Стереотипы и личностные деформации
Профессиональные стереотипы заметно влияют на личность, приводят к личностным деформациям, имеют тенденцию распространяться и захватывать другие сферы, что неблагоприятно сказывается на работе и общении в быту. Перенос рабочих навыков в другие сферы общения (бытовые, семейные, дружеские) и чрезмерное наполнение ими профессиональной деятельности влияют на самооценку человека, его способность критически относиться к себе и своим привычкам и своевременно их корректировать.
Упроченные установки могут приводить к тому, что даже простое и очевидное решение не замечается. Они образуют инерционное звено, и новые подходы и методы усваиваются все слабее, так как потребность в них недостаточно осознается. Одна из сторон деформации проявляется в возникновении ложного представления, что и без новых знаний накопленные стереотипы обеспечивают необходимую скорость, точность и успешность деятельности.
Закрепляется излишняя трафаретность в подходах, упрощенность во взглядах на рабочие проблемы, что приводит к снижению профессионального уровня. На это необходимо обращать особое внимание при повышении квалификации специалистов, чтобы побудить их своевременно отказаться от устаревших стереотипов и установок, заменив их более адекватными. Другая сторона деформации - перенесение профессиональных привычек, полезных в работе, на дружеское и семейное общение.
Характер деформации может определяться не только самой профессией, но положением в иерархии власти. Когда человек обретает определенную власть над другими, а обратные связи, критика, общественный контроль за его поведением ослаблены, его личность трансформируется. Специалист, постоянно отдающий приказы, подвержен опасности возникновения у него чувства превосходства или даже высокомерия, что ослабляет его способность к самокритике. При этом замечено, что прежде всего страдает чувство юмора, в частности понимание шуток в свой адрес. Подобная нечувствительность закрывает ему пути интеллектуального развития. Административная деятельность некоторых служащих, должностная приверженность к правилам и распорядкам, часто достаточно формальным, способствуют иногда общему обеднению их эмоциональной сферы, появлению формализма и сухости в личных взаимоотношениях.
Критический фактор личностной деформации - хроническая перегрузка. Из-за нее труд не приносит удовлетворения и сказывается неблагоприятно на отношениях, прежде всего в семье. Перегрузка приводит к резкому сужению круга общения и патологическому изменению взглядов на мир. Вот почему так необходимы, особенно в нынешних условиях, тренинги личностного роста.
Таким образом, анализ литературы по данной тематике позволяет нам сформулировать теоретическую позицию, согласно которой существует ряд психологических барьеров, блокирующих формирование мотивации у педагога:
1.повышение квалификации - новая социальная роль;
2. низкий уровень коммуникативной культуры - не умение общаться с людьми;
3. страх перед новыми информационными технологиями - компьютеризация; 4.низкий уровень творческого самовыражения;
5.социальная незащищенность педагога;
6. языковые, этнические барьеры -принадлежность к другой группе людей, миграция.
Существуют также пути преодоления данных психологических барьеров, к которым относятся:
1. Разработка программ для педагогов - строится на основе принципов:
-дифференциации и индивидуализации;
-взаимосвязи аттестации с повышением квалификации;
- оптимальное сочетание теории и практики, расширение и углубление теоретических знаний в сочетании с практической направленностью обучения.
2. Разработка психологических программ на развитие коммуникативной культуры педагогов:
- ролевые игры;
- психологические тренинги;
- групповые дискуссии
3. Разработка психологических программ по повышению уровня творческого самовыражения:
- защита собственных сценариев по педагогическому досугу.
4. Организация системы поощрений:
- моральные;
- материальные;
5. Развитие профсоюзной деятельности, проведение конкурсов профессионального мастерства, привлечение средств массовой информации.
6. Разработка индивидуальных программ по преодолению психологических барьеров, связанных с вхождением в новый коллектив, психологическое сопровождение в период адаптации к новым условиям труда.
Результатом мероприятий по преодолению психологических барьеров в конечном итоге станет удовлетворение личностных и профессиональных потребностей педагога, повышение его профессиональной компетентности, повышение уровня его коммуникативной культуры, создание условий для личностного и профессионального самовыражения педагога.
Следующая глава будет посвящена экспериментальному исследованию по выявлению и преодолению психологических барьеров в профессиональной деятельности МОУ Синицинская СОШ.
Глава 2. Экспериментальное исследование по преодолению психологических барьеров в профессиональной деятельности педагогов
2.1 Выявление психологических барьеров в профессиональной деятельности педагогов МОУ Синицинская СОШ
Цель исследования заключается в исследовании психологических барьеров педагогов и выявления влияния на них личностных факторов.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Диагностика наличия психологических барьеров у педагогов МОУ Синицинская СОШ;
2. Диагностика личностных факторов педагогов;
3.Анкетирование, с целью выявления влияния личностных факторов на развитие психологических барьеров;
4. Анализ влияния личностных факторов на развитие психологических барьеров педагогов.
