1. Инновационная деятельность учреждения - обновление содержания воспитания и обучения в соответствии с Госстандартами (основных и дополнительных образовательных услуг); обновление педагогических технологий, методов и форм работы; сочетание самоанализа, самоконтроля с самооценкой и экспертной оценкой.
2. Организация учебно-воспитательного процесса - самоуправление, сотрудничество педагогов, детей и их родителей в достижении целей обучения, воспитания и развития; планирование и организация разнообразной детской деятельности с учетом интересов и потребностей детей; равноправие педагогов и детей как партнеров в этой деятельности; высокий уровень мотивации всех участников педагогического процесса; комфортная предметно-развивающая и психолого-педагогическая среда для всех участников целостного педагогического процесса.
3. Эффективность учебно-воспитательного процесса - сравнение соответствия конечных результатов запланированным (оценка состояния физического и психического здоровья детей, их развития: физического, познавательного, художественно-эстетического, интеллектуального, социального).
Перевод дошкольного учреждения из режима функционирования в режим развития требует новых подходов к его управлению. Ведущее место стала занимать стимулирующая мотивационная деятельность, как педагогов, так и руководителя. Наряду с моральными поощрениями чаще применяются материальные вознаграждения (надбавки к зарплате педагогов, например, за инновационную образовательную деятельность).
Анализ различных областей деятельности дошкольного учреждения включает исследование конечных результатов учебно-воспитательного процесса (диагностика и мониторинг), установление связей между факторами и условиями (материально - техническая и нормативно-правовая база и предметно - развивающая среда), препятствующими или способствующими оптимальному достижению запланированных результатов.
Целеполагание занимает центральное место в определении всей деятельности ребенка, воспитателя и руководителя ДОУ. Цели деятельности учреждения должны считаться личными целями всех участников педагогического процесса, в том числе благодаря стимулирующим факторам.
Планирование и организация становятся ведущим делом. Педагогам, родителям предлагается внести свои предложения в план-проект (вижу проблему…, предлагаю решение…, могу решить сам…, могу оказать помощь…). Планирование и организация деятельности снизу позволяют приобщить каждого к общему делу, включить его в образовательный процесс.
Меняется и характер контроля. Жесткий контроль сверху переходит в режим самоконтроля. Предполагается профессиональный контроль специалистов за конечными результатами (психологи - за развитием детей; методисты - за здоровьем и физическим развитием; дефектологи - за результатами коррекционной работы и т.д.). Соответственно изменяется и отношение воспитателя к контролю. Он чаще просит оказать консультативную помощь как профессиональную услугу. Контроль приобретает регулятивно - коррекционный характер.
Таким образом, подводя итоги, сделаю вывод, что переводу ДОУ в режим развития способствуют:
· концепция и программа его развития;
· моделирование УВП как системы, помогающей саморазвитию личности;
· проведение в учреждении инновационной экспериментальной и опытной работы;
· сплоченный общностью цели коллектив - дети, педагоги, родители;
· организация оптимальной системы самоуправления;
· система эффективной научно - методической деятельности;
· материально - техническая база, достаточная для формирования оптимальной предметно - развивающей среды;
· набор альтернативных образовательных услуг в соответствии с интересами детей и запросами их родителей.
При этом необходимы и особые управленческие действия руководителя по подготовке дошкольного учреждения к работе в режиме развития. Это, могут быть, например, изучение запросов родителей, возможностей педагогического коллектива работать в инновационном режиме; определение зоны ближайшего развития каждого участника педагогического процесса; определение на перспективу вида дошкольного учреждения, долгосрочной стратегической цели его деятельности; выбор системы (технологии) обучения, воспитания и развития для каждой возрастной группы; выбор и структурирование режима работы детского сада; определение приоритетных направлений и создание условий для их реализации и др.
Обобщая сказанное, определю основополагающие требования к развивающемуся дошкольному учреждению. Это детский сад, в котором ребенок реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями; педагог развивает свои профессиональные и личные качества; руководитель обеспечивает успех деятельности детей и педагогов; коллектив работает в творческом поисковом режиме, гуманные отношение партнерского сотрудничества; уважение и доверие становятся нормой жизни членов коллектива; педагог обеспечивает условия для перевода ребенка из объекта в субъект воспитания; дает ребенку возможность быть самим собой; организует разнообразную учебно-воспитательную деятельность; создает условия для сохранения здоровья ребенка.
