Жизнь и творчество (1 час)
СТИХОТВОРЕНИЯ «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Нашему юношеству» (возможен выбор трех других стихотворений).
Гуманистический пафос творчества Маяковского, объединяющий его раннюю и зрелую лирику. Лирический герой Маяковского. Драматизм стихотворения «Хорошее отношение к лошадям». Тема поэта и поэзии. Уважительное отношение поэта к народам, населяющим Советский Союз, к их языкам и культуре. Влияние поэзии Маяковского на творчество поэтов - представителей родной литературы учащихся.
Жизнь и творчество (обзор)
СТИХОТВОРЕНИЯ «Нивы сжаты, рощи голы...», «Песнь о собаке», «Не бродить, не мять...» (возможен выбор трех других стихотворений)
Основополагающее значение темы родины в творчестве поэта. Любовь к родному краю, его природе, быту, традициям. Лирический герой Есенина. Ответственность человека за все живое на земле. Картины природы, передающие тончайшие душевные переживания лирического героя. Проникновенное чувство любви к родине у поэтов - представителей родной литературы, созвучное лирике Есенина.
СТИХОТВОРЕНИЯ «Не с теми я, кто бросил землю...», «Мужество», «Лотова жена» (возможен выбор трех других стихотворений).
Обостренное чувство родины в дни тяжелых испытаний. Восприятие войны как борьбы за национальную культуру, за «великое русское слово». Глубокое понимание женской души, внутреннего мира женщины в стихотворении «Лотова жена», переосмысление в нем библейского мотива.
СТИХОТВОРЕНИЯ «Снег идет», «Заморозки» (возможен выбор двух других стихотворений)
Художественное своеобразие лирики Б.Пастернака. Использование поэтом оригинальных, необычных тропов. Изображение природы в стихотворениях поэта.
ПОВЕСТЬ «Собачье сердце» (в сокращении).
Проблема сохранения традиций культуры и духовности. Мир русской интеллигенции в ее взаимоотношениях с малообразованными представителями новой власти. Губительность противоестественного вмешательства людей в законы природы и общества. Реальность и фантастика у Булгакова. Трагическое и комическое в повести.
РАССКАЗЫ «История болезни», «Интересная кража в кооперативе» (из «Голубой книги») (возможен выбор двух других рассказов
Природа комического в рассказах Зощенко. Образ повествователя. Обличение пошлости, невежества, мещанских нравов в сатире Зощенко. Юмористические произведения родной литературы, созвучные рассказам Зощенко).
Рассказ «Цветок на земле» (возможен выбор другого произведения)
Мир детства в рассказе. Идея созидательного добра. Романтический пафос рассказа. Особенности языка и стиля.
Слово о писателе.
ПОВЕСТЬ «Алые паруса» (возможен выбор другого произведения)
Гуманистический пафос повести. Прославление силы, красоты, человечности. Романтические характеры героев.
РАССКАЗ «Избушка в лесу» (возможен выбор другого рассказа)
Единство человека и окружающего его мира природы. Возвышающее и очищающее воздействие искусства на душу человека. Роль искусства в жизни родного народа.
СКАЗКА-БЫЛЬ «Кладовая солнца» (возможен выбор другого произведения)
Тема бережного отношения к природе. Умение видеть удивительное в незаметном. Гармония человека и природы. Художественная функция пейзажа.
СТИХОТВОРЕНИЯ «Не позволяй душе лениться...», «Некрасивая девочка» (возможен выбор двух других стихотворений)
Философские мотивы в лирике Заболоцкого в сопоставлении с лирикой родной литературы.
ПОЭМА «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два бойца», «Поединок»).
Художественная панорама войны, поэтический памятник русскому солдату - победителю. Воплощение в Теркине лучших черт русского национального характера. Фольклорная основа образа Теркина. Юмор в поэме. Образ солдата в родной литературе.
РАССКАЗ «Судьба человека» (в сокращении).
Героическое и трагическое в рассказе. Преодоление личной трагедии любовью. Жизнеутверждающий пафос рассказа. Роль пейзажных зарисовок в композиции рассказа.
Слово о писателе
РАССКАЗЫ «Чудик» и «Срезал»
Образы бескорыстных правдоискателей («чудиков») в рассказах, осуждение писателем эгоизма и бездушия.
