, они смогут привлекать лучших преподавателей и студентов. Выгоды учащихся связаны с демократизацией образования. Студенты смогу сами определять, где и чему они хотят учиться -- смогут выбирать дисциплины и проводить отдельные семестры в других вузах. Зачетные единицы позволят продолжать обучение в течение всей жизни, а двойные и совместные дипломы -- работать за рубежом.
1.
3 Необходимость модернизации российской системы образования как пр
и
чина вступления России в
Болонский процесс
Участие России в Болонском процессе можно рассматривать сквозь призму глобализации, которая предъявляет новые требования к образовательной системе Медведев С. Болонский процесс, Россия и глобализация / С. Медведев // Высшее образование в России. -- 2006. -- №3. -- С. 31-32.. В связи с переходом к рыночной экономике и нарастанием процессов глобализации все более явным становится несоответствие сложившейся в России системы подготовки специалистов мировым тенденциям развития образовательных систем. Среди причин вступления России в Болонский процесс можно рассмотреть необходимость модернизации российского образования. На аспектах, обусловивших эту необходимость, нам хотелось бы остановиться более подробно.Высшее профессиональное образование России, сложившееся в основных чертах в годы и под задачи социалистической индустриализации нуждается в реформировании. Принято считать, что даже в стационарном состоянии общества обновление высшего образования должно происходить через 25--30 лет. Международная практика подобного реформирования предполагает, что обновление должно быть сконцентрировано на модернизации:* содержания образования;* структуры образования;* технологии обучения;* ресурсного обеспечения "Мягкий путь" вхождения российских вузов в Болонский процесс / под ред. А. Мельвиля. -- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. -- C. 73..Присоединение России осенью 2003 г. к Болонскому процессу дает возможность сделать реформу отечественного образования последовательной и содержательной.По мнению нынешнего министра образования А. Фурсенко, "…У нас сегодня главная проблема - это невостребованность в огромной степени того, что тех, кто учится, и тех знаний, которые они получают, в значительной части у нас обучение в вузах сводится к получению диплома, а не к получению знаний. И конечно, мы должны систему образования построить таким образом, чтобы люди все-таки приходили за знаниями, умениями, за компетенциями, как угодно это назвать. Но главное -- за тем, чтобы они после того, как научились, знали и умели то, что им потребуется в будущей жизни" Интервью А. Фурсенко на радиостанции "Эхо Москвы" 9 марта 2007 г. (http://www.inf.tsu.ru/Webdesign/bpros.nsf/newsprn/1403200739)..В своем выступлении на радио " Эхо Москвы" 9 марта 2007 г. Фурсенко подчеркнул, что сегодня потребности в специалистах меняются быстрее, чем система образования их готовит, что обуславливает необходимость создания более гибкой системы образования. Работодатели заявляют, что они не могут сформулировать, какой им специалист потребуется через 5-6 лет, поэтому надо разбить эту систему подготовки на две части. "Первая часть -- это базовая система, которая готовит человека, скажем, не на 100% к специальности, а на 90. И не к одной зато, а к 10 или к 15, есть общее направление, что человек должен знать, какие базовые знания ему необходимы".Из выступления бывшего министра образования РФ В.М. Филиппова на международной конференции в Санкт-Петербурге следует, что модернизация отечественного образования связана со вступлением России в ВТО. "Российские дипломы должны быть понятны западному работодателю", - пояснял Филиппов. Подписание Болонской Декларации, подчеркивал он, станет весомым аргументом за вступление России в ВТО, поскольку система образования вступающей страны по правилам должна соответствовать стандартам ЕС. Если нам нужны иностранные инвестиции в образование и в целом в экономику, мы должны добиваться того, чтобы западный менеджер понимал цену российского диплома Анализ социально-экономических и институциональных условий адаптации образовательных программ высшего профессионального образования России к задачам Болонского процесса (www.bologna.spbu.ru/application21.doc).. Доля России на мировом рынке образовательных услуг не превышает 0,5 % Кастуева-Жан Т. «Блеск и нищета» высшего образования в России (www.ifri.org/files/Russie/ifri_jean_obrazovanie_sent2006_rus.pdf).. Такую ситуацию объясняет целый ряд различных факторов: относительная трудность русского языка, слабая привлекательность политического и экономического имиджа страны, условия жизни и т.