Рефераты. Проблема профессиональной подготовки советского учителя в первое послевоенное десятилетие

b>2. Проблема повышения квалификации учителей

В послевоенный период сложилась система повышения квалификации учительских кадров, состоящая из возникшей еще до войны сети институтов усовершенствования учителей, городских и районных методических кабинетов, кустовых предметных объединений педагогов опорных и базовых школ, занимающихся переподготовкой и повышением квалификации учителей. Постепенно увеличивались плановые задания на проведения курсовых мероприятий. В каждой союзной республике регулярно стали проводиться тематические «Педагогические чтения».

Значительная часть учителей повышала свой идейно-политический уровень в системе политического просвещения, вечерних университетах марксизма-ленинизма и партийных школах, методологических семинарах и кружках. Особенно активизировалась работа по распространению политических и научных знаний среди учительства и родителей с созданием в 1948 г. Всесоюзного общества «Знание». По инициативе ряда педагогических институтов и других высших заведений на общественных началах стали создаваться народные университеты научно-педагогических знаний. В конце 50_х годов получили распространение педагогические школы передового опыта, в которых лучшие учителя рассказывали о своем творческом труде, выступают с рефератами, дают уроки. [4, с. 162]

Анализ исторического опыта становления и развития системы повышения квалификации педагогических кадров связан с разработкой новой парадигмы последипломного образования. Исторический анализ уроков реорганизации и реформ структурно-деятельностных элементов последипломного образования, в частности повышения квалификации, способствует поиску новых горизонтов исследуемой проблемы. Курсы повышения квалификации, как одна из наиболее традиционных форм, продолжают развиваться как в организационном, так и в содержательном аспектах.

Анализ этих показателей свидетельствует, что около 25% учителей начальной школы по существу не имеют права преподавать в школе, а по средним школам эти цифры достигают 36,3% [5]. Учитывая острую необходимость повышения квалификации у значительного количества педагогов, курсовая подготовка являлось важнейшим средством выполнения поставленных задач. До 1939 г. данную форму работы осуществляли курсы Наркомпроса и курсы заочной подготовки.

Основным недостатком системы повышения квалификации являлось отсутствие центра, который бы координировал и осуществлял организационное и методическое руководство курсовой подготовкой.

А в 1950-х гг. два Горьковских педагогических института, университет и соответствующая сеть педагогических училищ полностью удовлетворяют потребности школы в учительских кадрах. Но советские учителя постоянно повышают свою квалификацию. И курсы повышения квалификации стали системой. В 1955 г. с учительством работают два института усовершенствования: областной и городской. Кроме организации всевозможных курсов, они изучают качество учебно-воспитательной деятельности школ, содействуют обобщению и распространению лучшего опыта, помогают учительству в разрешении важнейших проблем, возникающих в процессе развития советской педагогики. Под руководством институтов усовершенствования лучшие учителя участвуют в научной работе, одной из форм которой являются городские, областные и центральные педагогические чтения. Последние проходят при Академии педагогических наук, которая возникла в годы Великой Отечественной войны и является одним из конкретных выражений роста советской культуры. На педагогических чтениях в городе и области ежегодно обсуждается до ста пятидесяти работ, а на центральные чтения Академии принимается свыше сорока работ. Под руководством институтов усовершенствования учителя пишут книги, участвуют в сборниках, освещающих лучшие достижения школы. Широкую известность приобрела книга Заслуженного учителя С.А. Селифонова о школьном земельном участке, выдержавшая два издания в Горьком Учпедгизом. Глубокое внимание учительства привлек освещенный в сборниках и отдельной брошюре опыт Заслуженной учительницы О.И. Чупровой. Ряд работ горьковских учителей помещен в изданиях Академии педагогических наук и Учпедгиза. Высокое признание заслуг учительства нашло выражение в присвоении лучшим учителям звания Заслуженного учителя школы РСФСР. К 1956 г. этого почетного звания удостоены 93 учителя г. Горького и Горьковской области. Тысячи учителей награждены орденами и медалями Советского Союза. Планы исторических факультетов университетов и педагогических институтов отличались отсутствием специализированных факультативов и курсов по выбору, расширенным психолого-педагогическим циклом предметов, большим количеством часов педагогической практики.

