Рефераты. Приемы психолого-педагогического взаимодействия учителя с младшим школьником в конфликтных ситуациях

p align="left">Началом конфликта выступает инцидент, то есть, действия оппозиционных сторон, направленные на достижение их целей. Инцидент характеризуется осознанием конфликтной ситуации и переходом к непосредственной активности. Однако нельзя приравнивать осознание конфликтной ситуации к инциденту, так как оно не является инцидентом, но инцидент из нее вытекает.

Развиваясь по определенным закономерностям, конфликт имеет свою динамику, в которой выделяют четыре основных стадии:

1) Возникновение объективной конфликтной ситуации. Эта ситуация -- так называемая стадия потенциального конфликта -- не сразу воспринимается людьми адекватно.

2) Осознание объективной конфликтной ситуации или осознание конфликта (все участники конфликта воспринимают ситуацию как трудноразрешимую). В это время происходит осознание противоречий. Причем последние могут быть не только объективными, реально существующими, но и субъективными, т.е. мнимыми, реально не присутствующими. Поэтому конфликт может быть понят по-разному:

адекватно понятый конфликт, когда стороны правильно понимают существующую объективную конфликтную ситуацию;

неадекватно понятый конфликт, когда стороны воспринимают существующую объективную конфликтную ситуацию как таковую, но с какими-либо отклонениями;

не понятый конфликт, т.е. объективная конфликтная ситуация существует, но не воспринимается как таковая;

ложный конфликт (здесь объективная конфликтная ситуация отсутствует, но стороны воспринимают свои отношения как конфликтные).

3) Конфликтные действия или переход к конфликтному поведению. На этом этапе конфликтное поведение направлено на блокирование достижений противоположной стороны, ее стремлений, целей, намерений.

При вступлении в конфликт каждая из сторон имеет гипотезу об интересах оппонента, причинах его вступления в конфликт. Затем в ходе самого конфликта эти интересы и причины проясняются окончательно, становятся очевидными силы противника и возможные последствия конфликта. В этой фазе когнитивная функция отрезвляет противника, ставит под сомнение правомерность конфликта; и тогда проявляются предпосылки для его разрешения.

4) Любой конфликт когда-либо завершается. Завершение конфликта - это окончание конфликта независимо от причин, по которым он возник.

Завершение конфликта может происходить несколькими путями, среди которых обычно выделяют следующие:

полное прекращение конфликта путем взаимного примирения сторон на какой-либо основе;

Прекращение конфликта вследствие победы одной из сторон;

Ослабление конфликта почти до полного примирения на основе взаимных уступок или уступок одной из сторон;

Трансформация конфликта путем перерастания его в новый конфликт, который затмевает первый, или перерастания в перманентную конфликтную ситуацию;

Постепенное затухание конфликта на основе самопроизвольного течения;

Механическое уничтожение конфликта;

Основными формами завершения конфликта являются: разрешение, урегулирование, затухание, устранение, перерастание в другой конфликт.

Разрешение конфликта - это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условии, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта.

Для разрешения конфликта необходимо изменение самих его сторон (хотя бы одной из них), их позиций, которые они отстаивали в конфликте. Часто разрешение конфликта основывается на изменении и отношения оппонентов к его объекту или друг к другу.

Разрешение конфликта необязательно идет за инцидентом. Конфликт можно разрешить на любой стадии и до конфликтных действий дело может не дойти. Это происходит в силу того, что время продолжения любой стадии конфликта неопределенно и некоторые стадии могут выпасть. Конфликт может остаться неразрешенным , может остаться на стадии конфликтной ситуации, то есть конфликт не возникает, от конфликта можно уйти сразу после его осознания, оставив его неразрешенным.

Можно назвать несколько этапов разрешения конфликта:

а) установление действительных участников конфликтной ситуации;

б) выявление мотивов, целей, способностей, особенностей характера, профессиональную компетентность участников конфликта;

в) изучение существовавших до конфликтной ситуации межличностных отношений участников конфликта;

г) определение истинной причины возникновения конфликта;

д) изучение намерений, представлений конфликтующих сторон о способах разрешения конфликт;

е) выявление отношений к конфликту лиц, не участвующих в конфликтной ситуации, но заинтересованных в его позитивном разрешении;

ж) определение и применение способов разрешения конфликтной ситуации.