РАССКАЗ «Как жаль»
Трагедия простых людей в тяжелой атмосфере тоталитарного режима.
РАССКАЗ «Гирманча находит друзей»
Мир подростков. Проблема преодоления национальных барьеров, путь к дружбе и взаимопониманию.
РАССКАЗ «Уроки французского» (в сокращении)
Нравственная проблематика рассказа. Духовная память человека как нравственная ценность. Образ учительницы, ее чуткость, глубокое понимание ею легко ранимой души подростка. Чувство собственного достоинства юного героя.
РАССКАЗ «Арктур - гончий пес»
Стремление живого существа любой ценой реализовать свое предназначение в жизни. Лаконизм прозы Казакова, роль детали.
СТИХОТВОРЕНИЯ «Деревенские ночи», «Январское»
Тема родины в лирике поэта, вера в ее неисчерпаемые духовные силы. Гармония человека и природы. «Есенинское» направление в «тихой» лирике Рубцова.
СТИХОТВОРЕНИЯ «Тбилисские базары», «Ров»
Полнота и радость ощущения жизни. Красота мира и его беззащитность перед угрозой разрушения человеком.
ПЕСНИ «Молитва Франсуа Вийона», «Когда метель...»
Окуджава как поэт и как бард. Религиозные мотивы в поэзии Окуджавы. Поэт о гармонии и теплоте человеческих отношений.
Карело-финский мифологический эпос «Калевала» (фрагменты) (6 час)
Эпическое изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников.
Многообразие литератур народов России, отражение в них национальных картин мира. Общее и национально специфическое в литературах народов России. Различные религиозно-духовные корни национальных литератур народов России. Контактные связи русских писателей с писателями-представителями других литератур народов России.
Г. Айги, Р. Гамзатов, С. Данилов, М. Джалиль, Н. Доможаков, М. Карим, Д. Кугультинов, К. Кулиев, Ю. Рытхэу, Г. Тукай, К. Хетагуров, Ю. Шесталов.
Произведения не менее двух авторов по выбору, например:
Габдулла Тукай (5 час)
Слово о писателе. Влияние на творчество Тукая творчества русских поэтов АС. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.В. Кольцова, Н.А. Некрасова.
Стихотворения цикла «О, эта любовь!»
Лиризм стихотворений, использование традиционной формы газели. Фольклорные мотивы поэмы «Шурале». Тема родной земли, родного народа в поэме, своеобразие жанра. Переводческая деятельность Тукая, его переводы АС. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и других русских поэтов. Роль Тукая в формировании татарского литературного языка, в развитии татарской литературы.
СТИХОТВОРЕНИЯ из сборника «Европа - Азия».
Воспевание дружбы между народами. Гуманистический пафос стихотворений, их афористичность, глубокий лиризм, отражение в них народной мудрости.
Поэма «Бессмертие», близость образа героя поэмы образу Василия Теркина из одноименной поэмы Твардовского.
Трагедия «Не бросай огонь, Прометей». Переосмысление поэтом древнего мифа, тема жертвенности во имя идеала. Лейтмотив трагедии - вера в человека, надежда на его нравственное возрождение. Образ Прометея в мировой литературе.
Единство и многообразие мирового литературного процесса. Взаимодействие зарубежной, русской и родной литературы, отражение в них «вечных» проблем бытия. Античная литература. Гуманистический пафос литературы Возрождения. Европейский классицизм. Представление о героическом, высокое назначение человека, его способность противостоять превратностям судьбы. Сложность и противоречивость человеческой личности. Проблема истинных и ложных ценностей. Бунтарские порывы людей и их воплощение в литературе. Проблема выбора жизненного идеала и жизненного пути. Высокое звучание темы любви как одной из высших ценностей человеческого бытия в европейской, американской и восточной литературе. Идеал и действительность. Романтизм и реализм в зарубежной литературе. Человек, природа и общество. Тема детства в зарубежной литературе.
Многообразие проблематики и художественных исканий в литературе ХХ в., сатира и юмор, фантастика, сказка. Постановка острых проблем современной действительности в литературных произведениях.
Слово о Гомере.
«Илиада», «Одиссея» (фрагмент «Одиссей у Циклопа»).
Человек и судьба в древнегреческой литературе. Главные герои поэмы, своеобразие гомеровского эпоса.
Катулл
Слово о поэте.
