заботиться о соответствии преподносимых знаний возрасту и развитию учеников. Уже в школе первой ступени дети усваивают такие понятия, как «конституция», «власть», «авторитет», «закон», «ответственность», «правительство» и др., если их формирование осуществляется на конкретных примерах, тут же подтверждается практикой и закрепляется. Школа второй и третьей ступени закрепляет, развивает необходимые 1тия, воспитывает убеждения, формирует гражданские качества, привлекая воспитанников к реальным социальным процессам.
Актуальная задача -- преодоление в ближайшие годы апатии, инертности и социального отчуждения молодежи. Для чего воспитатели должны добиваться ускорения темпов социализации, которые в последние десятилетия снизились. Часть молодых людей не торопится принимать на себя ответственность за судьбу общества, своей семьи и даже свою собственную. Уход от трудностей жизни, безразличие к общественным делам распространены повсеместно. В этом повинно и общество, не предоставляющее молодым людям надлежащие условия для ускоренного развития, и система воспитания, отводящая молодым людям роль «недорослей», и семья, создающая условия для иждивенчества, долгих поисков своего а в жизни.
«Не для школы -- для жизни» -- такой призыв встречал учеников древнеримских школ. Уже античные педагоги поняли бессмысленность воспитания, оторванного от жизни, практики. Формирование личности человека находится в прямой зависимости от его деятельности, личного участия в об-менных и трудовых отношениях. Положительные качества развивает труд: чем его больше, чем он целесообразнее, тем выше уровень развития и социализации личности. Поэтому воспитанников необходимо включать в общественную жизнь, разнообразные полезные дела, формируя соответствующее положительное отношение к ним. Участвуя в посильном труде на правах равноправных членов, воспитанники приобретают опыт нравственного поведения, развиваются духовно и физически, уясняют общественно важные мотивы труда, закрепляют и совершенствуют моральные качества.
Школа жизни -- лучшая школа воспитания. Поэтому прин-цип связи воспитания с жизнью стал одним из основополага-ющих в подавляющем большинстве воспитательных систем Он требует от воспитателей активной деятельности в двух главных направлениях: 1) широкого и оперативного озна-комления воспитанников с общественной и трудовой жизнью людей, происходящими в ней переменами; 2) привлечения воспитанников к реальным жизненным отношениям, различ-ным видам общественно полезной деятельности.
Подростки активно стремятся к взрослости, сама природа дает воспитателям возможность достичь необходимого педа-гогического эффекта. Чем меньше возраст ребенка, тем больше возможностей формировать его социальные чувства и стойкие привычки поведения; пластичность его нервной системы по-зволяет достигать высоких результатов при решении всех вос-питательных задач. И. П. Павлов указывал, что жизнедеятель-ность человеческого организма обусловлена влиянием ок-ружающей среды, условиями его существования. Это влияние он назвал «жизненным воспитанием». Такое воспитание -- «школу жизни» -- проходят все подрастающие поколения. В результате у них накапливается опыт поведения, вырабаты-ваются навыки, необходимые для включения в общественную жизнь.
В некоторых воспитательных системах связь воспитания с жизнью трактуется суженно как приобщение воспитанников к труду, посильному участию в общественном производстве. Это обедняет процесс воспитания, закрывает пути для полноправ-ного участия детей и подростков в решении важных для любого человека проблем: демократизации общества, соблюдения прав человека, сохранения окружающей среды и многих других. Общественно полезный труд -- это одно из важнейших средств социализации личности, включения ее в систему общественных отношений.
Правильная реализация принципа связи воспитания с жизнью требует от педагога умения обеспечить:
-- понимание учащимися роли труда в жизни общества и каждого человека, значения экономической базы общества для удовлетворения растущих запросов его граждан;
-- уважение к людям труда, создающим материальные и духовные ценности;
-- развитие способности много и успешно трудиться, жела-ния добросовестно и творчески работать на пользу об-щества и свою собственную пользу;
-- понимание общих основ современного производства, стремление расширять политехнический кругозор, овла-девать общей культурой и основами научной организа-ции труда;
-- сочетание личных и общественных интересов в трудовой деятельности, выбор профессии в соответствии с задача-ми общества и хозяйственными потребностями;
-- бережное отношение к общественному достоянию и при-родным богатствам, стремление приумножать своим тру-дом общественную собственность;
-- нетерпимое отношение к проявлениям бесхозяйствен-ности, безответственности, нарушениям трудовой дис-циплины, иждивенчеству, лодырничеству, тунеядству, расхищению общественной собственности и варварско-му отношению к природным богатствам. Принцип связи воспитания с жизнью, трудом осуществля-ется при соблюдении правил, раскрывающих отдельные сто-роны проявления этого принципа:
1. Следует преодолевать абстрактность и догматизм в соци-альном и трудовом воспитании школьников, привлекать их к конкретной и посильной деятельности. Нужно иметь прог-рамму осуществления требований принципа на уроках и во внеклассной воспитательной работе, соблюдать постепенность в его реализации.