Урегулирование конфликта отличается от его разрешения тем, что в устранении противоречия между его сторонами принимает участие третья сторона. Ее участие возможно как с согласия противоборствующих сторон, так и без него.

Для урегулирование конфликта необходимо прежде всего проанализировать конфликтную ситуацию, а затем и предпринимать необходимые действия:

выяснение причины, а затем поводы конфликта;

определить зоны конфликта, то есть включенность определенных сил (следует разграничить деловые стороны конфликта от межличностных сторон);

выяснить мотивы вступления людей в конфликт (мотивировки, объяснение причин могут не совпадать с истинным положением дел, а неумение выяснить мотивы приводит к невозможности урегулирования конфликта);

при анализе конфликтных ситуаций необходима беспристрастность;

Затухание конфликта - это временное прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта и напряженных отношений между его участниками. Конфликт переходит из «явной» формы в скрытую. Затухание конфликта обычно происходит в результате: истощения ресурсов обеих сторон, необходимых для борьбы; потери мотива к борьбе, снижения важности объекта конфликта; переориентации мотивации сторон (возникновение новых проблем, более значимых, чем борьба в конфликте).

Под устранением конфликта понимается такое воздействие на него , в результате которого ликвидируются основные структурные элементы конфликта. несмотря на «неконструктивность» устранения, существуют ситуации, которые требуют быстрых и решительных воздействий на конфликт ( угроза насилия, гибели людей, дефицит времени или материальных возможностей).

Перерастание в другой конфликт случается тогда, когда в отношениях сторон возникает новое, более значимое противоречие и происходит смена объектов конфликта.

Критериями конструктивного разрешения конфликта являются степень разрешения противоречия, лежащего в основе конфликта, и победа в нем правого оппонента.

Важно, чтобы при разрешении конфликта было найдено решение проблемы, из-за которой он возник. Чем полнее разрешено противоречие, тем больше шансов для нормализации отношений между участниками, меньше вероятность перерастания конфликта в новое противоборство.

Не менее существенной является победа правой стороны. Утверждение истины, победа справедливости благоприятно сказывается на социально-психологическом климате во взаимоотношениях между противоборствующими сторонами. В то же время необходимо помнить, что у неправой стороны тоже есть свои интересы. Если их вообще игнорировать, не стремиться переориентировать мотивацию неправого оппонента, то это в дальнейшем чревато новыми конфликтами.

Конфликты могут выполнять позитивные и негативные функции.

К позитивным функциям конфликтов относятся:

разрядка напряженности между конфликтующими сторонами (конфликт способствует установлению лучшего взаимопонимания между людьми, но это возможно только при социальном контроле за ходом конфликта);

информационная и связующая функции (люди могут проверить и лучше узнать друг друга);

сплочение и структурирование организаций (противоборство с внешним врагом, преодоление общих трудностей поддерживает организованность совместных действий людей в группе);

стимулирование к изменениям и развитию (конфликты могут заставить людей искать новые пути и аргументы в отстаивании своих позиций, достижении лучших результатов во взаимодействии);

снятие синдрома покорности (при развитии конфликта люди начинают высказывать идеи, которые ранее скрывали, что позволяет глубже понять ситуацию, проработать варианты решения проблем);

диагностическая функция (при активизации действий каждая сторона сплачивается вокруг общих интересов, выявляются противники, и конфликт может быть быстрее разрешен).

К негативным функциям конфликта относятся:

большие эмоциональные и материальные затраты на разрешение конфликта;

исключение из коллектива, группы, увольнение сотрудников, снижение производительности труда или обучения, ухудшение социально-психологического климата в коллективе, группе;

уменьшение степени сотрудничества между сторонами в будущем или полное прекращение такового;

неадекватное (завышенное) восприятие своей группы, коллектива по отношению к другим группам, представление о других группах как о враге;

утверждение духа конфронтации в организации, группе или

обществе в целом, придание большего значения.