д. Однако, не последней причиной является и недостаточная конкурентоспособность российского образования, в целом ещё слабо интегрированного в европейские и мировые схемы. Нынешняя российская модель трехуровневой подготовки 4 + 2 + 3 специфична. Степень "специалист" не вписывается в Болонскую систему Болонский процесс (http://bologna.mgimo.ru/about.php?lang=ru&cat_id=3&doc_id=3).. Рынок труда нуждается в новом типе специалистов, способных работать на новых местах, которые появляются в современной экономике, особенно в сфере услуг, где на первый план выходит коммуникативная компетентность человека Перминова М. Интеграция российской высшей школы в общеевропейскую образовательную систему / М. Перминова // Известия Саратовского университета, Сер. Социология. Политология. -- 2009. -- № 2. -- С. 30.. Традиционная фундаментальность российского образования позволяет развивать те качества, которые так важны современному работодателю: кругозор, способность мыслить творчески и аналитически и т.д. В то же время необходима подготовка студентов к реалиям современного рынка труда: обучение их методам поиска работы; правилам поведения в деловой среде; привитие навыков публичной презентации себя и результатов своего труда; воспитание коммуникационных навыков; формирование навыков командной и проектной работы. В настоящее время перед Россией стоит задача формирования системы образования, которая воспроизводила бы культурный и интеллектуальный потенциал, способный вывести общество из кризиса и придать ему необходимый запас прочности для вхождения в общемировое пространство, в том числе и образовательное.Существует категория специалистов, для которой важен объем и обширность полученных знаний. Это ученые, инженеры, конструкторы мирового уровня, которые, конечно же, необходимы любой стране. В то же время на экономику страны оказывает первостепенное влияние масса специалистов среднего уровня. Здесь важны уже не столько знания, сколько определенный набор навыков и умений. Для успешного развития страны выпускники со средним уровнем подготовки к профессиональной деятельности должны составлять 50-60%. К сожалению, сегодня эта цифра составляет 20-30% Афанасьев Ю. Роль инновационных образовательных программ в реализации принципов Болонского процесса / Ю. Афанасьев // Материалы семинара по Болонскому процессу (http://smc.nstu.ru/download/seminar_22_11_2007/report/rol_IOP.doc).. Таким образом, переход на двухуровневую систему подготовки, новую систему оценки качества образования для России гораздо более важен и нужен, чем для стран Европы - участниц Болонского соглашения. России необходимо избежать изоляции в образовательном плане. Большинство российских вузов давно нуждается в обновлении своей материально-технической базы и образовательной инфраструктуры, и Болонский процесс может дать толчок процессу модернизации. Мнения экспертов о причинах участия России в болонском процессе разделились следующим образом.С. Медведев считает, что люди являются наиболее универсальными носителями информации. Процессы академической мобильности, обмена и стандартизации являются важной составляющей информационного века. Россия не может оставаться в изоляции от этих поступательных процессов. Болонский процесс для России становится средством повышения своей привлекательности и конкурентоспособности в мировом масштабе и возможностью использовать самый ценный ресурс, человеческий потенциал Медведев С. Болонский процесс, Россия и глобализация / С. Медведев // Высшее образование в России. -- 2006. -- №3. -- С. 31;По мнению К. Пурисайнена и С. Медведева, в современном мире знания стали значимым фактором производства, обеспечивающим наибольшую отдачу от инвестиций. Болонский процесс является частью зарождающейся экономики знаний Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе / под ред. К. Пурисайнена и С. Медведева. -- М.: РЕЦЭП, 2005. -- С. 22.; Д. Бадарч и Б. Сазонов утверждают, что экономика любой страны требует открытости и интернационализации своего потенциала знаний, рынков кадров и инноваций, а также инвестиций в сферу образования, по темпам опережающих общие темпы роста экономики. По всем этим позициям российская экономика отстает. Болонский процесс может способствовать преодолению этого разрыва Актуальные вопросы интернациональной гармонизации образовательных систем: монография / Д. Бадарч, Б. Сазонов. -- М.: Бюро ЮНЕСКО в Москве; ТЕИС, 2007. --С. 12.. Б. Сазонов также считает, что "в рамках Болонского процесса осуществляется большая работа по созданию среды общеевропейского общения, для продвижения диалога и сотрудничества, по разработке методов образовательного сотрудничества" Болонский процесс: актуальные вопросы модернизации российского высшего образования: учебное пособие/Б. Сазонов.-- М.: ФИРО--2006.-- С. 20.. Е.А. Афентьева отмечает, что в сложившихся условиях "У России просто не другого выхода, как включиться в любой "процесс", начатый в Европе, -- "болонский" или какой-либо другой" Афентьева Е. Болонский процесс: плюсы и минусы / Российские вузы и Болонский процесс: материалы научно-практической конференции . Тамбов, 16-19 октября 2006 г. -- Тамбов, издательство тамбовского государственного технического университета, 2006. -- С. 49..
Страницы:
1
,
2
, 3,
4
,
5
,
6
,
7
Апрель (48)
Март (20)
Февраль (988)
Январь (720)
Январь (21)
2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная
ссылка на источник
обязательна.