Рефераты. Проектная технология обучения

p align="left">* не было разработанной методики проектной деятельности;

* чрезмерное увлечение «методом проектов» шло в ущерб другим методам обучения;

* «метод проектов» неграмотно соединили с идеей «комплексных программ»;

* отменили оценки и аттестаты, а индивидуальные зачеты, существовавшие прежде, заменили коллективными зачетами по каждому из выполненных заданий.

В СССР метод проектов возрождать в школе не торопились, а в англоговорящих странах - США, Канаде, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии - применяли активно и весьма успешно. В Европе он прижился в школах Бельгии, Германии, Италии, Нидерландов, Финляндии и многих других стран. Разумеется, со временем произошли изменения; сам метод не стоял на месте, идея обросла технологической поддержкой, появились подробные педагогические разработки, позволяющие перевести метод проектов из категории педагогических «произведений искусства» в категорию «практических приемов». Родившись из идеи свободного воспитания, метод проектов постепенно «самодисциплинировался» и успешно интегрировался в структуру образовательных методов. Но суть его остается прежней - стимулировать интерес учеников к знанию и научить практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне стен школы.

2. МЕТОД УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ XXI ВЕКА.

Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, -- вот основ-ной тезис современного понимания метода проектов, который и при-влекает многие образовательные системы, стремящиеся найти ра-зумный баланс между академическими знаниями и прагматически-ми умениями.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навы-ков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, разви-тие критического мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную дея-тельность учащихся -- индивидуальную, парную, групповую, кото-рую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, исполь-зование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, тех-ники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая -- конк-ретный результат, готовый к внедрению.

Умение пользоваться методом проектов -- показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обуче-ния и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим прежде всего умение адаптировать-ся к стремительно изменяющимся условиям жизни человека по-стиндустриального общества.

3. КЛАССИФИКАЦИЯ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ (по Коллингсу).

Еще один разработчик метода проектов, американский профес-сор Коллингс предложил первую в мире классификацию учебных проектов.

Проекты игр -- различные игры, народные танцы, драматические постановки и т.п. Цель -- участие детей в групповой деятельности.

Экскурсионные проекты -- целесообразное изучение проблем, свя-занных с окружающей природой и общественной жизнью.

Повествовательные проекты, цель которых -- получить удоволь-ствие от рассказа в самой разнообразной форме -- устной, письмен-ной, вокальной (песня), музыкальной (игра на рояле).

Конструктивные проекты -- создание конкретного, полезного про-дукта: изготовление кроличьей ловушки, строительство сцены для школьного театра и т.п.

4. ТРЕБОВАНИЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕТОДА ПРОЕКТОВ.

Основные требования к использованию метода проектов:

Наличие значимой в исследовательском, творческом плане про-блемы или задачи, требующей интегрированного знания, ис-следовательского поиска для ее решения (например, исследо-вание демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме (проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду).

Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, передача доклада в соответствующие службы о демографическом состоянии реги-она, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, про-слеживающихся в развитии изучаемой проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.). Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) дея-тельность учащихся.

Структурирование содержательной части проекта (с указани-ем поэтапных результатов).

Использование исследовательских методов: определение про-блемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, офор-мление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», статистических методов, творческих отче-тов, просмотров).

5. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ.

Грамотно сформулировать цели - особое умение. С постановки целей начинается работа над проектом. Именно эти цели являются движущей силой каждого проекта, и все усилия его участников направлены на то, чтобы их достичь.

Формулировке целей стоит посвятить специальные усилия, потому что от тщательности выполнения этой части работы наполовину зависит успех всего дела. Сначала определяются самые общие цели, затем постепенно они все больше детализируются, пока не спустятся на уровень максимально конкретных задач, стоящих перед каждым участником работы. Если не пожалеть времени и усилий на целеполагание, работа над проектом в этом случае превратится в пошаговое достижение поставленных целей от низших к высшим.

Но не стоит и перегибать палку. Если увлечься излишней детализацией, можно потерять связь с реальностью, и в этом случае список мелких целей помешает достижению главной, за деревьями можно не увидеть леса.

Многие учредители конкурсов помогают участникам и предлагают примерный список целей, такой как «Перечень педагогических целей (задач), поставленных научным руководителем в рамках конкретного учебного проекта», из перечня документов, представляемых к защите проектных и исследовательских работ учащихся на конкурс «Ярмарка идей на Юго-Западе. Москва 2004 год».