Можно ли считать конфликт неизбежным? Конечно, нет. Г. Дьяконов выделяет в технологии разрешения конфликтов две части:

а) методику «хорошего общения»;

б) методику посредничества в разрешении трудных ситуаций общения.

Обе части довольно тесно и органично связаны, поскольку овладение методикой посредничества предполагает усвоение методов «хорошего», эффективного общения, а разнообразная практика посредничества позволяет глубоко и разносторонне усовершенствовать и развить навыки и умения эффективного общения.

В основе эффективного общения, несомненно, лежит методика эффективного слушания и умения говорить. Б. Бест и М. Бердж включают сюда такие компоненты, как эмпатия, валидация, осознание, обобщение, которые выступают и как навыки -- умения активного слушания, и как основные этапы процесса эффективного слушания в ходе конфликта. Названные компоненты не обязательно должны следовать друг за другом в приведенной последовательности, однако этапы валидации и эмпатии должны всегда предшествовать этапам осознания и обобщения.

Итак, первое, что надо делать для ослабления конфликтности, -- это проявлять эмпатию. Оно предполагает понимание чувств другого человека. Эмпатию можно выражать как словами, так и невербально, с помощью языка тела, пространства, времени и т. д.

Второе средство смягчения конфликта -- это валидация, т.е. подтверждение переживаний другого человека, выражение веры и согласия с тем, что они действительно серьезны. Надо дать понять другому человеку, что его чувства воспринимаются как реальные, настоящие, глубокие. Основные способы валидации:

повторить то, что сказал другой человек (партнер, оппонент), и это, кстати, позволит вам убедиться, что вы правильно понимаете его, и показать, что вы слушаете этого человека;

подчеркивать то хорошее, что человек сделал или пытался сделать, и тогда ваш собеседник будет стараться более подробно что-то рассказать или сделать для разрешения конфликта;

использовать примеры и ссылки на то, что нечто подобное было с вами, с вашими знакомыми;

произносить время от времени слова о том, что вам кажется, что вы понимаете собеседника, что вы представляете, как это было и т. п.

Третье, что необходимо в ходе конфликта, -- это осознание или прояснение ситуации, отношений и прочего. Осознание обычно осуществляется с помощью вопросов, задаваемых с целью получить нужную информацию о проблеме конфликта, о фактической стороне противодействия.

Четвертое умение, необходимое в конфликте, это -- обобщенные, то есть повторение, перефразирование проблемы или ее главных моментов, чтобы у каждого участника конфликта была уверенность, что и как было понято в ходе общения и конфликта. Обобщение особенно необходимо при переходе от одного этапа конфликтного общения к другому, а также при завершении многоэтапного взаимодействия.

Существуют правила, которых необходимо придерживаться для избегания конфликта (приложение 1).

Помимо некоторых правил активного слушания Б. Бест и М. Бердж формулируют несколько важных и полезных рекомендаций, способствующих эффективному разговору в процессе конфликта (приложение 2).

Есть еще один чрезвычайно важный момент в стратегии эффективного разрешения конфликта -- это использование богатого языка движений тела, широкого спектра всех средств и способов невербального общения: лицевой экспрессии, кинетики, проксемики, таксики и пр. Невербальные средства мимики, пантомимики, прикосновений, пространства, времени могут и должны использоваться на всех этапах трудного или конфликтного общения, но место и формы их использования на каждом из этапов, конечно, будут различными, более или менее адекватными или совсем неэффективными и даже просто неуместными.

Не менее популярным приемом преодоления конфликта является посредничество, которое представляет собой специально организованное общение двух конфликтующих сторон при участии и помощи третьей, нейтральной стороны (посредника). В зарубежной психологии для обозначения нейтральной стороны используют термины «медиация» (посредничество), «медиатор» (посредник).

Механизм посредничества заключается в том, что наличие третьего, нейтрального, стороннего, внешнего участника позволяет перенести на него часть эмоциональной нагрузки конфликта. Посредник выполняет ряд важнейших функций косвенного управления ходом конфликта, поскольку в чем-то заменяет его непосредственных участников.