Существовали проблемы в организации заочного обучения учителей истории. Среди них - отсутствие надлежащего руководства со стороны наркоматов и ведомств, в том числе регионального уровня, отсутствие единых правил приема, сроков обучения, установленного учебного режима, необеспеченность заочников учебниками, методическими пособиями и учебными программами, что отрицательным образом сказывалось на качестве обучения и переобучения педагогов истории.

Центральное место в системе работы с учителями истории в деле повышения их квалификации заняли институты повышения педагогической квалификации кадров народного образования (ИПККНО, а впоследствии ИУУ). Они открылись 1930-е гг., формы повышения квалификации учителей истории: курсы, семинары, конференции, лекции, экскурсии, методическая работа в школе и районе. В качестве лекторов на этих мероприятиях выступали преподаватели вузов, работники местных комитетов партии, лучшие учителя истории школ Нижнего Новгорода. Существовал комплекс проблем, мешавших достижению высоких показателей в деле повышения квалификации педагогов. К ним относились пассивность основной массы учителей-историков городов Горьковской области, уклонявшихся от посещения проводимых институтами усовершенствования мероприятий, неудовлетворительное обеспечение учителей учебной и методической литературой, особенно в сельской местности, отсутствие должного контроля со стороны районных отделов народного образования. Известны примеры, когда местные органы образования не отпускали учителей на курсы, семинары, лекции либо не доводили всю необходимую информацию о проводимых мероприятиях до педагогов. Очевидно, что на посещаемости курсов, семинаров, кружков педагогами сказывалась то обстоятельство, что жестко идеологизированные мероприятия становились для них неинтересными. Падению квалификации учительства способствовали изменения в составе учительства в военные годы: более подготовленная и активная часть учителей были направлены на работу в партийные и советские органы, либо призваны в ряды Красной армии. Только в Горьком было мобилизовано 56 учителей истории. Недостаток учителей пополнялся за счет лиц, окончивших краткосрочные педагогические курсы, которые не давали фундаментального специального образования. Имевшая место практика перевода учителей из начальной школы на работу в неполные средние и средние школы подверглась жесткой критике со стороны ЦК ВКП (б). Отрицательно сказывалось на качестве преподавания совместительство и привлечение на должности учителей учащихся старших классов средних школ. [6, с. 98]

Таким образом, проблема повышения квалификации учителей послевоенного времени не потеряла своей актуальности, что вызвало организацию постоянных курсов усовершенствования подготовки учителей, кроме того, развилась сеть «Педагогических чтений», школ передового опыта, где происходил процесс обмена передовым опытом, кроме того, функционировали школы идейно-политического просвещения, вечерние университеты марксизма-ленинизма, методологические семинары и кружки, где велась идеологическая подготовка учительства. Однако недостатком системы было отсутствие центра, который бы координировал и осуществлял организационное и методическое руководство курсовой подготовкой

3. Подготовка советских учителей

Сразу после окончания ВОВ ЦК партии и Советское правительство решают ряд коренных проблем деятельности школы, подготовки и переподготовки учительских кадров.

В мае 1945
 г. утверждено положение о золотой и серебряной медалях для оканчивающих среднюю школу; в ноябре проведено очередное Всероссийское совещание по вопросам улучшения работы высших педагогических учебных заведений. В декабре опубликован приказ Всесоюзного комитета по делам высшей школы (ВКВШ) при Совнаркоме СССР и Наркомпроса РСФСР о заочном обучении учителей, в котором решаются многие практические вопросы, в том числе установлен пятилетний срок обучения в педагогических институтах и трехлетний - в учительских определена продолжительность в 30 дней учебно-установочной сессии для нового набора; ликвидирована практика непрерывного приема на заочные отделения, укреплена и расширена сеть консультационных пунктов; улучшено материальное обеспечение заочников. С 1 сентября 1946 г. во всех семилетних школах вместо должности военного руководителя введена должность руководителя физической подготовки.

