Рефераты. Проектная технология обучения

p align="left">Организованный учебный процесс все в большей сте-пени превращается в процесс самообучения: обучаемый сам выби-рает образовательную траекторию в детально разработанной и уме-ло организованной учебной среде. Работая в составе мини-бригады по созданию курсового проекта, обучающийся не только приобрета-ет опыт социального взаимодействия в творческом коллективе еди-номышленников, но и использует полученные знания в своей дея-тельности, интериозировав (присвоив) их, обозначив тем самым свое становление субъектом познания, развивая в совокупности все сто-роны личностного «Я» в конкретной деятельности.

Такая форма организации обучения позволяет повысить эффек-тивность обучения. Она обеспечивает систему действенных обрат-ных связей, что способствует развитию личности, самореализации не только обучающихся, но и педагогов, принимающих участие в разработке курсового проекта.

Карл Фрей выделяет 17 отличительных черт проектного метода, среди которых наиболее значимы следующие:

- участники проекта подхватывают проектную инициативу от кого-либо из жизни;

- участники проекта договариваются друг с другом о форме обу-чения;

- участники проекта развивают проектную инициативу и дово-дят ее до сведения всех;

- участники проекта организуют себя на дело;

- участники проекта информируют друг друга о ходе работы;

- участники проекта вступают в дискуссии.

Все это говорит о том, что под проектным методом имеется в виду система взаимодействий педагога и учащихся.

Н.Г. Чернилова рассматривает проектное обучение как развива-ющее, базирующееся «на последовательном выполнении комплекс-ных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний». Это определение относится ею к проектному обучению как типу развивающего обучения.

Следует отметить, что переводить полностью весь образователь-ный процесс на проектное обучение нецелесообразно.

8. ЦЕЛЬ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

· самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

· учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

· приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

· развивают у себя исследовательские умения (умения выявле-ния проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эк-сперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

· развивают системное мышление.

9. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ.

Исходные теоретические позиции проектного обучения:

- в центре внимания -- ученик, содействие развитию его твор-ческих способностей;

- образовательный процесс строится не в логике учебного пред-мета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;

- индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает вы-ход каждого ученика на свой уровень развития;

- комплексный подход к разработке учебных проектов способ-ствует сбалансированному развитию основных физиологичес-ких и психических функций ученика;

- глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Таким образом, суть проектного обучения состоит в том, что уче-ние в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты.

Чтобы постичь, прожить, приобщиться к раскрытию, конструи-рованию нужны особые формы обучения. Ведущей среди них явля-ется имитационная игра.

Игра - это самая свободная, естественная форма погружения человека в реальную (или воображаемую) действительность с целью ее изучения, проявления собственного «Я», творчества, активнос-ти, самостоятельности, самореализации. Именно в игре каждый выбирает себе роль добровольно.

Игра несет на себе функции:

- психологические, снимая напряжение и способствуя эмоцио-нальной разрядке;

- психотерапевтические, помогая ребенку изменить отношение к себе и другим, изменить способы общения; психическое са-мочувствие;

- технологические, позволяя частично вывести мышление из рациональной сферы в сферу фантазии, преображающей реальную действительность.

В игре ребенок чувствует себя в безопасности, комфортно, ощу-щает психологическую свободу, необходимую для его развития.

10. СИСТЕМЫ ДЕЙСТВИЙ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ.

С целью выделения систем действий учителя и учащихся пред-варительно важно определить этапы разработки проекта.

Обязательное требование -- каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.

Системы действий учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом.

Стадии

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Разработка проектного задания

1.1. Выбор темы проекта

Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся

Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме

Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта

Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения

Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися

Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения

1.2. Выделение подтем и тем проекта

Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора

Каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую

Учитель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта

Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый ученик выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль)

1.3. Формирование творческих групп

Учитель проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности

Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды

1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе: формули-ровка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы

Если проект объемный, то учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу

Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в командах с последующим обсуждением классом

1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности

Учитель принимает участие в обсуждении

Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятель-ности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, ли-тературная гостиная и т.д.

2. Разработка проекта

Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность

Учащиеся осуществляют поисковую деятельность

3. Оформление результатов

Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность

Учащиеся вначале по груп-пам, в потом во взаимодей-ствии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами

4. Презентация

Учитель организует экспер-тизу (например, приглашает в качестве экспертов стар-ших школьников или парал-лельный класс, родителей и др).

Докладывают о результатах своей работы

5. Рефлексия

Оценивает свою деятель-ность по качеству оценок и. активности учащихся

Подводят итоги работы, высказывают пожелания, коллективно обсуждают оценки за работу

11. СОВРЕМЕННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ.

Проект может быть групповым и персональным. Каждый из них имеет свои неоспоримые достоинства.

