Рефераты. Проблема профессиональной подготовки советского учителя в первое послевоенное десятилетие

а протяжении исследуемого периода вузы Горького испытывали недостаток в квалифицированных профессорско-преподавательских кадрах, что, в свою очередь, негативным образом сказывалось на процессе подготовки будущих учителей. Для решения этой проблемы практиковалось приглашение преподавателей из столичных университетов и институтов, а в послевоенный период основным каналом пополнения педагогического персонала стало воспитание собственных кадров. Учебные планы исторических факультетов университетов и педагогических институтов отличались отсутствием специализированных факультативов и курсов по выбору, расширенным психолого-педагогическим циклом предметов, большим количеством часов педагогической практики. Великая Отечественная война показала действенность созданной в 1930_е гг. модели исторического образования. Вместе с тем она пробудила в советских людях способность критически оценивать ситуацию, самостоятельно мыслить, вселила надежды на либерализацию общественной жизни. Необходимость реформирования политической и экономической систем становилась все более актуальной и для государственных структур. Конкретная программа мер по совершенствованию работы педагогических вузов была намечена в постановлении CHK СССР от 20 августа 1945 г. «Об улучшении дела подготовки учителей». Отметив серьезные недостатки в педагогическом образовании, союзное правительство наметило следующие пути расширения и совершенствования деятельности педагогических учебных заведений:

- прекращена практика краткосрочной подготовки учителей из лиц, не имеющих среднего образования;

- в целях упорядочения работы в педагогических учебных заведениях, создания в них устойчивого состава профессорско-преподавательских кадров и постоянного контингента студентов установлены разные группы пединститутов, учительских институтов и педагогических училищ с постоянным количеством набора на I курс;

- расширена аспирантура при пединститутах, и введена при ряде крупных учебных заведений специальная годичная подготовка к преподавательской деятельности успешно окончивших эти заведения;

- местным Советам депутатов трудящихся предложено оказать помощь пединститутам в укреплении их учебно-материальной базы, улучшении культурно-бытового обслуживания студентов.

- в соответствии с этим постановлением Всесоюзный комитет по делам высшей школы при Совнаркоме СССР и Наркомпрос РСФСР определили структуру институтов каждой группы. Пединституты первой и второй групп, как правило, должны были иметь в своем составе по шесть факультетов, пединститут третьей группы - три факультета. Учительские институты имели по три отделения (историко-филологическое, физико-математическое и естественно-географическое). Определялся также минимум кафедр, кабинетов и лабораторий (учительские институты, действовавшие при пединститутах, самостоятельных кафедр, кабинетов и лабораторий не имели). Большое значение для улучшения научной и идейно-политической подготовки учительских кадров имели постановления ЦК ВКП(б) по вопросам идеологической работы, вызвавшие повсеместный подъем политической работы среди преподавателей и студенчества; решительной критике подвергались чуждые марксистско-ленинской идеологии попытки воспитания студенческой молодежи в духе безразличия к политике, «наплевизма и безыдейности». 31 декабря 1946 г. Совет Министров РСФСР принял постановление о переводе педагогических училищ на четырехлетний срок обучения. Цель этого мероприятия: улучшить качество подготовки учителей начальных классов. Удлинение срока обучения проводилось постепенно, в течение двух лет. Педучилища получили новые учебные планы, программы, учебники. Вносились необходимые изменения в устав педагогических училищ, который устанавливал, что учащиеся педучилищ, выдержавшие госэкзамены, получают не аттестаты, а дипломы об окончании училища с указанием присвоенного звания учителя начальной школы.

В целях ускоренного решения задачи пополнения школ учителями в первые послевоенные годы в ряде средних школ были открыты одиннадцатые, дополнительные педагогические классы, готовившие учителей начальных школ. Развернулась также подготовка педагогов - пионерских вожатых. А несколько позднее (с 1955 г.) возникли двухгодичные педагогические училища на базе десятилетки.

Заново создаются заочные отделения, расширяется сеть консультпунктов для учителей-заочников. Учителя-заочники получают ряд дополнительных льгот. Для повышения идеологического уровня подготовки учителей распространены университеты марксизма-ленинизма. Положительную роль в совершенствовании подготовки молодых специалистов сыграло Всероссийское совещание директоров педагогических и учительских институтов (1947), в работе которого участвовали многие руководители педвузов. Важное значение для высшей и средней педагогической школы имело постановление Совета Министров СССР и Центрального Комитета КПСС «Об улучшении подготовки, распределения и использования специалистов с высшим и средним специальным образованием», принятое в августе 1954 г. Выполняя это решение, органы по руководству высшей и средней специальной школой вновь пересмотрели учебные планы и программы с учетом подготовки кадров широкого профиля, выпустили сотни названий новых и модернизированных учебников, улучшили учебную и производственную практику, внесли серьезные коррективы в планирование подготовки специалистов, в том числе учителей. В частности, были значительно сокращены сеть и численность студентов учительских институтов. Если в 1950 г. в стране имелось 237 учительских институтов, то в 1955 г. их стало 52, а в 1956 г. - только 2. В связи с этим общее количество педагогических учебных заведений несколько уменьшилось, несмотря на открытие 50 новых вузов. [8]

Чем была вызвана данная реформа высшего педагогического образования? Прежде всего, тем, что учительские институты успешно выполнили свою функцию по подготовке учителей V-VII классов. Это были для своего периода нужные, но, как указывалось выше, временные учебные заведения, вызванные к жизни острым недостатком кадров в связи с введением всеобщего семилетнего образования.

