Решение проблемы конфликта заключается не в том, чтобы закрывать на него глаза, а в том, чтобы воспитывать в самих себе, в наших детях и учениках человечность противостояния обидчику, эмоциональную устойчивость.
Тяжелее всего в конфликтных ситуациях приходится детям. В младшем школьном возрасте у учеников еще не сформирована способность самостоятельно находить выход из неблагоприятной ситуации, снимать отрицательные эмоциональные напряжения с помощью внутриличностной саморегуляции.
Конфликты уносят много сил, могут даже привести к инвалидности и изменить личность. Но если конфликт не достигает состояний «изнуряющей застойности», то он бывает человеку полезен и даже необходим для психического, духовного возмужания и закалки психики. Но для того, чтобы у детей конфликт дал «подвижку души» в нужную сторону, необходимо тактичное участие старшего. Благожелательное, дружелюбное отношение придает силы не только ученику, но и педагогу.
Чтобы найти правильное решение, полезно знать, что в основе конфликта лежит процесс общения.
Общение педагога с детьми является не фоном, на котором решаются задачи обучения и воспитания, а важнейшей составляющей профессиональной деятельности. От того, насколько эффективно решает учитель коммуникативные задачи, зависит и успешность развития детей, и становление профессионализма в деятельности учителя.
Стремление быстро и сразу найти единственное верное решение: как поступить в той или иной ситуации, как отреагировать на тот или иной поступок ребенка, может привести к серьезным проблемам в общении, превратить его в череду неразрешимых конфликтов. Поэтому одной из следующих задач стоящих перед нами было раскрыть природу общения.
Общение - совокупность связей и взаимовлияния людей, складывающихся в их совместной деятельности. Оно предполагает некоторый результат - изменение поведения и деятельности других людей. Каждый человек выполняет определенную роль в обществе. Множественность ролевых позиций нередко порождают их столкновение - ролевые конфликты. В некоторых ситуациях обнаруживается антагонизм позиций, отражающий наличие взаимоисключающих ценностей, задач и целей, что иногда оборачивается межличностным конфликтом.
1.2 Общение как основа социального взаимодействия между людьми
Существует несколько определений понятию общение. В.Г. Крысько дает следующее определение:
Общение - процесс взаимодействия человека с человеком, осуществляемый с помощью средств речевого и неречевого воздействия и преследующий цель достижения изменений в познавательной, мотивационной, эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц.
В повседневной жизни человек учится общению с детства и овладевает разными его видами в зависимости от среды, в которой живет, от людей, с которыми он взаимодействует.
Схематично общение можно представить следующим образом:
передатчик, отправитель;
получатель, приемник, адресат;
канал связи;
шум, сигнал;
код, декодер.
Общение обычно проявляется в единстве пяти сторон: межличностной, когнитивной, коммуникативно-информационной, эмотивной и поведения.
Межличностная сторона общения отражает взаимодействие человека с его непосредственным окружением: с другими людьми и теми общностями, с которыми он связан своей жизнью.
Когнитивная сторона общения позволяет ответить на вопросы о том, кто собеседник, что он за человек, чего от него можно ожидать, и многие другие, связанные с личностью партнера. Также она охватывает и самопознание.
Коммуникативно-информационная сторона общения представляет собой обмен между людьми различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствам, установками и т. п.
Эмотивная сторона общения связана с функционированием эмоций и чувств, настроения в личных контактах партнеров.
Поведенческая сторона общения служит целям согласования внутренних и внешних противоречий в позициях партнеров.
Психологическая же структура общения включает в себя четыре компонента.
Мотивационно-целевой компонент представляет собой систему мотивов и целей общения.
Мотивами общения могут быть:
потребности, интересы одного человека, проявляющего инициативу в общении;
потребности интересы обоих партнеров общении, побуждающие их включиться в общение;
потребности, вытекающие из совместно решаемых задач.
Соотношения мотивов общения колеблется от полного совпадения до конфликта. В соответствии с этим общение может носить дружественный или конфликтный характер.
Основными целями общения могут быть: получение или передача полезной информации, активизация партнеров, снятие напряженности и управление совместными действиями, оказание помощи и влияние на других людей. Цели участников общения могут совпадать или противоречить, исключать друг друга.
Коммуникативный компонент общения в узком смысле слова представляет собой обмен информацией между общающимися индивидами. В ходе совместной деятельности индивиды обмениваются между собой различными мнениями, интересами, чувствами и т. п. Все это и составляет процесс обмена информацией, которому присущи следующие особенности:
Если в кибернетических устройствах информация только передается, то в условиях человеческого общения она не только передается, но и формируется, уточняется, развивается;
В отличие от простого «обмена информацией» между двумя устройствами в общении людей он сочетается с отношением друг к другу;
Характер обмена информацией между людьми определяется тем, что посредством используемых при этом системных знаков партнеры могут влиять друг на друга, оказывать воздействие на поведение партнеров;
Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, принимающий ее, обладает единой или сходной системой кодификации или декодификации.
Интерактивный компонент общения состоит в обмене не только знаниями, идеями, но и влияниями, взаимными побуждениями, действиями. Перцептивный компонент общения проявляется в восприятии друг друга партнерами по общению, взаимном изучении и оценке друг друга.
Общение выполняет определенные функции. Их шесть:
Прагматическая функция общения отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью.
Функция формирования и развития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность. В общем виде общение можно определить как универсальную реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояние и поведение человека.
Функция подтверждения дает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя.
Функция объединения-разъединения людей, с одной стороны посредством установления между ними контактов, способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может способствовать дифференциации и изоляции личностей в результате общения.
Функция организации и поддержания межличностных отношений служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений и взаимоотношений людей интересах их совместной деятельности
Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю и внешнюю речь, достроенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальная форма мышления человека.
Общение возможно лишь при помощи знаковых систем. Различают вербальные средства общения (когда в качестве знаковых систем используются устная и письменная речь) и невербальные средства общения, когда применяются неречевые средства общения.
В вербальном общении обычно применяются два варианта речи: письменная и устная.
В том случае, когда общение осуществляется с помощью неречевых средств, очень важное значение имеют жесты рук, особенности походки, голоса, а так же выражение лица (мимика), глаза (макромимика), поза, движение всего тела в целом (пантомимика), дистанция и тому подобное.
Невербальные средства общения нужны для того, чтобы:
Регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт межу партнерами;
Обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста;
Выражать эмоции и отражать истолкование ситуации.
Общение чрезвычайно многогранно и может быть различных видов. Различают межличностное и массовое общение. Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников.
Массовое общение - это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.
Выделяют также межперсональное и ролевое общение. В первом случае участники общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются походу общения и организации совместных действий. В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители определенных ролей (покупатель - продавец, учитель - ученик, начальник - подчиненный).
Общение может быть доверительным и конфликтным. Первое отличается тем, что в его ходе передается особо значимая информация. Конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия.
Общение может быть личным и деловым. Личное общение - это обмен неофициальной информацией, а деловое - процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность.
Наконец, общение может быть прямое и опосредованное. Прямое (непосредственное) общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. Опосредованное общение - это взаимодействие при помощи дополнительных средств (письма, аудио и видеотехники)
Психологи выделяют три основных типа общения: императивное, манипулятивное и диалогическое.
Императивное общение - это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям.
Манипулятивное общение сходно с императивным. Цель его - оказать воздействие на партнера по общению. Но здесь достижение своих намерений осуществляется скрыто. Как и императив, манипуляция стремится добиться контроля над поведением и мыслями другого человека.
Страницы: 1, 2, 3, 4