Рефераты. Примерная программа по русской литературе для школ с родным (нерусским) языком обучения

p align="left">Тема назначения поэта в лирике Державина. Проблема жизни и смерти в его философской лирике. Обращение поэта к библейской символике. Традиции и новаторство поэта в жанре оды.

Жанр путешествия в русской литературе. Протест против самодержавия и крепостничества в книге “Путешествие из Петербурга в Москву”. Величественная и трагическая фигура русского просветителя-гуманиста.

Н.М. Карамзин - историк, писатель, реформатор русского языка. Глубина чувств простого человека в прозе Карамзина. Демократическая направленность творчества писателя. Роль пейзажа.

Русская литература XIX века (230 час)

Поворотные события русской истории начала века (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, реформа 1861 г.) и их отражение в русской литературе. Разнообразие художественного и философского осмысления категории свободы в русской литературе (свобода общественная и личная, свобода творчества, свободное начало в любви и дружбе, природа как воплощение свободы). Общественный и гуманистический пафос русской литературы XIX в. Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры. Романтизм в русской и родной литературе. Новое понимание человека в его связях с национальной историей. Родной быт и природа. Вопрос о самоценности личности у романтиков. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром. Романтический пейзаж. Проблема положительного героя в русской и родной литературе. Зарождение темы «маленького» человека. Понятие «лишнего» человека, образ «героя нашего времени». Зарождение реализма.

Реализм в русской и родной литературе, многообразие реалистических тенденций. Демократизация русской литературы, развитие темы "маленького человека", проблема нищеты, бесправия, унижения человеческого достоинства. Поиск в литературе героя нового типа, готового взять на себя ответственность за судьбу родины. Герой-индивидуалист, герой-праведник, герой-крестьянин, образ русской женщины. Близкие типы характеров в родной литературе учащихся. Нравственные и философские искания русских писателей. Проблемы свободы и необходимости, веры и безверия, смысла жизни и тайны смерти. Религиозные и богоборческие мотивы, материалистические настроения, проблема добра и зла в мире, их взаимосвязь. Литература о глубокой, таинственной связи человека и истории, человека и природы. Западники и славянофилы в русской культуре; споры о судьбе России, о ее особом предназначении. Проблема "народ и интеллигенция", сложность взаимопонимания между ними. Роль литературы в формировании русского языка.

И.А. Крылов (6 час)

Жизнь и творчество (обзор).

БАСНИ «Квартет», «Ларчик», «Волк и ягненок», «Волк на псарне» (возможен выбор четырех других басен).

Жанр басни в русской и родной литературе. Дидактическая просветительская направленность басен Крылова, обличение в них человеческих пороков. Заимствования, перевод и русский национальный колорит, народная мудрость в баснях Крылова, народность языка. Образ волка как воплощение зла в русской литературе. Образ волка в родной литературе. Историко-культурный контекст басни «Волк на псарне».

В.А. Жуковский (6 час)

Жизнь и творчество (обзор).

БАЛЛАДА «Светлана»

Баллада как лироэпический жанр. Фольклорная основа баллады, ее нравственный пафос. Жанр баллады русской и родной литературе.

СТИХОТВОРЕНИЯ «Жаворонок», «Море» (возможен выбор двух других стихотворений)

Романтизм поэзии Жуковского. Мир человека и мир природы в лирике поэта.

А.С. Грибоедов (11 час)

Жизнь и творчество (1 час)

КОМЕДИЯ «Горе от ума» (в сокращении) (10 час).

Проблема ума в комедии, столкновение нового мировоззрения со старым. Фамусов и «фамусовская Москва», обличение нравственной деградации «фамусовского общества». «Миллион терзаний» Чацкого. Образ Софьи и его роль в развитии сюжета и проблематики пьесы. Соотношение любовной интриги и общественно-политического содержания комедии. Широкий, обобщающий смысл конфликта. Художественное своеобразие пьесы, афористичность языка.

А.С. Пушкин (50 час)

Жизнь и творчество. Значение пушкинского наследия в русской культуре. (2 час)

СТИХОТВОРЕНИЯ: «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (стихотворения обязательны для изучения).

«Осень», «Деревня», «Не пой, красавица, при мне...» (возможен выбор трех других стихотворений) (16 час)

Разнообразие мотивов лирики поэта: политическая, философская лирика, стихи о любви и дружбе, тема поэта и поэзии, природа в понимании и изображении Пушкина. Обращение поэта к поэтической образности культур Запада и Востока. Особенности пушкинского гуманизма, мотив милосердия в его творчестве. Простота и лаконизм пушкинского стиля. Лирика Пушкина в переводах на родной язык учащихся.

ПОЭМА «Цыганы» (5 час) (возможен выбор другой романтической поэмы).

Особенности конфликта: столкновение современного человека, носителя европейской цивилизации с миром «дикой вольности» детей природы. Романтический колорит, интерес поэта к экзотике цыганской жизни. Неспособность людей понять иной быт, чужие традиции, обычаи, как одна из причин трагической развязки. Черты романтического героя в образе Алеко. Реалистический элемент в поэме, зависимость человека от жизненных обстоятельств, тема судьбы, мысль о недостижимости абсолютной свободы. Сложные, неоднозначные отношения категорий свободы и счастья.

ПОВЕСТЬ «Станционный смотритель» (5 час) (возможен выбор другой повести из цикла «Повести Белкина»).