Для проведения данного исследования были выбраны следующие методики:
1. Многофакторный личностный опросник FPI. Авторы И. Фаренберг, Х. Зарг, Р. Гампел (модифицированная форма “B”).
Опросник и его структура соответствуют традиционным личностным опросникам: содержит вопросы, высказывания, касающиеся способов поведения, состояний, ориентаций, навыков и физических трудностей, на которые испытуемый отвечает “согласен” или “нет”. Опросник предназначен для диагностики таких личностных свойств как: невротичность (шк. I); спонтанная агрессивность (шк. II); депрессивность (шк. III); раздражительность (IV); общительность (шк. V); уравновешенность (шк. VI); реактивная агрессивность (шк. VII); застенчивость (шк. VIII); открытость (шк. IX); экстраверсия - интроверсия (шк. X); эмоциональная лабильность (шк. XI); маскулинизм - феминизм (шк. XII). Этот опросник предназначен для широкого круга испытуемых, возможно индивидуальное и групповое предъявление.
Описание методики представлено в приложении 1.
2. Метод диагностики межличностных отношений. (Адаптированный материал интерперсональной диагностики Т. Лири). Данная методика адаптирована Собчик Л.Н. и предназначена для диагностики структуры межличностных и внутриличностных отношений. Основываясь на том, что личность проявляется в поведении, актуализированном в процессе взаимодействия с окружающими, Т. Лири систематизировал эмпирические наблюдения в виде 16-ти вариантов межличностного взаимодействия. Соответственно типам межличностного поведения разработан опросник, представляющий собой 128 простых характеристик, на которые испытуемые отвечают “да” или “нет”. Данная методика выбрана мною, так как позволяет получить данные, как о личности испытуемого, так и об межличностных отношениях с окружающими. Описание методики представлено в приложении 2.
Исследование проводилось в МОУ Синицинская СОШ. Испытуемыми стали 40 педагогов с разным профессиональным стажем.
Тестирование испытуемых проводилось индивидуально. Испытуемые получали инструкции и бланки ответов (см. приложения). После проведения тестирования, данные тестов, были обработаны и сведены в таблицы сырых показателей. Далее проведен корреляционный анализ результатов и подсчитаны коэффициенты корреляции по фазам симптома, а так же по личностным. На основе полученных данных мы попытались проследить зависимость влияния личностных на развитие психологических барьеров.
В приложении 3 представлены результаты исследований степени психологических барьеров у педагогов. Как видно из этой таблицы, все испытуемые разделяются по количеству набранных баллов, как в отдельных фазах, так и по общему количеству набранных баллов.
Всю выборку можно разделить на три группы, по такому критерию как, сформированность фаз:
1 группа - психологический барьер полностью сформировался хотя бы в одной из фаз (т.е. итоговое количество баллов в одной из фаз больше или равно 61);
2 группа - психологический барьер находится в стадии формирования хотя бы в одной из фаз (т.е. итоговое количество баллов в одной из фаз находится в промежутке от 37 до 60 баллов);
3 группа - психологический барьер не сформировался (т.е. итоговое количество баллов ни в одной из фаз не превышает 36 баллов).
В первую группу вошло 19 педагогов, что составляет 47,5%;
во вторую группу 13 человек, что составляет 32,5%;
в третью группу 8 человек, что составляет 20%.
Таким образом, мы видим, что самой многочисленной оказалась группа педагогов с психологическими барьерами, сформировавшимся хотя бы в одной из фаз. А самой малочисленной - группа с не сформировавшимся психологическим барьером.
В приложении 4 представлена выраженность фаз и симптомов в различных группах.
Анализируя показатели таблиц можно сказать, что в фазе “напряжение”, в первой и во второй группах доминирует симптом “переживания психотравмирующих обстоятельств” (соответственно 37,5% педагогов и 15%), это означает, педагоги этих групп в настоящее время испытывают воздействие психотравмирующих факторов, нарастает напряжение, которое выливается в отчаяние и негодование. Неразрешимость ситуации приводит к развитию психологических барьеров. Для сравнения, в третьей группе, нет ни одного человека со сформировавшимся данным симптомом психологического барьера.
Ощущение “неудовлетворенности собой” сформировалось у очень небольшого количества педагогов 1-й и 2-й групп (5% и 2,5%), это говорит о том, что в основном педагоги не испытывают недовольства собой в профессии и конкретными обстоятельствами на рабочем месте. Но у 45% педагогов из всех трех групп этот симптом начинает складываться, и можно говорить о том, что начинает действовать механизм “эмоционального переноса”, то есть вся сила эмоций направляется не во вне, а на себя. Это проявляется в интенсивной интериоризации обязанностей, повышенной совестливости и чувстве ответственности, что, несомненно, нагнетает напряжение, а на последующих этапах “выгорания” может провоцировать психологическую защиту.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9