Важнейшими задачами в области народного образования были:

- восстановление и укрепление общеобразовательной школы в районах подвергшихся оккупации, осуществление всеобщего обучения детей во всей стране;

Вторая задача, выдвинутая XIX съездом КПСС заключалась в завершении перехода от семилетнего ко всеобщему среднему образованию в крупных промышленных и культурных центрах страны а также актуальной была проблема подготовки условий для осуществления всеобщего среднего образования по всей стране, включая сельскую местность.

Третья задача состояла в улучшении учебно-воспитательной работы школы, в приближении ее к жизни, к практике социалистического строительства. Эти задачи определяли основные направления организационно-идеологической работы партийных и советских учреждений в области просвещения, а также повседневную организационно-педагогическую и программно-методическую деятельность министерств просвещения. Взглянем на дело подготовки учительских кадров в Горьковской области. В 1934-1935 гг. по Горьковской области (тогда - крае) - без г. Горького - обучалось в этой системе при педагогическом институте и институте повышения квалификации кадров народного образования 3119 человек. В решении ЦК партии от 25 августа 1932 г. «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» четко указано, что «основной формой организации учебной работы в начальной и средней школе должен являться урок с данной группой учащихся со строго определенным расписанием занятий и твердым составом учащихся». XX съездом КПСС поставлена задача по дальнейшей политехнизации школы. В докладе на XX съезде КПСС Н.С. Хрущев подчеркивал необходимость перестройки учебной программы средней школы с учетом того, чтобы учащиеся, окончившие среднюю школу, имели хорошее общее образование, открывающее дверь в высшую школу, и в то же время были подготовлены к практической деятельности, ибо большинство выпускников будет сразу приобщаться к труду в различных отраслях народного хозяйства, систематически приобщая школьников к труду на предприятиях, в колхозах и совхозах, на учебно-опытных участках и в школьных мастерских. В 1956 г. на уроках учителя стараются раскрыть перед учащимися основные принципы современного производства, привить практические умения и навыки политехнического характера, а знакомя учащихся с законами природы, показывают, как эти законы используются в производстве. Попытки ввести в школе труд в качестве отдельного учебного предмета, предпринимавшиеся в прошлом, имели тот недостаток, что труд был оторван от изучения основ наук и научных основ производства и имел узко-ремесленнический характер. Теперь труд как учебный предмет учителя связывают с активной работой мысли, с сознательным применением научных знаний. В 1957-58 учебном году четверть всех средних школ в Федерации работает по новым экспериментальным программам, знаменующим дальнейшее развитие политехнического обучения. В докладе Н.С. Хрущева на XX съезде КПСС выдвинута жизненно важная задача, решение которой необходимо для дальнейшего успешного развития советской школы: создание нового типа воспитательного учреждения - школы-интерната. Учебно-воспитательный процесс и вся организация жизни в этих учреждениях призваны обеспечить наиболее полное и всестороннее развитие индивидуальных способностей и дарований детей, всестороннее физическое и духовное развитие молодого поколения советской страны. Школа-интернат-прообраз новой системы общественного коммунистического воспитания. Начало этому великому делу уже положено, и испытание новой формы учебно-воспитательного учреждения повсеместно проводится как в городских, так и в сельских условиях. В частности, в г. Горьком и в Горьковской области в 1957 г. уже работают 4 школы-интерната. Чтобы судить о дальнейшем размахе развития этой системы, отметим, что в 1960 году в школах-интернатах Советского Союза должно обучаться не менее миллиона воспитанников. Вместе со всем советским народом под славным знаменем марксизма-ленинизма, под испытанным боевым руководством Коммунистической партии Советского Союза, окруженная любовью и вниманием всего народа, советская школа приходит к сорокалетней годовщине Великой Октябрьской социалистической революции с большими победами, идейно закаленная, способная преодолевать трудности, имеющая безграничные перспективы дальнейшего роста и развития. [7]

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.