Одним из мероприятий в разработке теории, форм и методов подготовки и переподготовки педагогических кадров, в изучении, обобщении и распространении передового опыта проведения учебно-воспитательной работы явилось открытие в январе 1946 г. Научно-исследовательского института педагогического образования АПН РСФСР. Однако этот институт через несколько лет был закрыт. Мотив этого решения: сами педагогические вузы и училища должны разрабатывать проблемы педобразования. В 1953-1955 гг. ряд изменений внесен в учебные планы педвузов, в частности по линии усиления политехнической подготовки студентов на естественных и физико-математических факультетах. С 1954 г. стал несколько усиливаться приток в школу молодых специалистов с университетским образованием [9, с. 108].

В области народного образования в течение 15 лет (шестой, седьмой и восьмой пятилеток) решались следующие задачи:

- переход от семилетнего к восьмилетнему всеобщему обязательному обучению (Закон о восьмилетнем всеобуче принят в декабре 1958 г.);

- развертывание школ-интернатов как одной из общественных форм обучения и воспитания детей (стали создаваться с 1956/57 учебного года в соответствии с решением XX съезда КПСС и специальным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР);

- значительное развитие общего среднего образования в городах и сельской местности; расширение сети вечерних школ рабочей и сельской молодежи.

В этот период в педагогических институтах страны на факультетах широкого (сдвоенного) профиля вводился пятигодичный срок обучения. Установлено, что впредь на педагогическую работу в V-VII классах должны назначаться учителя с законченным высшим образованием

К началу Великой Отечественной войны на дневном отделении Горьковского пединститута обучалось 1350 студентов. За годы войны из института ушли в ряды Советской армии 287 человек (из них 243 студента). 59 человек были добровольцами, из них 40 девушек. В годы войны институт функционировал нормально: разрабатывались и читались новые курсы; был открыт ряд учебных кабинетов, систематически осуществлялся прием новых студентов, регулярно выплачивались стипендии, кафедры продолжали вести научную работу, укрепляя связи с производством, в том числе и оборонным.

В 1945/1946 учебных годах велись занятия на факультетах языка и литературы, историческом, биологическом, географическом, физико-математическим и педагогическим с дошкольным и школьным отделениями. В 1947 году к ним прибавился факультет физического воспитания и спорта с 4_годичным сроком обучения. При факультете русского языка и литературы в 1949 году создано отделение логики, психологии и русского языка. В 1947 году на факультетах (кроме педагогического и физкультурного) была введена вторая специальность преподавателя, в связи с чем срок обучения увеличен до 5 лет.

В составе Горьковского пединститута работал до 1952 года двухгодичный учительский институт для подготовки учителей 5-7 классов. Он состоял из 4 отделений: естественного, физико-математического, исторического, языка и литературы. В 1957 году факультет языка и литературы объединился с историческим в один историко-филологический, но в 60-е годы он вновь разделился. Из факультетов естественного и географического был образован биолого-географический. В 1958 году в составе педагогического факультета было открыто новое отделение по подготовке учителей начальных классов с высшим образованием.

Таким образом, в послевоенное время происходит развитие системы подготовки учительского состава. Если в период послевоенных 40_х годов острая нехватка учителей вызывала привлечение к преподаванию учителей после окончания двухгодичных курсов, то впоследствии принимается решение о переводе педагогических училищ на четырехлетний срок обучения, а также вводится пятилетнее образование, таким образом, повышается качество знаний советского учителя.

Выводы

Как профессиональная группа учительство развивалось в послевоенные годы в тяжелых материально-бытовых условиях, при плотной загруженности и абсолютном отсутствии личного времени, ощущалась острая нехватка квалифицированных кадров, оказалось, что престиж профессии был невысоким и поэтому партией была разработана политика на стимулирование учительского труда. Проблема повышения квалификации учителей послевоенного времени не потеряла своей актуальности, что вызвало организацию постоянных курсов усовершенствования подготовки учителей, кроме того, развилась сеть «Педагогических чтений», школ передового опыта, где происходил процесс обмена передовым опытом, кроме того, функционировали школы идейно-политического просвещения, вечерние университеты марксизма-ленинизма, методологические семинары и кружки, где велась идеологическая подготовка учительства. Однако недостатком системы было отсутствие центра, который бы координировал и осуществлял организационное и методическое руководство курсовой подготовкой. В послевоенное время происходит развитие системы подготовки учительского состава. Если в период послевоенных 40_х годов острая нехватка учителей вызывала привлечение к преподаванию учителей после окончания двухгодичных курсов, то впоследствии принимается решение о переводе педагогических училищ на четырехлетний срок обучения, а также вводится пятилетнее образование, таким образом, повышается качество знаний советского учителя.

Литература

1. Дайч З.Г. Школьная политика в СССР: уроки партийно-государственного руководства, перспективы развития. - М., 1991, с. 121.

2. Суворов М.В. Уральское учительство в 1920-1930-х гг.: дисс. канд. ист. наук. - Екатеринбург. - 2005. - С. 178.

3. Васильковская Елена Ивановна Власть и формирование советской модели школьной системы (начало 1930-х - начало 1950-х гг.) Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук Саратов - 2006, с. 24

4. Паначин Ф.Г. Педагогическое образование в СССР: Важнейшие этапы истории и современное состояние. М., 1975

5. О советской школе и учителях. Материалы Всекрымского съезда учителей Крым АССР. - Севастополь, 2008.

6. Беспалова Н.В. Особенности подготовки педагогических кадров в университете. - Дисс. канд. пед. наук. - Саранск, 2003. - 225 с.

7. Скворцов Н.В. Сорок лет советской школы. Сб. «Культурное строительство Горьковской области 1917-1957», Горьковское книжное издательство, 1957 г.

8. «Советская педагогика», 1947, №7, с. 122.

9. ЦК КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, т. 7. M., Политиздат, 1970 г.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.