Воспитание начал мужественности и женственности более эффективно, когда оно осуществляется совместными усилиями педагогов и родителей, так как именно взрослые являются носителем достоверных знаний для ребенка. Это требует огромных усилий со стороны педагогов, поскольку они имеют возможность общаться с родителями лишь два раза в неделю. Семьи, в основном, неблагополучные и объяснить родителям необходимость общения и определенной работы с детьми довольно трудно.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, подтвердилась: целенаправленное применение сюжетно-ролевых и дидактических игр способствует преодолению проблем половой идентификации.
Выводы по главе
У большинства дошкольников из неполных семей, воспитывающихся в условиях круглосуточной группы представления о будущих половых и семейных ролях, верно, отражают социально-одобренные образцы женского и мужского поведения. Под влиянием формирующих воздействий произошли положительные сдвиги в расширении представлений детей о качествах мужественности и женственности.
В дошкольном возрасте предоставляется огромная возможность формирования первых правильных представлений о семейных ролях и качествах мужественности и женственности. В связи с тем, что в круглосуточной группе дети в основном из неблагополучных семей, то они имеют искаженные образцы полового поведения в лице своих родителей. Эти первоначальные впечатления имеют возможность отражения и практического правления в межличностном общении со сверстниками.
Для преодоления проблем половой идентификации и закрепления, правильных образцов полового поведения, следует проводить целенаправленную работу с дошкольниками. Наиболее оптимальным для этого в дошкольном возрасте является использование сюжетно-ролевых и дидактических игр, что подтвердили результаты нашего исследования.
Заключение
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что целенаправленное применение сюжетно-ролевых и дидактических игр способствуют преодолению проблем половой идентификации при следующих условиях:
* создание благоприятного эмоционального микроклимата в группе;
* формирование правильной игровой позиции;
* закрепление навыков полового поведения в деятельности;
* широкое использование игрового материала.
В настоящее время в теории и практике дошкольного воспитания все более акцентируется внимание на вопросах укрепления семьи и повышения ее воспитательного потенциала.
Такая задача остро поставлена в связи с тем, что в последние годыучащается число разводов, особенно среди молодежи. Одной из главныхпричин этого, но мнению многих ученых, является отсутствие четких представлений о мужских и женских социальных ролях, неумение супруговстроить свои взаимоотношения в семье и распределять семейно-бытовыеобязанности. Существующие в педагогике и психологии тенденции, недостаточно учитывающие в развитии и воспитании ребенка такое фундаментальное его свойство как пол, во многом повинны в возникновениии закреплении этого серьезного дефекта в жизни семьи.
Учитывая эти факты, следует сказать, что формирование четких, соответствующих социальным нормам представлений о полноценной семье, правильных мужских и женских ролях имеет наибольшее значение для воспитанников круглосуточной группы дошкольного учреждения из неполных семей. Так как они имеют искаженный образец семьи, проецируя его на собственные отношения и поведение в будущей жизни.
Проблема подготовки подрастающего поколения к выполнению социальных ролей в будущей семье, роли мужа и жены, отца и матери может быть успешно решена только при дифференцированном подходе к воспитанию мальчиков и девочек.
Нам никуда не уйти от того факта, что мужчина, как существо более сильное, тысячелетиями подавлял все попытки женщины к свободному личностному развитию, и это положение изменилось лишь сравнительно недавно.
Современные женщины в настоящее время имеют равный статус с представителями противоположного пола в области прав и возможностей как в публичной сфере (политика, образование, профессиональная деятельность, культурная жизнь), так и в частной (ведение домашнего хозяйства, воспитание детей и др.). Поэтому половое разделение труда потеряло былую жесткость, количество исключительно мужских и исключительно женских занятий резко уменьшилось, а взаимоотношения мужчин и женщин в семье, на производстве стали в принципе равноправными. В наше время очень многие социальные роли и занятия вообще не разделяются на «мужские» и «женские».
Однако в современной педагогике, несмотря на установившуюся позицию равенства полов, без учета особенностей мужественности и женственности невозможно успешно, правильно и безболезненно формировать личность будущих мужчин и женщин.
Ведь типично женские черты личности (феминность), такие как мягкость, уступчивость, застенчивость, нежность, способность к сочувствию, сопереживанию и др., ценились в женщинах и были востребованы во все времена, равно как и в наш век прогресса и высоких технологий. Точно так же не потеряли своей актуальности и типично мужские качества (маскулинность): доминантность, уверенность в себе, напористость, склонность к риску, самостоятельность, независимость и др.
Можно с уверенностью сказать, что необходимость дифференцированного подхода в воспитательном процессе дошкольников в наше время как нельзя актуальна.