2. Воспитатель, согласуя свои действия с семьей, объясняет каждому воспитаннику, что его главный вклад в обществен-ное производство -- учебный труд, помощь дома и в школе.
Не надо препятствовать желанию подростков и юношей объединяться в производственные кооперативы, хозрасчетные бригады, подрабатывать во время каникул.
3. Дети обычно стремятся к деятельности; пассивность, инертность, безделье чужды природе ребенка. Воспитатель, не учитывающий это, нарушает и сдерживает процесс социализа-ции личности.
4. Реализация принципа требует широкого использования на уроках и во внеклассной воспитательной работе местного краеведческого материала.
5. Участвуя наравне со взрослыми в решении жизненно важных вопросов, школьники приучаются нести ответствен-ность за принятые решения, у них быстрее и успешнее форми-руются гражданские качества.
6. Успешно осуществлять принцип связи воспитания с жизнью немыслимо без постоянного пересмотра и обновле-ния содержания, организации и методики воспитания в соот-ветствии с преобразованиями в социальной сфере и хозяйстве страны.
7. Воспитательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы ребята чувствовали, что их труд нужен людям обществу, чтобы он приносил удовлетворение.
Опора на положительное имеет еще один аспект, который можно обозначить как создание положительного воспитатель-ного фона. Сюда относится жизнедеятельность воспитанни-ков и стиль воспитательных отношений, и даже «дух» (вы-ражение К. Д. Ушинского) учебно-воспитательных заведении. Спокойная, деловая обстановка, где каждый занят своим делом, никто не мешает друг другу, где высокая организация труда и отдыха способствует бодрому, уверенному движению вперед, где и стены воспитывают, потому что продуманы все мелочи интерьера, где чувствуется слаженность действий и заботливое отношение друг к другу, не может не оказывать благо-приятного воздействия.
К принципу опоры на положительное тесно примыкает, почти сливаясь с ним, еще один важный принцип -- гумани-зации. Он требует: 1) гуманного отношения к личности воспи-танника; 2) уважения его прав и свобод; 3) предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных тре-бований; 4) уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования;
5) уважения права человека быть самим собой; 6) доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания;
7) ненасильственного формирования требуемых качеств;
8) отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний; 9) признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (гуманитарным, рели-гиозным и др.).
Первая статья Всеобщей декларации прав человека гласит:
«Все люди рождаются свободными и равными в своем до-стоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». Видя в воспитанниках независимых, а не рабски покорных ему людей, воспитатель не должен злоупотреблять властью более сильного, стоять над воспитанниками, но бороться за их лучшее будущее вместе с ними.
Во всех педагогических руководствах подчеркивается зна-чение двух принципов: учета возрастных особенностей воспи-танников и осуществления воспитания на основе индивиду-ального подхода. Психолого-педагогические исследования последних десятилетий показали, что первостепенное значение имеет не столько знание воспитателем возраста и индивидуальных особенностей, сколько учет личностных ха-рактеристик и возможностей воспитанников. Личностный подход понимается как опора на личностные качества. Пос-ледние выражают очень важные для воспитания характерис-тики -- направленность личности, ее ценностные ориента-ции, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения. Ни возраст, взя-тый в отдельности, ни индивидуальные особенности личности (характер, темперамент, воля и др.), рассматриваемые изоли-рованно от названных ведущих качеств, не обеспечивают до-статочных оснований для высококачественного личностно ориентированного воспитания. Ценностные ориентации, жиз-ненные планы, направленность личности, безусловно, связаны с возрастом и индивидуальными особенностями. Но только приоритет главных личностных характеристик выводит на правильный учет данных качеств.
Страницы: 1, 2, 3, 4