Рефераты. Психолого-педагогические аспекты повышения педагогической компетентности родителей детей с ограниченными возможностями

p align="left">- создание дома спокойной доброжелательной атмосферы с теми режимными ограничениями, которые продиктованы состоянием ребенка;

- обеспечение своевременного приема ребенком предписанных ему медикаментозных средств, наблюдение за их действием и информирование об этом врача;

- постоянное наблюдение за соматическим и психологическим состоянием ребенка с ведением дневника наблюдения;

- овладение основами специальной педагогики и психологии, навыками проведения в домашних условиях занятий по раннему коррекционному развитию и воспитанию, а также обучению своих детей;

- овладение основами правовых знаний, относящихся к правам инвалидов и детей группы риска по отклонениям в развитии;

- участие в деятельности общественных объединений и организаций родителей детей с нарушениями в развитии;

- родителям необходимо знать особенности развития ребенка, сформировать адекватную самооценку, правильное отношение к дефекту, волевые качества, включать в жизнь ребенка игровую и посильную игровую деятельность; при посещении ребенком детского учреждения родители должны продолжать с ним работать.

Индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения в семье ребенка составляется совместно специалистами и родителями, она должна учитывать особенности заболевания. Родители должны знать цели и ожидаемые результаты индивидуальной программы реабилитации ребенка.

В процессе обучения могут возникнуть определенные трудности, к которым родители должны быть готовы. Например, когда ребенок может, но не хочет выполнять задания. В таких случаях ребенка необходимо прежде всего научить подчиняться требованиям взрослых. Часто невыполнение заданий может быть связано с нарушениями внимания, поэтому важно правильно определить причину нежелания и применять адекватные формы воздействия.

Родителям и окружающим взрослым никогда нельзя быть причиной плача и дискомфорта ребенка. Одним из главнейших правил семейного воспитания ребенка с особенностями развития является предупреждение у него дискомфортного состояния, общего возбуждения, страха, реакций протеста. Слова и дела родителей всегда должны быть примером для ребенка. Родителям необходимо всегда выполнять обещания, данные ребенку. Особенно это касается детей с отклонениями в развитии, которые обычно меньше, чем другие дети, общаются с окружающим миром.

Формы работы по повышению уровня педагогической компетентности у родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии

Основой совершенствования семейного воспитания является работа по повышению педагогической культуры родителей, важной составной частью которой выступает подготовка к воспитанию ребенка с особыми нуждами в образовании. Говоря о пользе усвоения родителями знаний о воспитании детей, нельзя забывать, что их воспитательная деятельность всегда происходит на фоне уклада семейной жизни и является его частью. Работа с родителями по формированию педагогической компетентности не должна быть стихийной, эпизодической и обязательно должна планироваться специалистом по работе с семьей. Основой для планирования является анализ результатов анкетирования, изучающего ребёнка и родителей, уровень информированности членов семьи по вопросам воспитания и обучения детей, включение в годовой план работы вопросов, волнующих родителей.

Определив цели и задачи работы с семьей, необходимо выбрать наиболее эффективные формы организации коррекционно-педагогического процесса и сотрудничества специалистов с родителями. Родителям необходимо объяснить значение режима дня и создание условий для организации деятельности ребенка в семье, разъяснить роль предметно-развивающей среды и взаимодействия с близкими взрослыми в развитии ребенка дошкольного возраста [16, 7].

Как показывает многолетний практический опыт Г.А. Мишиной [8,135] и других авторов, наиболее часто используются следующие формы организации лечебно-коррекционного процесса:

1) консультативно-рекомендательная;

2) информационно-просветительская;

3) практические занятия для родителей;

4) организация «круглых столов», родительских конференций, семинаров, клубов, детских праздников и утренников;

5) индивидуальные занятия с родителями и их ребенком;

6) психотерапия и психокоррекционная арттерапия ;

7) подгрупповые занятия.

Как свидетельствует практика, наиболее широко используется консультативно-рекомендательная форма. В таких консультациях участвуют специалисты разных профилей, которые проводят первичное обследование ребенка и затем отслеживают динамику его развития. Психологическое консультирование -- это основа, которая должна быть принята во внимание при организации любого консультирования.

Можно выделить разные уровни консультирования в зависимости от возможностей специалистов - имеется в виду, как их подготовка, так и чисто формальные, организаторские моменты (наличие постоянного приспособленного помещения, необходимого времени, организации труда в том или ином учреждении и пр.). Так, консультирование может вестись в ряде случаев на чисто информационном уровне, когда консультант в ходе одной-двух встреч обеспечивает клиента определенными необходимыми ему сведениями. Другой уровень консультирования - обучение тем или иным навыкам, умениям - поведенческим, социальным, навыкам простейшей коррекционной работы, а не просто снабжение информацией. Третий уровень - помощь в активной перестройке системы отношений, оценки действительности, а не просто снабжение информацией или обучение.

Педагогу важно ориентировать усилия родителей на взаимодействие с ребенком в настоящий момент, на создание предметно-развивающей среды, учитывающей особенности ребенка и значимость систематического проведения коррекционно-педагогических занятий в условиях семьи [12, 17].

