Рефераты. Проект мероприятий и апробация введения новых образовательных программ в МДОУ № 165 г. Новокузнецка

p align="left">- образовательная программа дошкольного образования выделена как самостоятельная образовательная программа из общеобразовательных программ (ст.9). Важно также подчеркнуть, что этой статьей установлены основные задачи, на решение которых должны быть направлены общеобразовательные программы: формирование общей культуры личности, адаптация личности к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. При этом устанавливается, что образовательные программы дошкольного и начального общего образования являются преемственными (ст.17);

- дошкольные образовательные учреждения выделены в самостоятельный тип образовательных учреждений и определена возможность их видового разнообразия (ст.12);

- на родителей возложены функции первых педагогов и обязанность заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. В современных условиях эта функция является очень важной, так как половина российских детей не пользуются услугами детского сада и воспитываются в семье (ст. 18). Одновременно положениями данной статьи установлено, что для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Вышеназванные положения соответствуют положениям Конституции РФ. Закрепляя право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция РФ непосредственно определяет и систему гарантирования этого права: государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть в соответствии с потребностью и запросами населения. Однако конкретных правовых механизмов реализации указанных положений законодательство на федеральном уровне не содержит;

-дошкольное образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, предусмотренную его уставом;

- установлен особый порядок аттестации для дошкольных образовательных учреждений (ст.33), предусматривающий защиту прав и интересов детей дошкольного возраста и обеспечивающий полноценное проживание ребенком периода дошкольного детства в соответствии с закономерностями его развития.

Кроме Закона РФ «Об образовании», другие законодательные акты Российской Федерации содержат ряд норм, регулирующих отдельные отношения в области дошкольного образования и в большинстве своем направленные на реализацию государственных гарантий в области дошкольного образования, на сохранение сети дошкольных образовательных учреждений, их поддержку и развитие.

Целый ряд указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ также регулируют отношения в области дошкольного образования, конкретизируя и дополняя некоторое несовершенство действующего Закона Российской Федерации «Об образовании». Так, Постановлением Правительства

РФ от 12.09.2008 № 666 Постановление Правительства РФ от 12.09.2008 № 666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» // Собрание законодательства РФ, 29.09.2008, № 39, ст. 4432. утверждено Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.

В Типовом положении определено, что государственный статус дошкольного образовательного учреждения устанавливается при его госаккредитации. При этом дополнены основные задачи дошкольного образовательного учреждения. Среди них выделены следующие: обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей; воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

В Положении также указано, что дошкольное образовательное учреждение может проводить реабилитацию детей-инвалидов при наличии в нем соответствующих условий. Отметим, что в старом Положении (утверждено постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 677 и утратило силу) такой пункт отсутствовал.

Расширены права дошкольного образовательного учреждения в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности. В частности, учреждение самостоятельно ведет финансово-хозяйственную деятельность, может иметь самостоятельный баланс и лицевой счет, открытый в установленном порядке, печать установленного образца, штамп и бланки со своим наименованием.

Образовательный процесс определяется образовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой им самостоятельно. При этом программа должна соответствовать федеральным государственным требованиям, предъявляемым к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Помимо этого учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги в соответствии с целями и задачами, определенными его уставом. Это возможно на основании договора, заключаемого между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями).

Питание организует само дошкольное учреждение, а вот медобслуживание обеспечивают органы здравоохранения. Однако учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников, а также контролировать их работу.

Дошкольное образовательное учреждение самостоятельно устанавливает: заработную плату работников в зависимости от квалификации работника, сложности, интенсивности, количества, качества и условий выполняемой работы; компенсационные и стимулирующие выплаты в пределах бюджетных ассигнований, направляемых на оплату труда; структуру управления деятельностью дошкольного образовательного учреждения; штатное расписание и должностные обязанности своих работников.

Деятельность такого учреждения финансируется в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом оно вправе привлекать дополнительные средства за счет предоставления платных образовательных и иных предусмотренных уставом услуг. А также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных граждан и иностранных юридических лиц.

Определено, что привлечение дошкольным образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения размеров его финансирования за счет средств учредителя.

Финансовые и материальные средства учреждения, закрепленные за ним учредителем, используются в соответствии с уставом и не могут быть изъяты, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

В пункте 8 Положения указана основная структурная единица дошкольного образовательного учреждения - группа детей дошкольного возраста. Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность. Определены критерии отнесения к группам.

Определено, что к педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование. Причем образовательный ценз этих лиц подтверждается соответствующими документами государственного образца.

Типовым положением регулируется значительный массив отношений в области дошкольного образования, в том числе и отношения, которые с учетом значимости конституционного права граждан на дошкольное образование должны были бы регулироваться законодательным актом.

Несмотря на значительный массив нормативных правовых актов по дошкольному образованию, следует отметить, что в Российской Федерации до настоящего времени наблюдается массовое нарушение конституционного права граждан на получение дошкольного образования. В Российской Федерации повсеместно имеются очереди для определения детей в дошкольные образовательные учреждения.

Таким образом, в настоящее время правовая база дошкольного образования представляет собой достаточно сложный комплекс нормативных правовых актов, регулирующих отдельные отношения, возникающие при реализации права граждан на дошкольное образование.

Действующим законодательством не урегулированы:

- порядок приема в дошкольные образовательные учреждения или обязанность учредителей дошкольных образовательных учреждений устанавливать порядок приема в рассматриваемый тип образовательных учреждений, который обеспечивал бы прием всех проживающих на данной территории, имеющих право на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования;

- нормативы финансирования дошкольных образовательных учреждений;

- понятие «содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях»;

- принципы и методика расчета стоимости содержания детей в дошкольных образовательных учреждениях;

- размер предельной платы родителей за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях;

- основные требования к условиям обучения и воспитания детей дошкольного возраста;

- права и обязанности родителей как участников образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении;

- полномочия органов местного самоуправления городских округов по организации предоставления указанного образования в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях на территории городских округов, а также полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и федеральных органов государственной власти по организации предоставления дошкольного образования дошкольными образовательными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации и федеральными государственными дошкольными образовательными учреждениями.

1.3 Организация педагогического процесса в дошкольном учреждении

В педагогической литературе указывается на то, что в истории отечественной дошкольной педагогики было несколько вариантов построения педагогического процесса Козлова, С.А. Дошкольная педагогика. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.- С.142.. В 20-30-е гг., когда система общественного дошкольного воспитания еще только развертывалась, педагогический процесс строился по организующим моментам. Вся жизнь детей в определенные промежутки времени была сосредоточена вокруг организующих моментов.

Каждый организующий момент строился на основе следующих частей программы: общественно-политическое воспитание, трудовое воспитание, природоведение, физическое воспитание, музыкальное образование, изобразительное образование, математика. Раскрывалось содержание каждого подраздела и предлагались конкретные формы работы. В конце каждого организующего момента указывалось содержание работы с родителями. Например, в средней и старшей группах предлагалось весь учебный год разделить на четыре квартала (осенний, зимний, весенний, летний). В каждом квартале было по четыре организующих момента. В осеннем квартале выделялись такие организующие моменты: «Организация жизни группы» (длительность проработки- 15-18 дней); «Оздоровление быта» (продолжительность примерно 18-20 дней); «Празднование Октябрьской революции» (длительность примерно 20-25 дней); «Организация рабочей комнаты» (длительность проработки примерно 18-20 рабочих дней). Подобным образом был расписан каждый квартал. Работа по организующим моментам предполагала, что в выделенное для нее время дети будут получать необходимые знания, закреплять их в играх, труде, изобразительной деятельности и т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.