Рефераты. Принципы воспитания

p align="left">В общественные процессы каждый человек включается раннего детства. Поэтому и гражданское воспитание начинается в юном возрасте. Чувство социальной ответственности разрабатывается несколько позже -- в школе второй ступени. Всех этапах формирования социальных качеств надо

заботиться о соответствии преподносимых знаний возрасту и развитию учеников. Уже в школе первой ступени дети усваивают такие понятия, как «конституция», «власть», «авторитет», «закон», «ответственность», «правительство» и др., если их формирование осуществляется на конкретных примерах, тут же подтверждается практикой и закрепляется. Школа второй и третьей ступени закрепляет, развивает необходимые 1тия, воспитывает убеждения, формирует гражданские качества, привлекая воспитанников к реальным социальным процессам.

Актуальная задача -- преодоление в ближайшие годы апатии, инертности и социального отчуждения молодежи. Для чего воспитатели должны добиваться ускорения темпов социализации, которые в последние десятилетия снизились. Часть молодых людей не торопится принимать на себя ответственность за судьбу общества, своей семьи и даже свою собственную. Уход от трудностей жизни, безразличие к общественным делам распространены повсеместно. В этом повинно и общество, не предоставляющее молодым людям надлежащие условия для ускоренного развития, и система воспитания, отводящая молодым людям роль «недорослей», и семья, создающая условия для иждивенчества, долгих поисков своего а в жизни.

«Не для школы -- для жизни» -- такой призыв встречал учеников древнеримских школ. Уже античные педагоги поняли бессмысленность воспитания, оторванного от жизни, практики. Формирование личности человека находится в прямой зависимости от его деятельности, личного участия в об-менных и трудовых отношениях. Положительные качества развивает труд: чем его больше, чем он целесообразнее, тем выше уровень развития и социализации личности. Поэтому воспитанников необходимо включать в общественную жизнь, разнообразные полезные дела, формируя соответствующее положительное отношение к ним. Участвуя в посильном труде на правах равноправных членов, воспитанники приобретают опыт нравственного поведения, развиваются духовно и физически, уясняют общественно важные мотивы труда, закрепляют и совершенствуют моральные качества.

Школа жизни -- лучшая школа воспитания. Поэтому прин-цип связи воспитания с жизнью стал одним из основополага-ющих в подавляющем большинстве воспитательных систем Он требует от воспитателей активной деятельности в двух главных направлениях: 1) широкого и оперативного озна-комления воспитанников с общественной и трудовой жизнью людей, происходящими в ней переменами; 2) привлечения воспитанников к реальным жизненным отношениям, различ-ным видам общественно полезной деятельности.

Подростки активно стремятся к взрослости, сама природа дает воспитателям возможность достичь необходимого педа-гогического эффекта. Чем меньше возраст ребенка, тем больше возможностей формировать его социальные чувства и стойкие привычки поведения; пластичность его нервной системы по-зволяет достигать высоких результатов при решении всех вос-питательных задач. И. П. Павлов указывал, что жизнедеятель-ность человеческого организма обусловлена влиянием ок-ружающей среды, условиями его существования. Это влияние он назвал «жизненным воспитанием». Такое воспитание -- «школу жизни» -- проходят все подрастающие поколения. В результате у них накапливается опыт поведения, вырабаты-ваются навыки, необходимые для включения в общественную жизнь.

В некоторых воспитательных системах связь воспитания с жизнью трактуется суженно как приобщение воспитанников к труду, посильному участию в общественном производстве. Это обедняет процесс воспитания, закрывает пути для полноправ-ного участия детей и подростков в решении важных для любого человека проблем: демократизации общества, соблюдения прав человека, сохранения окружающей среды и многих других. Общественно полезный труд -- это одно из важнейших средств социализации личности, включения ее в систему общественных отношений.

Правильная реализация принципа связи воспитания с жизнью требует от педагога умения обеспечить:

-- понимание учащимися роли труда в жизни общества и каждого человека, значения экономической базы общества для удовлетворения растущих запросов его граждан;

-- уважение к людям труда, создающим материальные и духовные ценности;

-- развитие способности много и успешно трудиться, жела-ния добросовестно и творчески работать на пользу об-щества и свою собственную пользу;

-- понимание общих основ современного производства, стремление расширять политехнический кругозор, овла-девать общей культурой и основами научной организа-ции труда;

-- сочетание личных и общественных интересов в трудовой деятельности, выбор профессии в соответствии с задача-ми общества и хозяйственными потребностями;

-- бережное отношение к общественному достоянию и при-родным богатствам, стремление приумножать своим тру-дом общественную собственность;

-- нетерпимое отношение к проявлениям бесхозяйствен-ности, безответственности, нарушениям трудовой дис-циплины, иждивенчеству, лодырничеству, тунеядству, расхищению общественной собственности и варварско-му отношению к природным богатствам. Принцип связи воспитания с жизнью, трудом осуществля-ется при соблюдении правил, раскрывающих отдельные сто-роны проявления этого принципа:

1. Следует преодолевать абстрактность и догматизм в соци-альном и трудовом воспитании школьников, привлекать их к конкретной и посильной деятельности. Нужно иметь прог-рамму осуществления требований принципа на уроках и во внеклассной воспитательной работе, соблюдать постепенность в его реализации.

2. Воспитатель, согласуя свои действия с семьей, объясняет каждому воспитаннику, что его главный вклад в обществен-ное производство -- учебный труд, помощь дома и в школе.

Не надо препятствовать желанию подростков и юношей объединяться в производственные кооперативы, хозрасчетные бригады, подрабатывать во время каникул.