Современная классификация учебных проектов сделана на осно-ве доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:

практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановлению экономики страны);

исследовательский проект - исследование какой-либо про-блемы по всем правилам научного исследования;

информационный проект -- сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудито-рии (статья в СМИ, информация в сети Интернет);

творческий проект -- максимально свободный авторский под-ход в решении проблемы. Продукт -- альманахи, видеофиль-мы, театрализации, произведения изо или декоративно-при-кладного искусства и т.п.

ролевой проект -- литературные, исторические и т.п. дело-вые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца.

Возможна классификация проектов по:

* тематическим областям;

* масштабам деятельности;

* срокам реализации;

* количеству исполнителей;

* важности результатов.

Но независимо от типа проекта, все они:

* в определенной степени неповторимы и уникальны;

* направлены на достижение конкретных целей;

* ограничены во времени;

* предполагают координированное выполнение взаимосвязанных действий.

По комплексности проекты могут быть монопроектами и межпред-метными.

Монопроекты реализуются в рамках одного учебного предмета или одной области знания.

Межпредметные -- выполняются во внеурочное время под руко-водством специалистов из разных областей знания.

По характеру контактов проекты бывают -- внутриклассными, внутришкольными, региональными и международными. Два после-дних, как правило, реализуются как телекоммуникационные проек-ты, с использованием возможностей Интернета и средств современ-ных компьютерных технологий.

По продолжительности различают:

минипроекты -- укладываются в один урок или даже его часть;

краткосрочные -- на 4-6 уроков;

недельные, требующие 30-40 часов; предполагается сочета-ние классных и внеклассных форм работы; глубокое погружение в проект делает проектную неделю оптимальной фор-мой организации проектной работы;

* долгосрочные (годичные) проекты как индивидуальные, так и групповые; выполняются, как правило, во внеурочное время.

Виды презентации проектов:

- научный доклад;

- деловая игра;

- де-монстрация видеофильма;

- экскурсия;

- телепередача;

- научная кон-ференция;

- инсценировка;

- театрализация;

- игры с залом;

- защита на Ученом Совете;

- диалог исторических или литературных персона-жей;

- спортивная игра;

- спектакль;

- путешествие;

- реклама;

- пресс-кон-ференция.

Критерии оценки проекта должны быть понятны, их должно быть не более 7-10. Оцениваться, прежде всего, должно качество работы в целом, а не только презентация.

Позиция учителя: энтузиаст, специалист, консультант, руково-дитель, «человек, задающий вопросы»; координатор, эксперт; пози-ция учителя должна быть скрытой, дающей простор самостоятель-ности учащихся.

Если задачей педагога является обучение проектированию, то в работе по методу учебных проектов упор нужно сделать не на том, что получилось в результате совместных (хочу это подчеркнуть!) усилий ученика и учителя, а на том, каким путем был достигнут результат.

Захлестнувшая нас волна увлечения проектами привела к тому, что делать проекты в школе стало модно, причем, часто целью этих работ является желание «засветиться» на каком-нибудь конкурсе, благо, за последние несколько лет их стало много: на любой вкус. Конкурсы проектов учеников довольно часто представляют собой «Выставку достижений учителей (научных руководителей)». В работе некоторых жюри иногда верх берет академизм, и тогда преимущества получают профессионально выполненные проекты, доля участия детей в которых минимальна. Эта тенденция может принести много вреда, поэтому нужно четко определить, зачем выполняется тот или иной проект, чему могут научиться школьники, что именно должен делать каждый участник работы (и ученики, и руководитель), чтобы достичь собственных целей, поставленных в самом начале работы над проектом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Смена концепции вызывает лавинообразный процесс локальных изменений в системе образования в целом и в каждом ее звене в отдельности. Каждый учитель может внести свой вклад в совершенствование нашего образования, применяя новые приемы и методы обучения.

Зачем нужны такие серьезные перемены в обучении? Почему нельзя обойтись прежними, проверенными временем методами? Ответ очевиден: потому что новая ситуация требует новых подходов.

Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

Очевидно, что учить нужно именно тому, что может пригодиться, только тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения отечественного образования. «В последнее время в список социальных потребностей (ясно, что этот список далеко не сформирован окончательно) попали следующие необходимые сегодня качества личности: владение универсальными способами деятельности, владение коммуникативными навыками, навыками коллективного труда, владение специфическими навыками учебного труда (способность к самообразованию), нормы и эталоны социальной жизнедеятельности (воспитанность). Если ученик будет обладать указанными свойствами, то он будет, с большой долей вероятности, реализован в современном обществе. Вместе с тем, такое образование будет обладать новым качеством, ибо оно другое, новое по сравнению с тем, что реализуется в предметно-нормативной модели образования и используется в представленных подходах к оценке его качества».

ЛИТЕРАТУРА.

1. Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования. - М., 2005.

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000

3. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение -- что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42.

4. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика./Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.

5. Управление проектами в современной организации: Стандарты. Технологии. Персонал. - М., 2004.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.