Все изложенные положения лежат в основе философии обновления дошкольного учреждения. Контуры этой стратегии зафиксированы в Международной конвенции о защите прав ребенка, предусматривающей его право на жизнь, защиту, развитие и свое мнение. Конвенция о правах ребенка
Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.
Вступила в силу 2 сентября 1990 года.
1.4 Направления совершенствования управления качеством деятельности дошкольного учреждения
Рассмотрев понятие системы дошкольного образования, попробуем определить понятие его качества. Понятие «качество» многогранно и с позиции каждого его участника трактуется по-разному:
Для детей - это обучение в интересной для них игровой форме.
Для родителей - это эффективное обучение детей, то есть обучение по программам, хорошо готовившим детей к школе:
· обучение без утомления;
· сохранение здоровья детей как психического, так и физического;
· успешность обучения;
· поддержание желания детей учиться;
· обеспечение возможности поступлении в престижную школу;
· обучение престижным предметам (иностранный язык, хореография и т.д.)
Для воспитателей - это, во-первых, положительная оценка их деятельности руководителем дошкольного учреждения, родителями:
· успешное выполнение всех учебных программ всеми детьми;
· оптимальный подбор методов и приемов работы с детьми;
· поддержание интереса детей к учебному процессу;
· успешное развитие детей в процессе их обучения;
· сохранение физического и психического здоровья детей;
· рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени воспитателя;
· обеспеченность педагогического процесса всеми необходимыми пособиями и оборудованием.
Для руководителя - это:
· высокая оценка деятельности воспитателей родителями и детьми, повышение тем самым престижа детского сада как фактора сохранения и развития дошкольного учреждения;
· сохранение здоровья детей;
· рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени педагогов;
· успешность деятельности педагогов и детей;
· полное усвоение выбранных программ, качественная подготовка детей к школе.
Развитие системного подхода к управлению качеством берет свое начало с разработки стандартов качества продукции Виноградова Н.А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ. - М.: Айрис-пресс, 2006. - с. 26. Под «качеством продукции» понимается совокупность потребительских свойств этой продукции, значимых для потребителя (в моем случае потребителем является социум, точнее - семья, родители воспитанников). Набор этих качеств определяют стандарты. Затем выбирают эталоны качества, и достигнутое качество сопоставляется с эталоном. В статусе такого временного ГОСТа дошкольного образования действуют «Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ» (приказ Министерства образования РФ от 22.08.96г. № 448). В нем сформулированы основные требования к условиям пребывания детей в дошкольных учреждениях, а обеспечение качества образовательных услуг рассматривается как соблюдение требований к программному обеспечению образовательного процесса и педагогическим технологиям, характеру взаимодействия взрослого и ребенка, а также к развивающей среде детского сада.
Проблемой управления качеством образовательных услуг ДОУ и дошкольного образования в целом занимаются многие современные исследователи: К.Ю. Белая, Н.Н. Лященко, Л.В. Поздняк, Л.И. Фалюшина, П.И.Третьяков и др.
Однако конкретных механизмов ее решения в детском саду наукой пока не разработано, поэтому приходится обращаться к анализу методической литературы по созданию менеджмента школы.
Характерным для такой литературы, по мнению Л.Ю. Фалюшиной Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. - М.: АРКТИ, 2003. - с. 14, является то, что в ней в качестве универсального средства решения всех проблем даются рекомендации по осуществлению педагогического контроля и анализа. Причем одни авторы акцентируют внимание на результатах педагогического труда ( М.М. Поташник, Т.П. Третьяков и др.), другие ( Ю.А. Конаржевский и др.) - на процессе педагогической деятельности. Таким образом, оказывается не востребованным такое направление, как управление качеством условий.
Между тем, управление качеством условий наравне с управлением качеством процесса и результата входит в систему анализа качества современного дошкольного образования.
1.4.1 Совершенствование качества условий дошкольного образования
Попытаюсь проанализировать, какие направления совершенствования качества условий дошкольного образования выделяет современная наука и практика.
Прежде всего, это финансирование дошкольных образовательных учреждений. Сюда входят:
· оплата образовательных услуг за счет государства - федеральный уровень;
· расходы на содержание и укрепление материальной базы за счет учредителя - региональный уровень;
· оплата содержания детей за счет родителей при одновременной адресной поддержке малообеспеченных семей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8