Нравственная проблематика повести «Станционный смотритель», обращение Пушкина к изображению быта простых людей. Образ «маленького» человека русской и родной литературе. Библейская символика в повести.

ПОВЕСТЬ «Дубровский» (4 час).

Главные герои и образы крестьян. Соотношение эпического и лирического в повести. Нравственная проблематика, проблема выбора и верности долгу.

РОМАН «Капитанская дочка» (6 час) (в сокращении);

Проблемы судьбы, истории, взаимоотношений народа и дворянства. Изображение «русского бунта». Пугачев - историческое лицо и Пугачев Пушкина. Проблема чести и долга в жизни представителей разных сословий русского общества. Богатство и разнообразие изображения народных характеров.

РОМАН В СТИХАХ «Евгений Онегин» (обзорное изучение с чтением глав - 1,4,6,8) (12 час)

Образ Онегина в романе "Евгений Онегин", душевная черствость и опустошенность героя-индивидуалиста, проблема эгоизма. Татьяна - «милый идеал» Пушкина, поэтичность ее натуры, близость народной стихии, верность долгу. Нравственная проблематика романа. Основные сюжетные линии романа. Тип «лишнего человека» в русской литературе.

Творчество Пушкина в оценке Белинского.

Влияние творчества А.С.Пушкина на развитие родной литературы.

М.Ю. Лермонтов (36 час)

Жизнь и творчество (1 час)

СТИХОТВОРЕНИЯ «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт», «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Пророк». (стихотворения обязательны для изучения)

«Утес», «Листок», «Ангел» (возможен выбор трех других стихотворений (15 час)

Основные мотивы и темы лирики: одиночество, свобода и воля, борьба, неприятие светского общества, судьба поколения, поэт и поэзия, жажда любви и гармонии в природе и человеческой жизни. Восточные мотивы в лирике поэта. Земное и небесное у Лермонтова. Лермонтов как выразитель общественных настроений эпохи после поражения восстания декабристов.

ПОЭМА «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (5 час) (в сокращении)

Историческая основа поэмы. Близость языка поэмы к фольклорной традиции. Особенности конфликта и проблематики. Сильная личность и герой-индивидуалист в изображении и понимании Лермонтова. Основы народной нравственности в поэме.

ПОЭМА «Мцыри» (в сокращении) (5 час)

Конфликт человека с окружающим его миром природы, социальной средой. Обращение поэта к кавказскому колориту. Черты романтизма в поэме, особенности языка и стиля.

РОМАН «Герой нашего времени» (повести «Бэла» и «Максим Максимыч») (10 час).

История создания романа «Герой нашего времени», его жанровое своеобразие. Социальная, психологическая и нравственная проблематика романа. Образ Печорина, его соотнесенность с образами других героев (Максим Максимыч и герои-горцы). Трагедия героя-индивидуалиста. Максим Максимыч как тип природного, не испорченного цивилизацией русского человека. Образ Бэлы как воплощение нравственной чистоты: ее по-детски наивный взгляд на мир, тяготение к природе, сочетание в ней гордости и скромности. Реализм и романтизм в романе.

А.В. Кольцов (2 час) (возможен выбор другого поэта пушкинской эпохи)

Слово о писателе.

СТИХОТВОРЕНИЯ «Косарь», «Песня пахаря», «Урожай» (возможен выбор трех других стихотворений)

Народно-поэтические традиции в лирике Кольцова. Воспевание красоты и поэзии крестьянского труда.

Н.В. Гоголь (23 час)

Жизнь и творчество (1 час)

ПОВЕСТЬ «Майская ночь или утопленница» (возможен выбор другой повести из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки») (в сокращении) (3 час)

Жанровое своеобразие сборника «Ночь перед Рождеством». Поэтизация, особенный национальный колорит картин народной жизни, природы, любви в повести “Майская ночь, или утопленница”. Сочетание реального и фантастического, лиризма и юмора.

ПОВЕСТЬ «Тарас Бульба» (в сокращении) (4 час)

Историческая основа повести. Прославление духа товарищества и самоотверженности. Героико-патриотический пафос повести. Столкновение чувства и долга в повести. Образы Остапа и Андрия.

ПОВЕСТЬ «Шинель» (в сокращении) - (3 час)

Социальная проблематика повести «Шинель», ее нравственно-этический пафос. Сочетание реального и фантастического в повести, художественная роль детали. Сочетание в речи повествователя юмора, иронии, приемов комического сказа с элементами возвышенного, патетического стиля. Образ «маленького человека» русской и родной литературе. Особенности фантастического у Гоголя

КОМЕДИЯ «Ревизор» (в сокращении) (5 час)

Разоблачение нравственных пороков русского чиновничества в комедии «Ревизор». Образ Хлестакова как художественное открытие Гоголя. Обобщающий смысл образа города. Многозначность финала. Значение драматургии Н.В.Гоголя для становления и развития драматургии в родной литературе.

ПОЭМА «Мертвые души» (I том) (главы VI, VII) (7 час)

История замысла, жанр и смысл названия поэмы "Мертвые души". Композиция глав о помещиках. Образ Плюшкина как воплощение последней степени падения человека. История жизни Плюшкина. Содержание и роль лирических отступлений в главе. Плюшкин и Чичиков. Гоголь-сатирик. Чиновничество в России как разъедающее страну зло. Образы крестьян в поэме. Приемы контраста, гипербола, сравнение, лиризм.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.