Рефераты. Проектирование и конструирование гравировальной машины на занятиях в условиях школьных мастерских

p align="left">Одним из показателей успеха в работе кружка на базе школьных мастерских является участие обучаемых в различных выставках, конкурсах и соревнованиях. Руководитель кружка обязан заранее познакомиться с планом массовых мероприятий, а в кружке целесообразно обсудить возможность участия кружковцев в тех или иных делах, наметить конкретный план подготовки к такому участию.

По окончании работы, на заключительном занятии, руководитель подводит итоги учёбы за год и анализирует успехи и неудачи каждого члена кружка, вносит предложения, но не навязывает их. Лучшие работы кружковцев представляются на отчётную выставку изделий. Вопрос об участии, должен решаться и осуществляться самими школьниками.

1.2 Особенности материальной базы для проведения кружковых занятий

В каждой школе создаются учебные школьные мастерские, которые предназначены для трудового обучения учащихся в соответствии с утвержденными программами, организации общественно полезного, производительного труда, проведения факультативных занятий по трудовому обучению, работы технических, художественно-прикладных кружков и клубов по интересам.

Для занятий кружков в общеобразовательной школе создаются следующие учебные мастерские: для трудового обучения и общественно полезного труд учащихся 1 - 4 классов, по обработке металла, по обработке древесин (или комбинированная мастерская по обработке металла и древесины), по обработке тканей, для работ с пищевыми продуктами. В специальных общеобразовательных школах и школах-интернатах в соответствии с положением об этих школах могут создаваться учебные мастерские других профилей (картонажные, переплетные и т. п.). В школах, в которых введено обучение учащихся техническим приемам изготовления художественных изделий, создаются мастерские народных художественных промыслов (резьба по дереву, роспись, керамика, чеканка и др.).

Количество мастерских для проведения занятий кружка, разновидность и площади в каждой школе принимаются в зависимости от количества и наполняемости классов (классов-комплектов) с учетом номенклатуры типов зданий, состава и площадей помещений общеобразовательных школ.

Учебные мастерские для занятий кружка оснащаются станочным и другим оборудованием, инструментами, приспособлениями, учебно-наглядными пособиями, техническими средствами обучения в соответствии с действующими средствами обучения и в соответствии с действующими типовыми перечнями учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ, а также дидактическими материалами, технической и технологической документацией. При наличии свободной площади мастерские могут оснащаться также дополнительным станочным и другим оборудованием, приспособлениями и инструментами, необходимыми для общественно полезного, производительного труда учащихся, работы технических кружков, а также профессионального обучения в 8--9 классах.

Оборудование для занятий кружка, не предусмотренное типовыми перечнями, в том числе самодельное, устанавливается в мастерских с разрешения технической инспекции труда профсоюзов, что оформляется соответствующими актами.

В учебных мастерских для занятий кружка оборудуются рабочие места учащихся индивидуального и коллективного пользования, рабочее место учителя; конструкция и организация рабочих мест должны обеспечивать возможность выполнения работ в полном соответствии с учебными программами, а также учитывать различия антропометрических данных учащихся, требования эргономики, научной организации труда и технической эстетики. Планировка мастерских для занятий кружка, размещение в них рабочих мест, оборудования и мебели должны обеспечивать благоприятные и безопасные условия для организации учебно-воспитательного процесса, возможность контроля за действиями каждого учащегося.

Рабочее место учащегося для индивидуального пользования -- верстак или специальный стол с откидным, приставным или выдвижным сиденьем. Конструкция верстака (стола) должна обеспечивать его переналадку в соответствии с ростом учащихся или позволять применять подставки для ног. Рабочее место укомплектовывается постоянно применяемыми инструментами и приспособлениями, которые размещаются в укладках различной конструкции.

Количество рабочих мест в мастерских для занятий кружка определяется наполняемостью в соответствии с установленными нормами: в городских школах с числом учащихся 25 и более человек, в сельских -- 20 и более человек.

Рабочее место учителя в мастерской для занятий кружка располагается на возвышении -- подиуме размером (примерно) 3600 Ч 2000 Ч 200 мм. Оно оборудуется столом с емкостью для ТСО (ГОСТ 18313-73, тип II), классной доской с комплектом классных инструментов и устройством для аварийного обесточивания рабочих мест учащихся. В зоне рабочего места учителя рекомендуется размещать шкафы-секции для хранения учебно-наглядных пособий и инструментов. К рабочему месту учителя подводится электропитание напряжением не свыше 42 В.

Каждая учебная мастерская для занятий кружка оснащается умывальниками со щетками и мылом в количестве 20% от числа учащихся, а также электросушилками для рук (полотенцами). В специально отведенных местах размещаются емкости для отходов, стружки, мусора, обтирочных материалов. В комплект оборудования мастерских входят носилки и универсальная аптечка первой помощи (ТУ 64-7-51-72), около аптечки указываются адрес и телефон ближайшего лечебного учреждения, а также противопожарные средства, включая углекислотный огнетушитель.

Помещения мастерских для занятий кружка оформляются стендами, таблицами и плакатами постоянного пользования, в том числе по безопасности труда и производственной санитарии, материаловедению, профессиональной ориентации и другими. В мастерских организуются постоянно действующие выставки изделий, изготовленных учащимися, с указанием, кто и когда изготовил экспонаты.