Женщины, подобно мужчинам, способны быть лидерами. Уже в детском возрасте лидерские качества некоторых девочек становятся очевидными для окружающих. Однако в лидерство они привносят свои, исключительно женские особенности, умения, качества, отличные от мужских, обогащая этим природу человеческих взаимоотношений.
Исторически сложилось, что в центре внимания и интересов женщины, начиная с раннего возраста, поставлены человек и сфера его непосредственного бытия, взаимоотношения между людьми, предметы потребления: одежда, утварь. И нужно сказать, что подобная сфера деятельности совсем не противоречит женской природе. Жизненное пространство, представляющее для девочки интерес, велико, однако оно тщательно, до мелочей проработано.
У мальчика, напротив, пространство, в котором находятся интересующие его объекты, практически не ограничивается. Отсюда, в частности, интерес к средствам транспорта (самолеты, пароходы, машины и т. д.). Вместе с тем, многое из непосредственного окружения ускользает от внимания мальчика, недостаточно отражено в его сознании -- часто в домашних делах, в быту он беспомощен. Разумеется, здесь многое зависит от воспитания и организации жизни детей: девочку чаще привлекают к домашним делам, однако это делается не вопреки ее склонностям, интересам.
У девочки формируют склонность к попечительской деятельности -- ухаживать, нянчить, проявлять заботу и т. д. Известно, что старшие сестры чаще поправляют своих младших братьев, чем старшие братья своих младших сестер. Девочки вообще склонны поучать, наставлять, критиковать своих младших братьев или сверстников, порой утрачивая чувство меры.
Склонность к попечительской деятельности, которую можно рассматривать как проявление материнского инстинкта, находит выражение в выборе игрушек, характере игр.
Если девочки склонны к попечительской деятельности, то у мальчиков столь же отчетливо формируется склонность к конструктивной деятельности. Отсюда интерес мальчиков к инструментам, орудиям труда, различным механизмам и приспособлениям.
Одним из направлений работы с дошкольниками является подготовка к выполнения определенных социальных ролей, в том числе и семейных. В этом случае воспитание будет не «бесполой педагогикой», а поможет освоить ребенку определенную программу правильного полового поведения.
Литература
1. Андриенко Е.В. Социальная психология.//Е.В. Андриенко,// под ред. В.А. Сластенина. - М.-Академия, 2000.-264 с.
2. Арканцева Т.В., Заводилкина О.Н. Нарисуй человечка // Т.В. Арканцева, О.Н. Заводилкина// Обруч. 1998., № 6.
3. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. //Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова.-2-е изд. Стереотип.- М.: Академия, 2000.-440 с.
4. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Л. С.Выготский//Вопросы психологии. 1996., №6.
5. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. // М. И. Буянов - М., 1990.
6. Веребек А.В. Ролевые игры//А.В. Веребек //Счастливые родители. 2003., № 2.
7. Комарова И.А., Ершова Н.В. «Дом наших улыбок». // И.А. Комарова, Н. В Ершова - Мозырь, 2008.
8. Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание.// Л.А. Кулик, Н.И. Берестов -- М., Просвещение, 1990.
9. Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры.//Н.Я.Михайленко //Дошкольное воспитание. 1989., № 4.
10. Мухина В.С. «Детская психология».// В. С. Мухина- Москва, 1985 г.
11. Мудрик А.В. Социальная педагогика.// А.В. Мудрик, // под ред. В.А. Сластенина.-М. -Академия, 2000.-192 с.
12. Новоселова С.Н. Вернем игру и детскую инициативу в детский сад. // С. Н. Новоселова //Педагогический вестник, № 3,4, 1996.
13. Николаева Я. Г. Воспитание ребенка в неполной семье.// Я.Г. Николаева.- М., Владос, 2006.-159 с.
14. Педагогика: Большая советская энциклопедия.// сост. Е.С. Рапацевич.-Мн., 2005.-680 с.
15. Петрыкевiч А. Дзе быу, калiмяне не было? //А Петрыкевiч// Пралеска., 1995. № 4.
16. Пралеска: программа дошкольного образования. // Е.А. Панько - Мн., Аверсэв, 2007.-320 с.
17. Репина Т.А. Воспитание мальчиков и девочек//Т.А. Репина// Дошкольное воспитание. 1984., № 4.
18. Репина Т.А. Мальчики и девочки: две половинки?// Т.А. Репина// Обруч. 1998., № 6.
19. Рожина Л.Н. Развитие эмоционального мира личности. // Л.Н. Рожина. -- Минск, Вышэйшая школа, 1999.-272 с.
20. Сохранная Н.А. Работа с неполными семьями.// Н.А. Сохранная.- Минск., Красико-Принт, 2006.-176 с.
21. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. // В.М. Целуйко -- М., Владос, 2003.-272 с.
22. Целуйко Н.А. Родители и дети: психология взаимоотношений в семье. //Н. А. Целуйко. Мозырь., 2006. - 132 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8