1. Когнитивные цели - познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения возникающих проблем, овладение навыками работы с первоисточниками; постановка эксперимента, проведение опытов.

2. Оргдеятельные цели - овладение навыками самоорганизации; умение ставить перед собой цели, планировать деятельность; развивать навыки работы в группе, освоение техники ведения дискуссии.

3. Креативные цели - творческие цели, конструирование, моделирование, проектирование и т.д.

Если попытаться сформулировать наиболее общие цели, которые стоят перед современной школой, то можно сказать, что главной целью является обучение проектированию как универсальному умению. «Весь комплекс дидактических, психолого-педагогических и организационно-управленческих средств, позволяющих, прежде всего, сформировать проектную деятельность учащегося, научить школьника проектированию, мы называем проектным обучением».

6. ВЫБОР ТЕМЫ ПРОЕКТА.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть раз-личным. В одних случаях тематика может формулироваться специ-алистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других -- выдвигаться учителями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, инте-ресов и способностей учащихся. В-третьих - тематика проектов мо-жет предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ори-ентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического воп-роса школьной программы. Чаще, однако, темы проектов, особенно рекомендуемые органами образования, относятся к какому-то прак-тическому вопросу, актуальному для практической жизни. Так дос-тигается вполне естественная интеграция знаний.

Например, очень острая проблема городов -- загрязнение окру-жающей среды отходами быта. Проблема: как добиться полной пе-реработки всех отходов? Тут и экология, и химия, и биология, и социология, и физика. Или: Золушка, Белоснежка и Царевна-ле-бедь в сказках народов мира. Эта проблема -- для младших школь-ников. А сколько здесь потребуется от ребят поисков, смекалки, творчества! Тем для проектов -- неисчерпаемое множество, это жи-вое творчество, которое нельзя никак регламентировать.

Результаты выполненных проектов должны быть материальны, то есть надлежащим образом оформлены (видеофильм, альбом, бор-тжурнал «путешествий», компьютерная газета, альманах). В ходе решения какой-либо проектной проблемы учащимися приходится привлекать знания и умения из разных областей: химии, физики, иностранного и родного языков.

Интересный опыт использования метода проектов накоплен в Ро-стовской общеобразовательной средней школе 2 художественно-эстетического профиля. Эта школа, имеющая статус школы-лабора-тории Академии педагогических и социальных наук, одновременно является базовой для Ростовской государственной академии архи-тектуры и искусств. Старшеклассники здесь принимают активней-шее участие в исследовательской и проектной работе, ориентиро-ванной преимущественно на реставрацию памятников архитектуры республиканского и областного значения.

Среди наиболее серьезных реальных проектов -- искусствоведчес-кие и исторические изыскания по восстановлению жилой усадьбы в археологическом музее-заповеднике Танаисе, проект реставрации Ро-стовской греческой церкви. Особый успех учащимся, работающим под руководством опытных педагогов (архитекторов-реставраторов) Т.В. Гренц и А.Ю. Гренц, принес в 2002 году проект реставрации Старопокровской церкви в центре Ростова. В этом конкурсе прини-мали участие профессора Ростовской академии архитектуры и ис-кусств, проектные организации, но жюри присудило 1-е место уча-щимся. Такой уникальный случай школьного творчества нашел от-ражение даже на страницах «Комсомольской правды».

7. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА.

Личностная ориентация педагогического процесса невозможна без изменения образовательных технологий. Образовательная техноло-гия должна способствовать раскрытию субъектного опыта ученика: формированию личностно значимых для него способов учебной рабо-ты; овладению умениями самообразования. Этим требованиям отве-чают педагогические технологии практической направленности Джона Дьюи. Они в совокупности с изучаемыми информационными техно-логиями и современной информсредой школы обеспечивают деятельностный подход к обучению, позволяющий быстрее и легче реализо-вать сверхзадачу -- перевод обучающегося в режим саморазвития.

Дьюи рассматривал метод проектов как универсальный метод в школьной практике. Но наиболее рациональным предлагается рас-сматривать этот метод в сочетании с традиционными методами в качестве дополняющего элемента в организации самостоятель-ной работы ученика в развитой информационной среде.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.