Стихотворения: «Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить иль признательность друга...»
Щедрость души поэта, мотивы отчаянья и гнева в его лирике.
Гораций
Ода «К Мельпомене» («Я памятник воздвиг...»)
Тема бессмертия поэтического творчества. Судьба произведения Горация в русской литературе.
Цикл "Рубаийат" (3 рубаи по выбору).
Философские миниатюры Хайяма. Проблема жизни и смерти, любви и дружбы.
«Божественная комедия» «Ад», 5-я песня (история Паоло и Франчески).
Гуманистическая основа произведения. Столкновение права человека на свободу чувств с требованием христианского самоограничения.
Роман «Дон Кихот» (фрагменты).
Образ «глупого мудреца», его философский смысл. Рациональное и эмоциональное в человеке. Соотношение мечты и реальности в жизни. Дон Кихот как вечный образ.
ТРАГЕДИИ: «Ромео и Джульетта» (фрагменты), «Гамлет» (фрагменты)
Бессмысленная вражда, ненависть, несущие горе людям. Отражение «вечных тем»: любовь, преданность, вражда, месть. Диалектика добра и зла в трагедии «Гамлет». Сложный, противоречивый образ главного героя. Гамлет в ряду «вечных образов».
СОНЕТЫ: № 66 («Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж...»); № 130 («Ее глаза на звезды непохожи...»)
Художественное своеобразие лирики Шекспира.
КОМЕДИЯ «Мещанин во дворянстве» (фрагменты).
Проблема подлинной и мнимой культуры. Особенности сатиры и юмора у Мольера. Особенности классицистической драматургии.
ТРАГЕДИЯ «Фауст»: Пролог на небе, сцена договора (фрагменты).
Интерпретация народной легенды о докторе Фаусте. Поиск смысла жизни в трагедии. Диалектика добра и зла. Проблема разума и сердца, образы Фауста и Маргариты. Жажда познания как свойство человеческой природы.
Баллада «Перчатка» (возможен выбор другого произведения).
Идея чести и человеческого достоинства в балладе. Напряженностью сюжета и неожиданность развязки.
Поэма «Паломничество Чайльд-Гарольда» (возможен выбор другого произведения)
Образ главного героя, его странствия, знакомство с бытом и жизнью различных народов, восхищение их красотой и самобытностью. Своеобразие «байронического» героя.
НОВЕЛЛА «Маттео Фальконе» (Возможен выбор другого произведения)
Характер главного героя как двигатель сюжета.
НОВЕЛЛА «Падение дома Ашеров» (Возможен выбор другого произведения)
Фантастические события и реальное их объяснение. Образ главного героя. Романтический пейзаж.
РАССКАЗ «Дары волхвов» (Возможен выбор другого произведения)
Смысл названия рассказа. Любовь как дар; жертвенная сущность любви. Неожиданность и закономерность финала.
РАССКАЗ «Любовь к жизни» (Возможен выбор другого произведения)
Северные рассказы Дж. Лондона. Изображение мира мужественных, сильных, волевых людей. Север как мерило истинной ценности человека, силы его духа.
Сказка «Маленький принц»
Жанр философской сказки. Мудрость детского восприятия мира. Духовное и материальное, красивое и полезное в иерархии жизненных ценностей. Тема любви и дружбы. Ответственность как основа человеческих отношений.
Х.К. Андерсен, Р. Бернс, Р. Брэдбери, У. Блейк. Ж. Верн, Ф. Вийон, Г. Гейне, У. Голдинг, В. Гюго, Д. Дефо, А.К. Дойл, Р. Киплинг, Л. Кэррол, Ф. Купер, Дж. Свифт, Л. Стивенсон, Дж. Сэлинджер, М. Твен, Э. Хемингуэй. (8 час)
Возможен выбор трех авторов из указанного списка, например:
Роман «Путешествие ...Гулливера»
Сатирическое изображение пороков современного общества. Особенности сатиры Свифта.
Сказка «Снежная королева»
Нравственная основа сказки. Тема верности и мужества, добра и зла. Символические образы в сказке.
«Приключения Тома Сойера» (фрагменты)
Мир подростков, полный поэзии и романтических приключений.
Устное народное творчество. Жанры фольклора.
Литературные роды и жанры.
Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция, стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.
Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.
Взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур.
Общее и национально-специфическое в литературе.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5