Специалисты по желанию родителей выбирают те или иные вопросы воспитания и освещают их в своих лекциях. Лекции посвящаются знакомству родителей с закономерностями развития ребенка, принципам первоначального воспитания и обучения малыша, организации предметно-развивающего пространства ребенка в семье. В процессе лекций желательно использовать видео- и фотоматериалы, демонстрировать развивающие упражнения. [12, 16].

Слушая лекции и вопросы других родителей, слушатели лучше осознают и решают свои проблемы. Кроме того, они имеют возможность познакомиться и оказать поддержку друг другу. При информировании родителей о проблемах воспитания и образования большое значение имеет вещественное подтверждение слов педагога путем консультаций с указанием источников литературы, организации или посещения выставок.

Наряду с лекциями проводятся практические занятия, на которых родители имеют возможность приобрести навыки по формированию нарушенных функций, умений и навыков у своих детей. Это могут быть педагогические игровые упражнения, семинары-практикумы, педагогические практикумы. Они направлены на овладение родителями такими способами организации совместной деятельности с ребенком, как упражнения, поручения, личный пример, постановка перспектив, игры, умением придавать ей воспитывающий и развивающий характер, умением заинтересовать ребенка совместной деятельностью и создавать условия для проявления в ней ребенком субъектной позиции.

Хорошо зарекомендовали себя и такие формы как организация «круглых столов», «мозговой штурм», родительских собраний, дискуссий, конференций, детских праздников, клубов. В их подготовке принимают участие специалисты, дети и сами родители.

На индивидуальных занятиях с семьей выявляются положительные личностные качества родителей, необходимые для сотрудничества. Специалистом совместно с родителями разрабатывается индивидуальная коррекционно-образовательная программа для ребенка с учетом структуры основного дефекта и связанных с ним нарушений. При планировании программы раннего вмешательства очень важно, чтобы особое внимание уделялось реакциям родителей и возможности регулярного консультирования на том или ином этапе оказания помощи семье.

Важно научить родителей проводить коррекционно-развивающую работу одновременно со специалистами, а также самостоятельно под их руководством. Основная цель программ домашнего обучения состоит в стимуляции психомоторного развития ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, возраста, а также структуры ведущего отклонения в развитии и сопутствующих эмоционально-поведенческих и других нарушений. Программы с участием родителей обладают рядом преимуществ таких как:

1) Работа с программой оказывает психотерапевтический эффект на родителей.

2) Родители получают возможность непосредственно работать со своим ребенком.

3) Программы могут быть легко адаптированы к индивидуальным особенностям каждой семьи.

4) Все члены семьи выигрывают от участия в программе.

Содержание программы включает в себя задачи, методы и приемы работы с малышом с учетом его потенциальных возможностей (зоны ближайшего развития).

К формам индивидуальной работы с родителями относятся:

1. Демонстрация матери приемов работы с ребенком.

2. Конспектирование матерью уроков, проводимых педагогом.

3. Выполнение домашних заданий со своим ребенком.

4. Чтение матерью специальной литературы, рекомендуемой педагогом.

5. Реализация творческих замыслов матери в работе с ребенком.

Первоначально от родителей требуется фиксировать ход занятия педагога с ребенком и повторять эти упражнения дома. Затем специалист оценивает, что получилось, и делает замечания о характере и видах следующих занятий.

В некоторых семьях матери предлагается участвовать в отдельных эпизодах занятия: специалист с ребенком действует как одно целое, а мать как партнер по игре. Затем мать и специалист меняются местами.

В других семьях специалист может предложить маме закончить задание, начатое им, а затем самостоятельно его выполнить, помогая в случае неудачи.

Для обучения родителей налаживанию сотрудничества родителей, детей, специалистов и других людей проводят занятия с двумя детьми и их мамами (подгрупповые занятия).

За последнее десятилетие появились новые формы помощи родителям и детям.

Коррекционная помощь по заявлению родителей и заключению Психолого-медико- педагогической комиссии может оказываться в группах кратковременного пребывания дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида («Об организации. В дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии» от 26.06.99 №129/23-16). В этих группах родители имеют возможность присутствовать на занятиях специалиста с ребенком, включатся в совместные игры, обсуждать и планировать игровые задания, получать опыт создания предметно-развивающей среды [5, 21].

Еще одной новой формой помощи родителям и детям с ограниченными возможностями здоровья с неярко выраженными отклонениями в развитии является интегрированное воспитание (в соответствии с методическим письмом Минобразования РФ «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» от 16.01.02 №03-51-5/23-03. Создан новый тип дошкольного учреждения комбинированного вида. В этих учреждениях воспитываются нормально развивающиеся дети и дети с отклонениями в развитии. При организации коррекционно-развивающего обучения в интегрированных группах большое внимание уделяется индивидуальному подходу воспитателей к созданию условий для формирования адекватных форм взаимодействия каждого проблемного ребенка с нормально развивающимися сверстниками в разных видах деятельности( на занятиях по физическому и музыкальному воспитанию, в ходе проведения занятий по изобразительной деятельности и в свободной игровой деятельности) [16, 9].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.