Процедура медитации в самом общем виде заключается в том, что посредник способствует тому, чтобы оппоненты-противники захотели вступить в диалог с целью разрешения конфликта. Затем он помогает оппонентам выслушать позиции друг-друга в развернутой форме, постепенно осознать взаимное доверие и наметить некоторые новые содержательные и личностно-коммуникативные аспекты проблемы и отношений конфликтующих сторон. В заключение течение конфликта переходит в фазу прямого диалога оппонентов-партнеров, что позволяет найти конструктивные решения и приемлемые компромиссы и разработать их до уровня программы взаимных действий, удовлетворяющих обе стороны конфликта.

Разрешение конфликтов при помощи методики посредничества, по мнению Г. Дьяконова, включает пять основных этапов и соответственно пять основных форм умений и навыков, требующихся от ведущего процесс посредничества: организация опосредования конфликта, мотивация и установление отношений оппонентов, монологическое опосредование конфликта, диалогическое опосредование конфликта и подведение итогов конфликта.

Организация опосредования конфликта заключается в проектировании и конструировании формы сеансов опосредования конфликта и подготовке участников конфликта к предстоящему взаимодействию.

Поскольку возможности методики посредничества в нашей культуре мало кому известны, то чаще всего именно посредник выступает инициатором разрешения конфликта. Он отдельно встречается с обеими сторонами, объясняет им, в чем заключаются цель и процедура посредничества, убеждает, что благодаря посредничеству они могут достойно выйти из конфликтной ситуации, и заручается их согласием на участие в процессе медиации. Конечно, если посреднику уже удалось достичь некоторой известности как эффективному помощнику в разрешении конфликтов, то желающие могут найти его и по своей инициативе, но и в этом случае медиатор лично встречается с каждой стороной и раскрывает все основные особенности будущего взаимодействия оппонентов.

Организация встречи конфликтующих сторон требует вдумчивого поиска и подготовки места встречи, а также некоторых важных моментов ее оформления. Следует продумать обстановку для встречи.

Мотивация и установление отношений участников разрешения конфликта -- второй этап посредничества и начало медиаторного процесса. Посредник приветствует участников конфликта, выражает удовлетворение тем, что они проявили добрую волю и сделали первый шаг на пути к разрешению взаимных трудностей, т. е. пришли на сеанс посредничества. Пользуясь методом валидности, медиатор всячески подчеркивает серьезность и значимость возникшей ситуации, выражает свое уважение к сторонам конфликта, старается убедить в возможности успеха. Затем ведущий кратко говорит о тех стадиях работы, которые предстоит пройти, и объясняет (точнее говоря, напоминает) основные правила работы в ходе сеанса посредничества. Очень хорошо подготовить заранее в печатном виде «Памятку» со всеми нужными правилами (приложение 3).

Монологическое опосредование конфликта -- третий этап посредничества. Он заключается в поочередном высказывании сторон конфликта с целью выражения своих позиций, взглядов, чувств, отношений.

На данном этапе ведущий предоставляет возможность высказаться каждой стороне конфликта со всей необходимой полнотой и даже создает возможности для повторения, подчеркивания некоторых моментов видения картины конфликта.

Главный метод ведущего на этом этапе -- пассивное и активное слушание, помогающее сторонам конфликта глубже и полнее развернуть все аспекты и стороны субъективных картин конфликта и, может быть, впервые почувствовать и убедиться, что их слушают, что их понимают, что они дают выход переживаниям, переполнявшим их до этого.

Психологическая форма данного этапа диалогизации конфликта -- обмен конфликтующих сторон монологами, а задача посредника -- побуждать стороны и помогать им понимать и оценивать позицию другого человека в конфликте, а также показывать, какие чувства он переживает, когда находится в этой позиции.

Следует продумать, кто из участников может или должен начать говорить первым. При конструктивном отношении сторон к процессу посредничества обычно лучше, если начинает та сторона, которая чувствует себя ущемленной, считает что ее права нарушены.

Диалогическое опосредование конфликта -- четвертый этап медиации -- заключается в том, что после того, как между сторонами конфликта установлены эффективные способы общения, произведена необходимая коррекция их взаимоотношений и развернуты субъективные картины конфликтного события, посредник-медиатор постепенно переводит общение и взаимодействие между ними в форму прямого, непосредственного диалога.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.