3. Дети обычно стремятся к деятельности; пассивность, инертность, безделье чужды природе ребенка. Воспитатель, не учитывающий это, нарушает и сдерживает процесс социализа-ции личности.

4. Реализация принципа требует широкого использования на уроках и во внеклассной воспитательной работе местного краеведческого материала.

5. Участвуя наравне со взрослыми в решении жизненно важных вопросов, школьники приучаются нести ответствен-ность за принятые решения, у них быстрее и успешнее форми-руются гражданские качества.

6. Успешно осуществлять принцип связи воспитания с жизнью немыслимо без постоянного пересмотра и обновле-ния содержания, организации и методики воспитания в соот-ветствии с преобразованиями в социальной сфере и хозяйстве страны.

7. Воспитательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы ребята чувствовали, что их труд нужен людям обществу, чтобы он приносил удовлетворение.

Опора на положительное

Если в своем воспитаннике вы выявите хотя бы капельку хорошего и будете затем опираться на это хорошее в процессе воспитания, то получите ключ от двери к его душе и достигнете хороших результатов. Такие простые и емкие советы вос-питателям можно встретить в старинных педагогических ру-ководствах. Мудрые педагоги настойчиво ищут даже в плохо воспитанном человеке те положительные качества, опираясь на которые можно добиться устойчивых успехов в формировании всех других, заданных целью воспитания качеств. Требования принципа опоры на положительное в воспитании просты: педагоги должны выявлять положительное в человеке и , опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и гармонического сочетания.

Философская основа этого принципа -- известное философское положение о «противоречивости» человеческой природы. В человеке положительные качества (любовь к животным, природная доброта, отзывчивость, щедрость и др.) могут легко уживаться и мирно сосуществовать с отрицательными( неумением держать слово, лживостью, ленью и т. п.). Сплошь отрицательных», как и стопроцентно «положительных» людей не бывает. Добиваться, чтобы в человеке стало больше поло-жительного и меньше отрицательного, - задача воспитания, направленного на облагораживание личности.

Чтобы деятельность воспитателя была успешной, приноси-ла быстрые и положительные результаты, нужно соблюдать правила реализации принципа.

В воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя с воспитанником, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество, терпение и заинтересо-ванное участие воспитателя в судьбе воспитанника дают поло-жительные результаты.

Недопустимо акцентировать внимание только на промахах и недостатках в поведении школьников. Мастера воспитания действуют как раз наоборот - выявляют и поддерживают положительное. Конечно, отрицательные качества надо осуж-дать и исправлять. Но главное все же - это формирование положительных черт, которые прежде других надо выявлять и развивать.

Педагогически всегда выгоднее опираться на положительные интересы воспитанников (познавательные, эстетические, любовь к природе, животным и т. д.), при помощи которых возможно решать многие задачи трудового, нравственного, эстетического воспитания. Принцип опоры на положительное связан с выбором ведущего звена в воспитательном процессе. Найти это звено в каждом конкретном случае - задача воспитателя.

Опора на положительное имеет еще один аспект, который можно обозначить как создание положительного воспитатель-ного фона. Сюда относится жизнедеятельность воспитанни-ков и стиль воспитательных отношений, и даже «дух» (вы-ражение К. Д. Ушинского) учебно-воспитательных заведении. Спокойная, деловая обстановка, где каждый занят своим делом, никто не мешает друг другу, где высокая организация труда и отдыха способствует бодрому, уверенному движению вперед, где и стены воспитывают, потому что продуманы все мелочи интерьера, где чувствуется слаженность действий и заботливое отношение друг к другу, не может не оказывать благо-приятного воздействия.

Гуманизация воспитания

К принципу опоры на положительное тесно примыкает, почти сливаясь с ним, еще один важный принцип -- гумани-зации. Он требует: 1) гуманного отношения к личности воспи-танника; 2) уважения его прав и свобод; 3) предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных тре-бований; 4) уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования;

5) уважения права человека быть самим собой; 6) доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания;

7) ненасильственного формирования требуемых качеств;

8) отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний; 9) признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (гуманитарным, рели-гиозным и др.).

Первая статья Всеобщей декларации прав человека гласит:

«Все люди рождаются свободными и равными в своем до-стоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». Видя в воспитанниках независимых, а не рабски покорных ему людей, воспитатель не должен злоупотреблять властью более сильного, стоять над воспитанниками, но бороться за их лучшее будущее вместе с ними.

Личностный подход

Во всех педагогических руководствах подчеркивается зна-чение двух принципов: учета возрастных особенностей воспи-танников и осуществления воспитания на основе индивиду-ального подхода. Психолого-педагогические исследования последних десятилетий показали, что первостепенное значение имеет не столько знание воспитателем возраста и индивидуальных особенностей, сколько учет личностных ха-рактеристик и возможностей воспитанников. Личностный подход понимается как опора на личностные качества. Пос-ледние выражают очень важные для воспитания характерис-тики -- направленность личности, ее ценностные ориента-ции, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения. Ни возраст, взя-тый в отдельности, ни индивидуальные особенности личности (характер, темперамент, воля и др.), рассматриваемые изоли-рованно от названных ведущих качеств, не обеспечивают до-статочных оснований для высококачественного личностно ориентированного воспитания. Ценностные ориентации, жиз-ненные планы, направленность личности, безусловно, связаны с возрастом и индивидуальными особенностями. Но только приоритет главных личностных характеристик выводит на правильный учет данных качеств.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.