Цвет для окраски стен, инвентаря, оборудования мастерских следует подбирать исходя из требований эргономики и технической эстетики, с использованием сигнальных цветов и знаков безопасности по ГОСТ 12.4.026-76 «Цвета сигнальные и знаки безопасности».

При выполнении конкретных видов работ рабочие места для занятий кружка учащихся обеспечиваются инструкциями по безопасности труда. Они разрабатываются на основе типовых, утверждаются директором школы и согласуются с профсоюзным комитетом. Инструкции пересматриваются по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

В зависимости от местных условий в школах создаются две мастерские: по обработке металла и обработке древесины или одна комбинированная мастерская.

Кубатура, полезная площадь мастерских, их размещение, как правило, должны соответствовать строительным нормам и правилам, утвержденным Государственным комитетом.

Для хранения инструментов, приспособлений, заготовок оборудуется отдельное помещение - инструментальная, комната мастера площадью 16 кв. м, предусмотренная главой СНиП II-65-73.

Освещение, отопление и вентиляция помещений мастерских производятся в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами, установленными "Правилами по технике безопасности и производственной санитарии для школьных учебных и учебно-производственных мастерских, а также для учебных комбинатов, цехов (пролетов, участков) и предприятий, в которых проводится трудовая подготовка учащихся".

Мастерские оснащаются пособиями и оборудованием в соответствии с "Типовыми перечнями учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ", утвержденными Приказом Министерства просвещения.

В мастерских оборудуются рабочие места учащихся индивидуального и общего пользования и рабочее место учителя. Рабочие места учащихся оборудуются с учетом их возрастных особенностей, требований НОТ, а также правил техники безопасности, норм производственной санитарии и технической эстетики. Рабочие места учащихся индивидуального пользования - столярным, слесарным и комбинированным верстакам подается электроэнергия под напряжением не более 42 В. Рабочие места оснащаются комплектом соответствующих инструментов. Рабочие места учащихся общего пользования - станки, муфельная печь, пресс для штамповки, гибочные приспособления и др. Станочные рабочие места обеспечиваются ростовыми подставками, оборудуются тумбочками для размещения измерительных и режущих инструментов, заготовок, готовой продукции и документации.

Оборудование размещается в мастерских в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами техники безопасности. Размещение оборудования и мебели в мастерских должно обеспечивать возможность контроля за работой всех учащихся. Верстаки размещаются так, чтобы свет на них падал слева. Сверлильный станок устанавливается около рабочего места учителя.

В непосредственной близости от рабочих мест вывешиваются соответствующие инструкции по технике безопасности.

Рабочее место учителя располагается на подиуме. Оно оборудуется верстаком, столом, классной доской с набором чертежных инструментов (классных), электрическим распределительным щитом для подачи электроэнергии ко всем видам электрифицированного оборудования с общим рубильником отключения и с рубильниками, отключающими группы станков. К оборудованию, на котором работает только учитель, относится фуговально-пильный станок (типа ФПШ-5М) и электроточило. Они устанавливаются в инструментальной комнате мастера или в мастерской около рабочего места учителя и на время занятий с учащимися закрываются запирающимися футлярами.

Учебные мастерские оборудуются пристенными и встроенными шкафами для хранения незавершенных работ учащихся, инструментов, дидактических материалов и др.

В комплект оборудования мастерских входят носилки и аптечка с необходимыми для оказания первой помощи медикаментами и перевязочными материалами. Рядом с аптечкой прикрепляется табличка с адресом и телефоном ближайшего лечебного учреждения.

В мастерских устанавливаются умывальники со щетками, мылом и электрополотенцем, размещаются ящики для деревянной и металлической стружки (отдельно), специальные металлические ящики для обтирочных материалов, урны для мусора и инвентарь для уборки помещений.

Мастерские оформляются различными стендами и плакатами, в них организуется постоянно действующая выставка работ, выполненных учащимися.

Естественное и искусственное освещение помещений учебных мастерских должно удовлетворять требованиям, предусмотренным санитарными правилами содержания общеобразовательных школ и учебных помещений.

При проведении определения коэффициента естественного освещения учебно-производственных помещений школ эти помещения следует приравнивать к помещениям производственных зданий с точными работами.

Наименьшая освещенность горизонтальных поверхностей на уровне 0,8 м от пола помещений мастерских по обработке металла и древесины должна быть при люминесцентных лампах 300 лк, при лампах накаливания - 150 лк; проходов учебных мастерских соответственно - не менее 100 лк и 50 лк (на полу).

К мытью окон зданий любой этажности воспрещается привлекать учащихся даже старших классов.

Светильники местного освещения (с любыми лампами) для производственных помещений должны иметь отражатели, сделанные из непросвечивающегося материала с защитным углом не менее 30°. Яркость светильников местного освещения не должна превышать 1000 Вт. Светильники местного освещения должны питаться током при напряжении не выше 42 В.

В мастерских по обработке металла и древесины вентиляция должна обеспечивать воздухообмен 20 куб. м/час на 1 человека.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.